Земельный налог сельхозпроизводители

Содержание:

Ставка земельного налога с участка, который не используется по назначению

Какие ставки налога действуют

Стандартная ставка по земельному налогу составляет 1,5 процента, а льготная – всего лишь 0,3 процента. Последняя применяется в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Это установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

Если читать эту норму буквально, то получается, что для применения ставки 0,3 процента необходимо, чтобы одновременно соблюдалось два условия:

1) земельный участок отнесен к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);

2) участок используется для сельскохозяйственного производства.

Что влечет за собой нарушение в использовании земли

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его по назначению, она нарушает действующее законодательство. Какая применяется ставка земельного налога с участка, который не используется по назначению? Ставка в размере 1,5 процента.

Но с какого момента применять повышенную ставку?

Налоговый кодекс не дает ответа на этот вопрос.

ФНС России в письме от 17.03.15 № ЗН-4-11/4198 отвечает так. Повышенную ставку надо применять начиная с того налогового периода (года), в котором выявлено нарушение в использовании земли, и до начала года, в котором нарушение устранено.

При этом налоговики никак не обосновывают свои выводы. Они лишь ссылаются на аналогичное мнение Минфина России, изложенное в письме от 16.07.14 № 03-05-04-02/34879. Но и финансисты ничем не подкрепляют свою точку зрения. Они лишь указывают, что Налоговый кодекс не предусматривает, чтобы к одному земельному участку применялись разные налоговые ставки. Однако это никак не объясняет, почему повышенную ставку надо применяться именно с начала текущего периода, а не со следующего года.

Чем чиновники обосновывают свою точку зрения

Обратимся к письму Минфина России от 05.10.12 № 03-05-05-02/101. В нем указано, что в соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость участков.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, кадастровая оценка земель основывается на классификации их по целевому назначению и виду использования.

Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли.

При этом отмечается, что на основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется на 1 января года.

Поэтому финансисты полагают, что в случае изменения в течение года вида разрешенного использования земельного участка, новую ставку надо применять именно с начала года.

Аналогичный вывод содержится и в других письмах Минфина России (от 10.10.12 № 03-05-05-02/104, от 09.10.12 № 03-05-05-02/101).

Как остаться в выигрыше

Предположим, компания оперативно устранит выявленное нарушение. Оперативно, то есть в том же году, в котором контролирующие органы выявили нарушение. Тогда получается, что ей вообще не придется применять повышенную ставку земельного налога.

Но можно ли на практике быстро устранить нарушение?

Да, это вполне реально. Например, участок можно сдать в аренду сельхозпроизводителю. Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если земельный участок сдан в аренду сельхозпроизводителю, его собственник вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14.03.08 № 03-05-05-02/12, от 26.03.07 № 03-05-05-02/14. Это же подтверждается арбитражной практикой (постановления ФАС Северо-Западного от 26.09.07 № А56-50713/2006, Московского от 12.02.10 № КА-А41/553-10 округов).

Причем в аренду можно сдать только часть участка. Ведь как отмечено в письме Минфина России от 12.01.12 № 03-05-04-02/03, организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, все равно вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку.

Для недобросовестных сельхозпроизводителей могут увеличить размер земельного налога

Минсельхоз России разрабатывает законопроект, предусматривающий корректировку порядка исчисления земельного налога в отношении земель сельхозназначения 1 . Уведомление о его подготовке размещено на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Так, предлагается установить возможность применения повышающего коэффициента к земельному налогу в случае, если земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах:

  • не используются по целевому назначению или используются с нарушением законодательства РФ;
  • не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Полномочия по установлению повышающего коэффициента могут получить представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) – в случае одобрения инициативы они смогут вводить такой коэффициент своими нормативными правовыми актами. При этом максимальный размер повышающего коэффициента будет ограничен значением 33.

Напомним, в настоящее время налоговая ставка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, не может превышать 0,3% (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса).

