Внереализационный доход субсидия

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Учитываются ли в составе внереализационных доходов суммы полученных субсидий?

Вопрос: Учитываются ли в составе внереализационных доходов суммы полученных субсидий?

Отвечают специалисты аудиторской компании «ЗАРЯ»:

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим и не предусматривает субсидии коммерческим организациям. Значит, полученные таковыми средства в виде субсидий, выделяемых на возмещение части затрат, подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. В силу того, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению субсидий ( Письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/1/694).

Субсидии учитываются как внереализационные доходы

Если компания получила субсидии, то такие выплаты учитываются как внереализационные доходы, кроме тех, которые фирма получила по возмездному договору. Порядок признания таких доходов определяет п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

По этой норме субсидии, которые компания получила для возмещения трат на амортизируемое имущество, учитываются одновременно на дату их зачисления в размере, равном сумме амортизации. Разница между размерами субсидии и затрат считается доходом. Если в отношении купленного амортизируемого имущества компания применила амортизационную премию, то, получив субсидию на частичное возмещение расходов на покупку такого имущества, в составе доходов, полученных вне реализации, надо единовременно учесть размер субсидии, равный размеру премии, исчисленной пропорционально доле полученных денег в сумме трат на покупку имущества.

По вопросу восстановления НДС финансисты сообщают, что НДС, принятый плательщиком к вычету в порядке, определенном в НК РФ, должен быть восстановлен, если субсидия была получена на возмещение трат на оплату купленных товаров, работ или услуг. Эти положения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ работают вне зависимости от того, включен НДС в субсидию или нет. При этом вернуть в бюджет придется НДС в размере, прежде принятом к вычету.
Если траты возместили частично, то восстанавливают принятую к вычету сумму налога в соответствующей доле, которая определяется исходя из цены товаров без учета НДС, купленных на субсидию. Суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в цену указанных товаров, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

  • Подарков не надо, или Как принять к учету безвозмездно полученные МПЗ вчера
  • Что учесть при оплате стоимости проезда работников 12 февраля
  • Пасечник НДС не платит 12 февраля
  • Траты на чужих работников в свои расходы записать нельзя 11 февраля
  • Кассация не поможет, если сделки были реальными 7 февраля

Подписка на журнал

© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. N 13АП-2060/12 (ключевые темы: субсидии — теплоснабжение — целевое поступление — внереализационные доходы — целевое финансирование)

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. N 13АП-2060/12

20 марта 2012 г.

Дело N А42-5860/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2012 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

председательствующего Л. П. Загараевой,

судей М. В. Будылевой, О. В. Горбачевой,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. Г. Куписок,

от истца (заявителя): Е. Г. Забелина, доверенность от 12.03.2012 N 3, Л. З. Хуснутдинова, доверенность от 12.03.2012 N 4;

от ответчика (должника): Д. М. Исаченко, доверенность от 22.11.2011 N 07-15641, Т. А. Долженко, доверенность от 12.03.2012 N 07-032166;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2060/2012) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2011 по делу N А42-5860/2011 (судья О. А. Евтушенко), принятое

по иску (заявлению) Муниципального унитарного производственного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области

о признании недействительным решения

Муниципальное унитарное производственное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Видяево (ОГРН 1025100587401, адрес 184372, Мурманская область, нп. Видяево, ул. Центральная, д. 7) (далее — Предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (адрес 184604, Мурманская область, г. Североморск, ул. Сгибнева, д. 13) (далее — налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 2 по Мурманской области, ответчик) о признании недействительным решения от 02.06.2011 N 132-юр о доначислении налога на прибыль, пени и налоговой санкции. Также Предприятие просило взыскать с Инспекции в пользу заявителя 5000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.