Зависит ли право на применение пониженной налоговой ставки по подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ от наличия в учредительных документах указаний на уставную деятельность, связанную с сельхозпроизводством? Узнайте из раздела «Налоговый кодекс РФ» в «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

По оценкам экспертов, при таком размере налоговой ставки годовой размер налогового платежа в таких сельскохозяйственных регионах, как, например, Ставропольский край и Краснодарский край, за земельный участок площадью 100 га составит 17 тыс. руб. и 25 тыс. руб. «Таким образом, очевидно, что действующий размер земельного налога не является обременительным для сельскохозяйственных организаций, что приводит к ситуации, когда сельскохозяйственные товаропроизводители длительное время уплачивают земельный налог, не используя при этом земельный участок по целевому назначению для производства сельскохозяйственной продукции», – подчеркивают разработчики инициативы.

Предлагаемые поправки планируется ввести в действие с 2019 года. Ожидается, что они позволят увеличить размер налогового платежа для недобросовестных сельскохозяйственных организаций до 10% от кадастровой стоимости.

1 С паспортом проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 396 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/03-18/00079194).

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2014 г. N 11АП-6860/14 (ключевые темы: сельскохозяйственное производство — земли сельскохозяйственного назначения — ставка налога — кадастровая стоимость земельного участка — порядок исчисления земельного налога)

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2014 г. N 11АП-6860/14

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2014 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

от общества с ограниченной ответственностью «Аргумент» — представителя Антаури Н.Г. (доверенность от 06.08.2013),

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области — представителя Дунева Д.С. (доверенность N5 от 09.01.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аргумент»,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года по делу А55-26412/2013 (судья Лихоманенко О.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аргумент» (ОГРН 1096316005477, ИНН 6316145892), Самарская область, г. Самара,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Самарская область, г.Тольятти,

о признании недействительным решения,

Общество с ограниченной ответственностью «Аргумент» (далее — ООО «Аргумент», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее — налоговый орган, инспекция) N 04-13/13143 от 22.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой на принятое решение суда, в которой, ссылаясь на недоказанность налоговым органом факта неиспользования заявителем в сельскохозяйственной деятельности спорных участков и необоснованности применения в отношении них пониженной налоговой ставки, просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года по делу А55-26412/2013 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО «Аргумент».

В материалы дела поступил отзыв налогового органа на апелляционную жалобу общества, в котором инспекция просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества — без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просил суд оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Смотрите так же:  Как внести дополнение в приказ

Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО «Титан-недвижимость» (новое наименование — ООО «Аргумент») налоговой декларации по земельному налогу за 2012 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области вынесено оспариваемое решение N 04-13/13143 от 22.07.2013, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 25931 руб. 80 коп. за неполную уплату земельного налогу. Обществу доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 129659 руб., а также начислены соответствующие пени в сумме 5700 руб. 55 коп.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налоговой инспекции о неправомерном применении обществом в спорный период налоговой ставки 0,3 % в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0103035:112 и 63:09:103035:83, поскольку земельные участки не использовались в сельскохозяйственной деятельности.

Не согласившись с решением налоговой инспекции ООО «Аргумент» обжаловало его в УФНС России по Самарской области, которое своим решением от 16.09.2013 N 0315/22555 апелляционную жалобу оставило без удовлетворения.

Не согласившись с вступившим в силу решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

ООО «Аргумент» считает необоснованным вывод налоговой инспекции о необходимости применять при исчислении земельного налога за 2012 год налоговую ставку 1,5 %, вместо примененной обществом налоговой ставки равной 0,3 %, поскольку разрешенным видом использования спорных земельных участков является «для сельскохозяйственного производства».

Общество указывает, что приобрело земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0103035:112 и 63:09:103035:83 в июле 2012 года. В период владения спорными земельными участками, данные участки не использовались в деятельности, отличной от сельскохозяйственной. Также указывает, что по техническим и экономическим причинам данные участки невозможно было использовать в сельскохозяйственной деятельности в 2012 году. Однако, с 06.05.2013 спорные земельные участки используются в сельскохозяйственной деятельности.

Общество считает, что именно налоговый орган должен доказывать факт неиспользования земельного участка в сельскохозяйственной деятельности.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 НК РФ.

В силу п.1 ст.389 НК РФ объектами обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

На основании п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с п.1 ст.56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Таким образом, установленная налоговая ставка 0,3 % по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.

В силу ст.7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земли подразделяются на семь категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Из системного толкования п.2 ст.7 , ст.77 , п. 1 ст.78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 % возможно при соблюдении одновременно двух условий:

при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;

при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Таким образом, довод налогового органа о том, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков — в размере, не превышающем 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, основан на правильном толковании Налогового кодекса Российской Федерации.

Иное понимание указанных норм, может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3 % будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, т.е. используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

Доводы ООО «Аргумент» о том, что на спорных земельных участках не осуществлялась деятельность отличная от вида разрешенного использования, а именно отличной от сельскохозяйственного производства, правомерно не приняты судом первой инстанции.

В соответствии с положениями ст.17 , п.3 ч.1 ст.21 , п.1 ст.52 , ст.56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.

В нарушение ст. 65 АПК РФ, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, в заявлении ООО «Аргумент» не подтвержден факт использования спорных участков для сельскохозяйственного производства.

В частности, не представлены сведения об использовании участков для сельскохозяйственного производства в органы государственной статистики, о закупке удобрения, сельскохозяйственной техники, об осуществлении реализации сельхозпродукции. Доводы о том, что в сельском хозяйстве используется понятия отдыха земель, использование их «под пар», также подлежат доказыванию со стороны общества применительно к конкретным земельным участкам. Обществом каких-либо доказательств этому также не представлено.

При этом, суд счел обоснованным довод ООО «Аргумент», что не имеет значения какая организация использует земельный участок в целях сельскохозяйственного производства — собственник земельного участка либо иное лицо.

Между тем, довод ООО «Аргумент» о том, что земельные участки с 06.05.2013 используются в сельскохозяйственной деятельности, а именно сданы в аренду сельхозпроизводителю для осуществления на данных участках сельскохозяйственной деятельности, не имеет значения для разрешения настоящего спора и правомерно не принят судом, поскольку договор аренды, заключенный 06.05.2013 не относится к проверяемому периоду — камеральная налоговая проверка проводилась в отношении декларации по земельному налогу за 2012 год.

Согласно ч.2 ст.65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Суд должен оценить все доказательства по делу в их совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождения между ними.

Совокупностью исследованных доказательств по делу, подтверждается, что после приобретения спорных земельных участков в июле 2012 года до момента передачи их в аренду в мае 2013 года, указанные земельные участки сельскохозяйственного назначения не использовались для сельскохозяйственного производства.

Использование земельных участков, принадлежащих заявителю в указанных целях в спорный период и правомерность применения Обществом при исчислении земельного налога ставки 0,3% материалами дела не подтверждены, в связи с чем, судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы — общество.

В остальной части излишне уплаченная государственная пошлина (1 000 руб.) подлежит в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврату налогоплательщику из средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2014 года по делу А55-26412/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Аргумент» (ОГРН 1096316005477, ИНН 6316145892), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 82 от 21.04.2014 в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Проверка правильности уплаты земельного налога

Как показывает практика, налоговики против применения льготной ставки по земельному налогу, если сельхозучасток передается в аренду. Однако предприятиям удается отстаивать свою правоту в суде (если арендатор использует землю по назначению).