Решением суда первой инстанции от 15.12.2011 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 2 по Мурманской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что в ходе выездной налоговой проверки за период 2008-2009 Инспекцией было установлено занижение налогоплательщиком внереализационных доходов в результате невключения в состав данных доходов денежных средств, полученных из бюджета ЗАТО Видяево в виде субсидий на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению в размере 48618061 руб.; по состоянию на 01.01.2011 остаток неиспользованных средств, выделенных в виде субсидии на компенсацию выпадающих доходов за услуги по теплоснабжению Предприятию составляет 16161141,47 руб. и в бюджет ЗАТО Видяево не возвращен; толкование судом положений статей 250 и 251 НК РФ является ошибочным; в Порядке, регламентирующем условия предоставления и расходования средств бюджета ЗАТО Видяево в виде субсидии на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению, имеется указание на обязательность заключения договора между Администрацией и Предприятием о предоставлении такой субсидии, при этом ни в Порядке, ни в договоре не устанавливается в качестве обязательного условия направление полученных средств на конкретные цели (например, на погашение задолженности перед поставщиками), также отсутствует положение, обязывающее Предприятие отчитываться о расходовании полученных сумм; организации любых форм собственности (за исключением казенных учреждений) не признаются получателями бюджетных средств, в понятии, приведенном в Бюджетном кодексе Российской Федерации; полученные организациями субсидии не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов; в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ содержится закрытый перечень случаев, к которым данная норма применима, и среди них нет случая, относимого к спорным правоотношениям; судом не исследовался вопрос о том, каким образом осуществлялся контроль за целевым использованием предназначенных Предприятию средств, и какие мероприятия были предприняты в целях такого контроля; материалами дела не подтверждается, что имеющийся на Предприятии учет соответствует требованиям законодательства о раздельном учете доходов и расходов средств целевого финансирования и обеспечивается контроль за использованием целевых средств; полученные Предприятием бюджетные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования в смысле статьи 251 НК РФ; выделенные из бюджета средства на погашение убытков по существу являются возмещением недополученной платы за оказанные услуги в связи с применением регулируемых цен, то есть являются частью выручки за услуги населению, в связи с чем отсутствуют основания для признания субсидий на погашение убытка целевыми средствами, не подлежащими учету в целях налогообложения прибыли; спорные денежные средства не могут быть квалифицированы по подпункту 11 пункта 1 и подпункту 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ (как полученные от собственника, имеющего вклад в уставный капитал получающей стороны в размере более 50 процентов, либо полученные унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа); отсутствует безвозмездность передачи имущества; для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика — для доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Предприятия Инспекцией было вынесено оспариваемое решение.

Указанным решением Предприятию были доначислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ в общем размере 8140280 руб. пени по налогам в сумме 2040054,59 руб., Предприятие привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, статье 123 НК РФ в виде штрафов в общей сумме 1628223 руб. Также Предприятию было предложено уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком: по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 9619439 руб.

Общество полагает неправомерным решение налогового органа в части доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ по эпизоду, связанному с перечислением денежных средств на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению.

Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора по существу правомерно исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, между Предприятием и муниципальным учреждением «Администрация муниципального образования ЗАТО Видяево» был заключен договор от 15.10.2008 N 02 о предоставлении субсидии на компенсацию доходов за услуги по теплоснабжению.

Согласно пункту 1.1 данного договора, он заключен в соответствии с решением Совета депутатов ЗАТО Видяево от 29.08.2008 N 36, постановлением Администрации ЗАТО Видяево от 16.09.2008 N 521, в целях предоставления в 2008 году субсидии за счет средств бюджета ЗАТО Видяево на компенсацию выпадающих доходов за услуги по теплоснабжению.

В силу пункта 1.2. договора Администрация в целях компенсации выпадающих доходов за услуги по теплоснабжению за период сентябрь-декабрь 2008 года, равную разности между стоимостью топочного мазута, приобретаемого у поставщика, и стоимостью топочного мазута, учтенной в регулируемом тарифе на теплоснабжение, уменьшенной в этой доле на сумму НДС, предоставляет получателю субсидию (но не более суммы, подтвержденной отчетом получателя субсидии) в размере 14310000 руб.