Узнают, есть ли право на льготную ставку

При проверке уплаты земельного налога инспекторы прежде всего обратят внимание на правомерность применения пониженных ставок. Ведь такие ставки могут использоваться только в отношении определенных категорий земель.
Законодательством установлено, что ставки земельного налога определяются органами местного самоуправления. Предельные их значения ограничены Налоговым кодексом РФ. Например, в отношении земель сельхозназначения ставка налога не может превышать 0,3 процента. Правда, льгота действует только в том случае, если участок используется для производства сельхозпродукции.

К землям сельхозназначения относятся земли за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 Земельного кодекса РФ). По мнению чиновников, применение пониженной (льготной) ставки земельного налога возможно только при одновременном соблюдении двух условий:

  • участок относится к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • участок используется для сельхозпроизводства согласно целевому назначению (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03).
Смотрите так же:  Упрощеное гражданство

Обратите внимание. Основным видом льготы для сельхозорганизаций при уплате земельного налога является пониженная ставка – 0,3 процента. Для ее применения участок земли должен иметь сельскохозяйственное назначение (в соответствии с кадастром) и использоваться для сельхозпроизводства.

В своем письме от 19 апреля 2013 г. № 03-05-04-02/13520 Минфин России подтвердил данную позицию. Финансисты пояснили, что если участок не используется для сельхознужд, то применяться должна общеустановленная ставка – 1,5 процента. Аналогичной точки зрения придерживаются арбитражные суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 октября 2011 г. № А66-1280/2011, от 17 декабря 2010 г. № А26-3024/2010).

Обратите внимание. Некоторые суды подтверждают, что применение пониженной ставки правомерно, даже если хозяйство подготавливало участок к сельхоздеятельности. Например, вело строительство ангара для выращивания свиней (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2012 г. № А56-60159/2011).

Перечень признаков неиспользования земельных участков для сельхозпроизводства определен постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.
При этом не имеет значения, кто именно занимается производством: собственник или арендатор. Факт использования земельного участка по назначению не собственником, а арендатором не является препятствием для применения ставки 0,3 процента (постановления ФАС Московского округа от 22 октября 2012 г. № А41-45612/10, от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10, ФАС Северо-Западного округа от 21 октября 2011 г. № А66-1280/2011).

Отметим, что в более ранних письмах чиновники придерживались мнения, согласно которому пониженную ставку можно применять даже тогда, когда участок сельскохозяйственного назначения вообще не используется в производственной деятельности. Самое важное здесь – правовой статус земель (письмо Минфина России от 4 марта 2008 г. № 03-05-05-02/10).

Однако сейчас налоговики руководствуются при проверках последними разъяснениями финансистов.

Проверят право на прочие льготы

Федеральным законодательством льготы по земельному налогу для сельхозпроизводителей не предусмотрены. Но, так как налог является местным, органы муниципальных образований могут самостоятельно устанавливать такие льготы, основания и порядок их применения, а также освобождать организации от уплаты налога (п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ). То есть льготы по земельному налогу в каждом регионе определяются в соответствии с местными законодательными актами. При этом хозяйство должно будет подтвердить право на льготу. Например, представить обоснования того, что оно является сельхозтоваропроизводителем или производит сельскохозяйственную продукцию. Также по земельному налогу может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 Налогового кодекса РФ).

Это значит, что фактически в течение определенного срока уменьшаются платежи по налогу, а потом поэтапно выплачиваются сумма кредита и проценты по нему. В соответствии с пунктом 16 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/[email protected], решения об изменении сроков уплаты местных налогов в форме инвестиционного налогового кредита принимаются управлением ФНС России по субъекту РФ по местонахождению (месту жительства) заинтересованного лица.

Проконтролируют расчет налоговой базы

При проведении проверки инспекторы обязательно проконтролируют правильность примененной предприятием налоговой базы. Здесь могут возникнуть различные трудности.

Кадастровая стоимость изменилась

Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение года, база устанавливается как его кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ). В общем случае она не может изменяться в течение налогового периода.

Государственный кадастровый учет земельных участков ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». На практике случаются ситуации, когда налоговая база меняется по разным причинам. Например, техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета. Такие ошибки исправляются по решению Росреестра или по решению суда. Причем исправление осуществляется, если оно не нарушает законные интересы правообладателей участков. В противном случае ошибка устраняется на основании решения суда (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2010 г. № А41-23495/09, ФАС Поволжского округа от 21 октября 2009 г. № А12-2649/2009). Об этом сказано в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21.

  • если по решению Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, следует произвести перерасчет земельного налога за эти периоды исходя из новой, уменьшенной, стоимости;
  • если исправление технической ошибки приводит к увеличению стоимости участка и проведено по решению суда, то нужно сделать перерасчет земельного налога за предыдущие периоды в сторону увеличения и представить уточненные декларации.

В письме ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959 уточняется, что исправление ошибки, приведшее к увеличению кадастровой стоимости и не осуществленное по решению суда, не является основанием для перерасчета земельного налога, представления уточненных деклараций и не влечет за собой начисление пеней. Когда компании нужно исправлять такие ошибки? Перерасчет базы и суммы налога за период, в котором были совершены технические ошибки, надо сделать в текущем налоговом (отчетном) периоде. В то же время перерасчет можно сделать за период, в котором выявлены искажения. То есть искажения прошлого налогового (отчетного) периода можно учесть при исчислении текущего налога. Это допускается в двух случаях:

  • если отсутствует возможность определить период совершения ошибки;
  • если допущенные ошибки привели к излишней уплате налога (изменение кадастровой стоимости в сторону уменьшения как раз ведет к излишней уплате земельного налога).
  • Однако такой позиции придерживается Минфин, а ФНС против. При этом чиновники Минфина поясняют: если налог не был уплачен, то перерасчет делается за период, в котором были совершены ошибки и искажения (письма Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-03-06/1/476, от 15 марта 2010 г. № 03-02-07/1-105). По мнению же налоговиков, перерасчет базы и суммы налога в периоде выявления ошибки возможен, только если нельзя определить период совершения искажения (письмо ФНС России от 17 августа 2011 г. № АС-4-3/13421).

Если в течение налогового периода произошло изменение площади участка, изменение вида разрешенного использования, перевод участка из одной категории в другую и так далее, то сумму земельного налога или авансовых платежей пересчитывать не нужно. Изменение стоимости земли надо будет учесть при расчете налога только со следующего календарного года (письма Минфина России от 12 августа 2011 г. № 03-05-05-02/42, от 18 августа 2010 г. № 03-05-05-02/66). Другими словами, на налоговую базу текущего периода оно не влияет.

Если кадастровая стоимость не определена

В случае если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (ст. 65 Земельного кодекса РФ).

Нормативная цена – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативную цену земли можно посмотреть на сайте регионального отделения Росреестра.

Она применяется также, если результаты кадастровой оценки были признаны недостоверными в судебном порядке. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/18. Если же не определены ни кадастровая, ни нормативная стоимость участка, то земельный налог платить не нужно (письмо Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03-05-05-02/15).

Сменился правообладатель

Если сменился правообладатель земельного участка, то новый владелец должен рассчитывать земельный налог в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или налоговой ставки. Об этом говорится в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения

Похожие публикации

Физические лица и организации, имеющие в собственности землю, в соответствии с 31 главой Налогового кодекса уплачивают земельный налог, если объект налогообложения находится в муниципальном образовании, где введен такой сбор. Для некоторых разновидностей такой недвижимости ставка за пользование равна 0. А вот налог на землю сельхозназначения в 2017 году уплачивать придется, если не установлена какая-либо льгота в отношении плательщика. Не уплачивают такой сбор арендаторы и лица, владеющие землей на праве безвозмездного пользования.