Смотрите так же:  Заявление в уфмс на продление регистрации

В соответствии с пунктом 1.3. договора предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных пунктом 1.2. настоящего договора.

Получатель обеспечивает направление получаемой субсидии на оплату стоимости мазута топочного согласно пункту 1.1. настоящего договора.

В силу пункта 2.1.2 договора для получения субсидии получатель представляет в Администрацию следующие документы: заявку на перечисление субсидии; до 20 числа месяца, следующего за отчетным, подтверждает Администрации факт целевого использования субсидии соответствующим отчетом, включающим в себя следующие документы: отчет об использовании субсидии согласно прилагаемой форме (приложение N 1 к настоящему договору); документы, подтверждающие цену 1 тонны топочного мазута, учтенную Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области в стоимости Гкал; копию договора поставки мазута топочного, заключенного в результате проведения аукциона в соответствии с законодательством о размещении заказов для муниципальных нужд; копии платежных поручений к договору, указанному в пункте 2.1.3.3 настоящего договора (помесячно); копии счетов-фактур к договору, указанному в пункте 2.1.3.3 договора; реестр счетов-фактур на услуги по теплоснабжению, отражающий количество реализованной тепловой энергии (помесячно), подписанный руководителем и главным бухгалтером, заверенный печатью предприятия; бухгалтерские документы, подтверждающие количество топлива, фактически направленного на производство тепловой энергии в отчетном месяце.

Пунктом 2.1.4 договора установлено, что остаток субсидии, перечисленной, но не использованной по состоянию на 31 декабря 2008 года, используется получателем на компенсацию выпадающих доходов за услуги по теплоснабжению, равную разности между стоимостью топочного мазута, приобретаемого у поставщика, и стоимостью топочного мазута, учтенной в регулируемом тарифе на теплоснабжение, уменьшенной в этой доле на сумму НДС, в 2009 году, при этом до момента использования всей суммы перечисленной субсидии получателем ежемесячно подтверждается факт целевого использования субсидии в порядке, предусмотренном пунктом 2.1.3 настоящего договора.

Дополнительными соглашениями к договору N 4 от 30.12.2009 и N 5 от 31.12.2010 в данный пункт были внесены изменения в части периода использования получателем остатка субсидии на компенсацию выпадающих доходов, и 2009 год изменен, соответственно, на «2009 — 2010 г..г.» и «2009 — 2011 г..г.».

Во исполнение условий договора Администрация перечислила в период с октября по декабрь 2008 года на расчетный счет Предприятия субсидию на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению в общем размере 48618061 руб.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой Кодекса .

Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с указанными в этой статье главами Кодекса .

Пунктом 1 статьи 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Из пунктов 1 и 2 статьи 249 НК РФ следует, что в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, поименованы в статье 251 НК РФ.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ, согласно которым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Подпунктом 3 пункта 2 данной статьи к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности отнесены суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Целевой характер выплат определяется возложением на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Доходы, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника этого предприятия или уполномоченного им органа.

Как правильно указал суд первой инстанции, действующее налоговое законодательство не содержит условий о том, что данные положения закона применяются только в случае предоставления субсидий на приобретении товаров (работ, услуг).

Из материалов дела следует, что ММУП ЖКХ ЗАТО Видяево является унитарным предприятием, собственником имущества которого и организацией, доля которой в уставном капитале ММУП ЖКХ ЗАТО Видяево составляет 100%, является Администрация ЗАТО Видяево.

Денежные средства были перечислены Предприятию в 2008 из бюджета ЗАТО Видяево органом, уполномоченным на его исполнение, на основании Постановления Администрации ЗАТО Видяево от 16.09.2008 N 521 «О порядке предоставления и расходования средств бюджета ЗАТО Видяево в виде субсидии на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению», и утвержденного Порядка, во исполнение которых был заключен договор от 15.10.2008 N 02.