Особенности земельного налога

Не все граждане и предприятия знают, какой налог на землю сельхозназначения для них предусмотрен. Этот сбор является местным. Обязательность уплаты устанавливается в НК РФ. Дополнительно земельный налог регулируется законами муниципалитетов и городов федерального значения (их в России три – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

В главе 31 НК РФ указаны максимальные значения налоговых ставок. Сами субъекты могут устанавливать конечные ставки в указанных пределах, предоставлять льготы или вообще освобождать от налога определенные категории граждан.

Налог на земли сельскохозяйственного значения: условия

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 394 главы 31 НК РФ рассчитывается исходя из налоговой ставки не выше 0,3%. Но земельная недвижимость для использования этой ставки должна отвечать следующим параметрам:

  1. Она относится к землям сельскохозяйственного назначения;
  2. Она используется для сельскохозяйственного производства (по целевому назначению).

Невыполнение хотя бы одного условия сделает невозможным использование пониженной ставки. Например, если предприниматель выращивал фрукты на собственной земле, имеющей производственное назначение, то использовать местную ставку на земельный налог земли сельхозназначения он не сможет – ставка налога будет иной. Чтобы применить пониженную ставку, ему необходимо сначала изменить вид разрешенного использования земли.

Если несколько лиц имеет в общей собственности землю, то сбор по ней они оплачивают в соответствии с долями. То есть, если одному принадлежит 40%, а другому 60%, то ровно столько же они должны уплатить от суммы рассчитанного земельного налога.

Формула для расчета налога

Любой земельный участок имеет определенную ценность. Самостоятельно величину этого параметра определить можно, но налог считают по цене, которую рассчитывает Росреестр. Это так называемое понятие кадастровой стоимости земли. Она определяет стоимость земли в рублях. Эта величина необходима для расчета земельного налога. Формула такова:

Смотрите так же:  Штраф за невыплату страховки

Земельный налог = кадастровая стоимость за 1 м 2 Х площадь участка в м 2 Х налоговая ставка.

Если рассчитывается налог на землю сельхозназначения в 2017 году, то ставка равна 0,3%, при условии, что иное не предусмотрено местным законодательством. Кадастровая стоимость берется по состоянию на 1 января отчетного периода, то есть года. В 2017 году уплачивается налог по стоимости, определенной на 1 января 2016 года.

Обратите внимание. Для земель сельхозназначения ставка налога в 0,3% установлена НК РФ и является максимальной. Местные ставки могут быть лишь ниже этого значения. Физлица земельный налог за 2016 год заплатят до 1 декабря 2017 года по уведомлениям, которые им разошлет ИФНС.

​Земельный налог: льготы и освобождение от него

Земельным налогом облагаются доходы, которые то или иное лицо получает с участка земли. При этом неважно, в собственности находится участок или в пользовании, аренде. Взымается налог, как с юридических, так и с физических лиц.

Организации и граждане обязаны оплачивать налоги, безусловно, в установленные законодательством сроки и в полном объеме. Это касается всех. Но есть и исключения из общего правила. Некоторые категории граждан и организаций законом либо полностью освобождены от уплаты земельного налога, либо им предоставлены льготы, например: льготы по земельному налогу для пенсионеров.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Кто устанавливает льготы?

Законодательством льготы по земельному налогу регулируются местными администрациями. При этом земельный налог — составляющая доходов местного бюджета. То есть устанавливается, как сам налог, так и льготы по нему органами самоуправления на местах, муниципалитетами, поселковыми советами и т.д. Регулируется налог, уплата, освобождение, льготы, местными законодательными и нормативными актами (НК, статья 15).

Что такое и зачем нужны коды?

Коды в данном случае служат для классификации лиц, уплачивающих налог и имеющих льготы. Используется он для упрощения заполнения декларации по земельному налогу. Представляют собой набор цифр. Код указывает на то, кому положена льгота, на какое имущество она предоставлена, и содержит ссылку на соответствующую статью НК.