Порядок и сроки расходования выделенных денежных средств, контроль за их целевым использованием установлены в договоре и Порядке предоставления и расходования средств бюджета.

Выделенные денежные средства на осуществление конкретных мероприятий были направлены Предприятием в строгом соответствии с назначением денежных средств, при этом на предприятии ведется отдельный учет по полученным по договору средствам.

Денежные средства в размере 48618061 руб. поступили авансом на специально открытый для расчетов по договору счет, право распоряжения этими средствами возникало у Предприятия поэтапно, в момент подтверждения фактических убытков и их признания Администрацией ЗАТО Видяево, и только в размере, подтвержденном отчетом. Предприятием ежемесячно представлялись в администрацию отчеты об использовании субсидии, составлялись акты сверки взаимных расчетов с Администрацией.

Кроме того, согласно дополнительному соглашению N 3 от 31.12.2008 к договору от 15.10.2008 раздел 1 «Предмет договора» дополнен пунктом 1.4: «В случае перечисления субсидии авансом право собственности на перечисленные средства возникает у Получателя с момента исполнения им обязательств, предусмотренных пунктами 2.1.2, 2.1.3 настоящего договора, в размере использованной субсидии». В отношении остатка перечисленных Администрацией и не использованных предприятием денежных средств, в дополнительных соглашениях N 4 от 30.12.2009 и N 5 от 31.12.2010 указано, что остаток субсидии, перечисленной, но не использованной по состоянию на 31 декабря 2008 года, используется Получателем в соответствии с пунктом 2.1.4 в 2009-2010 г..г., и в 2009-2011 г..г. Об использовании указанных денежных средств, в 2009-2011 получатель также обязан отчитываться перед лицом, предоставившим средства. При этом, получение заявителем денежных средств авансом не предполагает возможность распоряжения указанными средствами ранее, чем установлено пунктами 2.1.2, 2.1.3 договора, поскольку право собственности на перечисленные средства возникает у получателя с момента исполнения обязательств, предусмотренных данными пунктами договора, в размере использованной субсидии.

Таким образом, полученные заявителем денежные средства носят целевой характер, и материалами дела подтверждается, что предоставленные Предприятию денежные средства в проверяемый период были использованы Предприятием в соответствии с целевым назначением, указанным в договоре от 15.10.2008. Доказательств иного налоговый орган в нарушение пункта 1 статьи 65 АПК РФ не представил. В частности, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие использование предоставленных Предприятию денежных средств не на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению, а на иные цели.

Вышеприведенные денежные средства предоставлялись заявителю в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам на покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по теплоснабжению населения, которые подлежат включению в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, однако, по своей сути, использовались по окончании отчетных периодов на покрытие убытков, возникающих по результатам хозяйственной деятельности по оказанию услуг по теплоснабжению.

Как следует из материалов дела, учетная политика Предприятия в целях исчисления налога на прибыль определена по методу начисления.

Пунктом 1 статьи 271 НК РФ определено, что в целях настоящей главы доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и или имущественных прав (метод начисления).

Согласно положениям подпункта 1 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов датой их получения признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг) в виде безвозмездно полученного имущества и по иным аналогичным доходам.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку право собственности на перечисленные средства возникало у заявителя после представления в отчетный период соответствующих документов по приобретению топочного мазута и оказания услуг по теплоснабжению населения, а к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям, то Предприятие вправе было применить положения подпункта 1 пункта 4 статьи 271 НК РФ и учитывать денежные средства в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Смотрите так же:  Приказ 612 мвд

При этом, налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 год, 2010 год и 9 месяцев 2011 года полученные денежные средства включены в полном объеме, налог на прибыль уплачен.

Соответственно, включение налоговым органом в состав внереализационных доходов за 2008 год полученной Предприятием на компенсацию выпадающих доходов суммы неправомерно.

При таких обстоятельствах, требования Предприятия подлежат удовлетворению.

Заявитель также просил взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб.

Указанные расходы являются документально подтвержденными, обоснованными, соразмерными, и в силу статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2011 по делу N А42-5860/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Бухгалтерский учет субсидии у коммерческой организации

В целях налогообложения прибыли бюджетная субсидия на создание НИОКР учитывается в составе внереализационных доходов

Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, получила из федерального бюджета субсидию на осуществление НИОКР — создание основного средства (здания). Каков порядок бухгалтерского и налогового учета получения организацией данной бюджетной субсидии? Можно ли списать стоимость материалов и спецоборудования на счет 08?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете организации средства целевого финансирования отражаются в доходах будущих периодов по мере формирования стоимости объекта НИОКР на счете 08 в размере учитываемых расходов.

На момент подписания отчета о целевом использовании бюджетных средств соответствующая отчету сумма увеличивает финансовые результаты деятельности организации в составе прочих доходов.

В целях налогообложения прибыли организации бюджетная субсидия на создание НИОКР учитывается в составе внереализационных доходов организации по мере признания расходов, осуществленных за счет этих средств.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ (применительно к рассматриваемой ситуации) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в том числе в целях возмещения финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6 и 7 ст. 78 БК РФ) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета целевых бюджетных средств регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000). На основании п.п. 1, 4 ПБУ 13/2000 данное ПБУ применяется при формировании в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставленной, в частности, в форме субсидий (именуемых также бюджетными средствами).

Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Нормы ПБУ 13/2000 подразделяют бюджетные средства на:

— средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);

— средства на финансирование текущих расходов.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование».

Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете первоначально либо:

— как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств. При таком варианте полученные из бюджета средства отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

— по мере фактического получения ресурсов. В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п., что может отражаться проводкой, в частности, по дебету счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».

Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике организации.

Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

При этом порядок отражения в бухгалтерском учете использования бюджетных средств определяется тем, когда произведены расходы, на которые выделены бюджетные средства: до или после получения субсидии.

Как следует из текста вопроса, в рассматриваемом случае речь идет о получении бюджетной субсидии с последующим ее расходованием на создание объекта НИОКР.

Согласно п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:

— суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы;

— суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске МПЗ в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

Также в силу абз. 4 п. 9 ПБУ 13/2000, если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.

В рассматриваемой нами ситуации целевым назначением субсидии является выполнение НИОКР. Следовательно, предоставление субсидии непосредственно связано с соблюдением ряда условий, в том числе в части целевого расходования бюджетных средств на выполнение НИОКР, своевременной отчетности о целевом расходовании и т.п. Полагаем, с учетом этого следует применять положения п. 9 ПБУ 13/2000.

Кроме того, п. 12 ПБУ 13/2000 установлено правило, в соответствии с которым, если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств (а также других активов). Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

В отношении бухгалтерского учета расходов на осуществление НИОКР следует отметить следующее.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации (не зная конкретного предназначения будущего объекта НИОКР — создания основного средства (здания)) мы не видим оснований для применения ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», далее — ПБУ 17/02. Аналогичный вывод можно сделать относительно неприменения положений ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», далее — ПБУ 14/2007.

Вместе с тем положение п. 5 ПБУ 17/02 об отражении в бухгалтерском учете расходов на НИОКР в качестве вложений во внеоборотные активы применим и в рассматриваемой ситуации. Несмотря на то, что обязательного применения правил ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007 в целом для рассматриваемой ситуации не установлено, полагаем, организация вправе ориентироваться на их отдельные нормы (п. 2 Информации Минфина РФ N ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства», Толкование Р111 «Признание затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).

В частности, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — Инструкция) для обобщения информации, в том числе о расходах организации на НИОКР, предназначен балансовый счет 04 «Нематериальные активы».

Расходы организации на НИОКР, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, учитываются на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.