Ниже вы видите полную таблицу кодов:

Полностью освобождается

Федеральным законодательством установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождается ряд организаций и граждан. К организациям, не выплачивающим данный вид налог, относятся:

  • заповедники, как национальные, так и местного значения, ботанические сады;
  • предприятия и организации, которые занимаются народным промыслом, как художественным, так и традиционным, расположенные в местах компактного проживания малых народов, в первую очередь на Крайнем Севере;
  • научные организации, включая учебные и опытные хозяйства, а так же исследовательские, которые заняты выведением новых культур, как сельскохозяйственных, так и лесохозяйственных;
  • учреждения и организации, которые относятся у социальной сфере и сфере культуры, образование, здравоохранение, кинематография и т. д.
  • религиозные организации;
  • организации, принадлежащие Российским Академиям наук, медицинской, образования и т. д;
  • вузы;
  • предприятия с преобладающей государственной собственностью, в том числе и унитарные.

К числу граждан, которые освобождены от уплаты земельного налога, относятся:

  • Герои России и СССР, Соц. Труда, полные кавалеры орденов Трудовой Славы и Славы;
  • участники ВОВ, лица, к ним приравненные;
  • чернобыльцы, другие пострадавшие от радиационных катастроф и испытаний;
  • граждане, которые организуют крестьянское хозяйство впервые. Они освобождаются от уплаты на пять лет;
  • лица, которые занимаются народными промыслами.

Федеральные и местные

Земельный налог, как мы уже говорили, относится к категории местных налогов. Иначе говоря, устанавливается местными органами и вводится в действие собственными нормативными актами. Так же освобождение от налога, льготы по нему устанавливают региональные органы. Российским законодательством определяется только категория льготников федерального уровня.

Например, инвалиды 1-й и 2-й групп отнесены к льготникам федерального уровня. В отношении их местными органами льготы или освобождение только конкретизируется и вводится в действие соответствующим актом.

Инвалиды не относятся к категории граждан, которые полностью освобождаются от уплаты налога на федеральном уровне. Однако инвалидам детства и первой группы, безусловно, предусмотрена налоговая льгота в размере 10000 рублей. В отношении инвалидов второй группы решение принимает местный орган управления. Надо учесть, что льгота может быть предоставлена только для одного участка, который находится в собственности инвалида.

Для того чтобы оформить льготу нужно подать заявление в налоговую службу, расположенную на той территории, где находится участок. Заявление должно быть написано по установленной форме. В заявлении указывается номер налоговой, от кого заявление, ИНН заявителя. Далее в тексте излагается просьба предоставить льготу по такому то налогу, в нашем случае, земельному, и основания для получения льготы. К заявлению прилагаются копии документов, служащих основанием для получения, например, копия справок ВТЭК. Обязательно в заявлении прописывается вид инвалидности, адрес участка.

Заявление предоставляется лично или через уполномоченного представителя инвалида. Если заявление подает представитель, то он должен иметь нотариально заверенную доверенность от заявителя.

Инвалидность назначается, обычно, на определенный срок. Очень редко – пожизненно, в основном, 1-я группа – 2 года, 2-я – год. По истечению срока нужно проходить переосвидетельствование. Если инвалидность подтверждается, то можно продлевать и льготу.

В России существуют два звания — Ветеран труда: Ветеран труда РФ и Ветеран труда, например, республики Татарстан. В российском законодательстве определено предоставление льгот по налогообложению только для ветеранов РФ.

Для ветеранов областей, краев, автономных республик льготы устанавливают местные органы. При этом исходить они должны из установленных федеральных норм и при предоставлении льгот Ветеранам труда РФ не вправе уменьшать или отменять установленную для них льготу. В этом случае можно только увеличивать федеральные льготы или предоставлять дополнительные.

Льгота по земельному налогу для Ветеранов труда ничем не отличается от аналогичной льготы для инвалидов. Так же уменьшение составляет не менее 10000 рублей. Так же льгота предоставляется только на один участок, который находится в собственности ветерана. Поэтому при оформлении льготы, если в собственности есть несколько участок земли, приходится выбирать, на который будет устанавливаться льгота.