Как указано в Инструкции, расходы на НИОКР принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 04 в сумме фактических затрат в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». При списании в установленном порядке расходов на НИОКР, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, на расходы по обычным видам деятельности кредитуется счет 04 в корреспонденции с дебетом счетов учета соответствующих затрат.

Смотрите так же:  Купить осаго доставкой

К сведению:

Структура инвестиций в основной капитал приводится в приказе Федеральной службы государственной статистики от 25.11.2016 N 746 «Об утверждении официальной статистической методологии определения инвестиций в основной капитал на федеральном уровне». Согласно данной структуре инвестиции в объекты интеллектуальной собственности включают затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполненные организациями (за исключением кредитных) собственными силами или являющимися по договору заказчиками указанных работ, результаты которых учитываются в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов в соответствии с ПБУ 14/2007. При этом инвестиции в строительство зданий и сооружений не включают затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Таким образом, учитывая в том числе положения Инструкции к балансовым счетам 04, 86, 98, в бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии, могут выглядеть следующим образом:

Дебет 76 Кредит 86

— заключен договор, сумма субсидий достоверно определена;

Дебет 51 Кредит 76

— поступила на расчетный счет сумма субсидии;

Дебет 08 Кредит 02, 10, 70, 60, 76

— учтены в стоимости НИОКР (смотрите Инструкцию к счету 04, 08, п. 5 ПБУ 17/02) амортизация специально приобретенного оборудования, МПЗ, начисленная зарплата со страховыми взносами, работы и услуги сторонних организаций, необходимых в рамках проведения НИОКР;

Дебет 01 Кредит 08

— введены в эксплуатацию объекты ОС, приобретенные в рамках НИОКР;

Дебет 86 Кредит 98

— признан доход будущих периодов в части суммы субсидии, направленной на создание ОС в рамках НИОКР;

Дебет 10 Кредит 60

— приобретены сырье и материалы МПЗ в рамках целевого использования субсидий для НИОКР;

Дебет 86 Кредит 98

— признаны доходы будущих периодов в части суммы субсидии, направленной на покупку сырья и материалов для проведения НИОКР;

Дебет 86 Кредит 98

— признаны доходы будущих периодов в части начисленной зарплаты со страховыми взносами, стоимости работ и услуг сторонних организаций, необходимых в рамках проведения НИОКР;

Дебет 98 Кредит 91

— признан доход в виде бюджетной субсидии в сумме, утвержденной по отчету организации о целевом использовании бюджетных средств (в сумме, тождественной (сопоставимой) с расходами, учтенными, как указано выше, по дебету счета 08).

Следует обратить внимание, что стоимость ОС, учтенная по кредиту счета 98, как указано выше, переносится с прочих доходов только в части начисленной амортизации.

Налог на прибыль

На основании норм ст. 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить) и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относятся:

— доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. При этом внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ.

Соответственно, получение организацией денежного финансирования в виде субсидии (в том числе целевой) отвечает приведенному в ст. 41 НК РФ понятию дохода.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в ст. 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

В частности, в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования (имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования). Здесь же приведен и перечень имущества (включая денежные средства), относимого для целей главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования.

Субсидии, полученные коммерческими организациями в том числе на компенсацию затрат, связанных с научно-исследовательскими и конструкторскими работами, или подобные им в данном перечне не упомянуты.

Иным положениям ст. 251 НК РФ субсидии, полученные коммерческими организациями, в том числе в целях осуществления НИОКР, также не соответствуют, следовательно, такие субсидии не признаются целевым финансированием в целях гл. 25 НК РФ и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Поскольку указанная субсидия не является доходом от реализации, то она учитывается в составе внереализационных доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.08.2017 N 03-03-07/54271, от 15.04.2016 N 02-01-11/21926, определение ВС РФ от 19.04.2017 N 307-КГ17-3869).

Кроме того, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии могут рассматриваться как безвозмездно полученное имущество и учитываться во внереализационных доходах для целей налогообложения на основании п. 8 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-03-06/1/53928).

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.