Желающему получить земельную льготу нужно самому или через своего представителя обратиться в налоговую службу. Заполнить заявление по установленной форме, указав основание для получения льготы. Звание Ветерана труда присваивается бессрочно, поэтому и льгота предоставляется на неопределенный срок. Прекратить ее действие, расширить — это компетенция федеральных и местных органов управления.

Многодетные семьи

Законодательство РФ не устанавливает многодетным семьям никаких льгот по земельному налогу. Освобождение или предоставление льгот по нему целиком отнесено в ведение местных органов.

К тому же в российском законодательстве установлена только понятие, какая именно семья может считаться многодетной. Такой семьей признается семья, в которой есть не менее 3-х несовершеннолетних детей. Регионы вправе в зависимости от местных условий сами определять, какая именно семья в данной местности будет считаться многодетной, не нарушая при этом норму российского законодательства.

При оформлении земельной льготы нужно выяснить, относится ли ваша семья к многодетным по нормам данного региона. Где то многодетной будет семья, где растут 3 ребенка, где то — не менее — 4-х. После этого нужно поинтересоваться в местной налоговой службе льготами. В некоторых регионах многодетная семья может быть полностью освобождена от земельного налога, в некоторых — частично.

Затем пишется заявление в налоговую службу по установленной форме, указав основание для получения льготы. Какие именно документы должны быть приложены к заявлению можно уточнить в налоговой службе. Ответственность за неуплату земельного налога описана здесь.

Как и куда сообщить?

Для получения налоговых льгот необходимо обращаться в территориальную налоговую службу, которая расположена либо по месту жительства льготника, либо на территории, где расположено его имущество.

Земельный налог относится к местным налогам. Однако некоторые предприятия, организации и граждане получают льготы по этому виду налога в соответствии с установленными федеральным законодательством нормами. В действие эти нормы вводят местные органы управления своими нормативными актами.

Если гражданину полагается та или иная налоговая льгота, то решение принимает налоговая служба при наличии заявления и документов, подтверждающих право на получение льготы.

Возможно Вас заинтересует:

  • Судебные приставы города артема Отдел судебных приставов г.Артема Приморского края Адрес: 40 лет Октября ул., 40,г. Артем, 692760 Время работы: Вт с 10.00 до 15.00, Ср-Чт с 16.00 до 20.00 Телефон для справок: +7(42337)4-93-37 Начальство ОСП г.Артема Лапшина Елизавета […]
  • Фрязино отдел опеки ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО Г ФРЯЗИНО , Фрязино ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ФРЯЗИНО Компания "ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО Г ФРЯЗИНО" в каталоге Справка из ЕГРЮЛ Данные по […]
  • Приказ сэд 26-01-04-627 Приказ сэд 26-01-04-627 Приказ Министерства образования и науки Перми от 15.09.2015 № СЭД-26-01-04-750 "О внесении изменений в перечень объектов и распределение иных межбюджетных трансфертов на оснащение оборудованием в соответствии с федеральным […]
  • Страхование ответственности адвоката Статья 19. Страхование риска ответственности адвоката Статья 19. Страхование риска ответственности адвоката Адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности за […]
  • Компенсация за телефон инвалиду Кому из пенсионеров положена льгота за телефон 230 рублей: как оформить Конечно, оформление льготы — не бесхлопотная процедура. Потребуется запастись немалым терпением, чтобы собрать доказательства прав на льготу по оплате стационарного телефона и […]
  • Доплата за балконы Балкон по цене квартиры До 2005 года, когда вступил в силу Жилищный кодекс, общую площадь квартир указывали с учетом лоджий и балконов, но применяли к ним понижающие коэффициенты (к лоджиям — 0,5, к балконам 0,3). Например, если площадь квартиры […]

Author: admin