При этом в отношении доходов в виде субсидий, полученных организациями, предусмотрены специальные нормы ст. 271 НК РФ.

Следует отметить, что с 01.01.2015 в соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 465-ФЗ утратил силу п. 4.3 ст. 271 НК РФ, устанавливавший особый порядок учета субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ.

С 1 января 2015 года в соответствии с абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 465-ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

— субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных в том числе с созданием амортизируемого имущества, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации организация, получившая средства бюджетной субсидии на создание НИОКР — основного средства, учитывает доходы в виде полученной субсидии по мере признания расходов, осуществленных за счет этих средств.

Расходы на НИОКР учитываются в целях налогообложения в соответствии с нормами ст. 262 НК РФ.

Так, в соответствии п. 1 ст. 262 НК РФ расходами на НИОКР, в частности, признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Более предметно затраты, относимые к расходам на НИОКР в целях налогообложения, приведены в п. 2 ст. 262 НК РФ. При этом, по нашему мнению, нельзя считать перечень таких расходов исчерпывающим, учитывая формулировку пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ: к расходам на НИОКР относятся «другие расходы», непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР, предусмотренные пп.пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ (т.е. исключая отчисления на формирование профильных фондов — пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ), признаются для целей налогообложения независимо от результата в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ, после завершения соответствующих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.

В силу абз. 2 п. 4 ст. 262 НК РФ налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено ст. 262 НК РФ.

Полагаем, что применительно к рассматриваемой ситуации расходы на НИОКР (профинансированные из бюджета в форме субсидий) могут быть признаны на момент утверждения отчета организации о целевом использовании полученного финансирования.

По нашему мнению, подписанный отчет в полной мере удостоверяет завершение этапа работ согласно имеющемуся плану-графику. Соответственно, вся сумма расходов на НИОКР может быть признана в целях налогообложения в доле, пропорциональной утвержденной сумме целевого использования субсидии.

Таким образом, сумма полученной субсидии учитывается в составе внереализационных доходов на момент утверждения отчета организации.

В подтверждение данного вывода можно привести постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 N 17АП-5419/14, свидетельствующее о том, что органами, выдавшими субсидию, иногда по тем или иным причинам после представления отчета оспариваются заявленные в отчете цифры.

Иными словами, до утверждения отчета не представляется очевидным выполнение со стороны организации условий получения субсидии, что оказывает влияние на порядок отражения субсидии в налоговом учете (абз. 6 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

Возможно Вас заинтересует:

  • Сайт налог 30 С начала 2018 года через сайт ФНС России оплачено 30 млрд руб. налогов и сборов По опубликованным на официальном сайте службы данным, с начала 2018 года граждане РФ совершили через онлайн-сервисы ФНС России 17 млн операций по уплате налогов и […]
  • Увольнение с ребенком 4 лет Увольнение с ребенком 4 лет В этой статье речь пойдет о том, как защитить свои трудовые права женщинам, имеющим детей до 14 лет. Не секрет, что такие работники не пользуются особой любовью работодателей- дети часто болеют, матери вынуждены брать […]
  • Квартиры в махачкале за материнский капитал Материнский капитал Купите квартиру в Махачкале в рассрочку или при помощи материнского капитала: Теперь каждая молодая семья получившая сертификат на материнский капитал имеет возможность приобрести квартиру в нашем жилом комплексе по выгодным […]
  • Органы опеки г рязань Органы опеки г рязань Московский Патриархат Рязанская Епархия РПЦ Автономная некоммерческая общеобразовательная организация Адреса и телефоны официальных представителей, служб горячих линий Рязани Региональный представитель Уполномоченного по […]
  • Судебные приставы приморский край список должников Не спрячешься: судебные приставы края приходят в гости ко всем должникам Платья и поросята не редко идут под арест О них народ много страху рассказывает: мол, проходу не дают со взысканием имущества и денег. А сколько их в Приморском крае на самом […]
  • Претензия к грузоотправителю образец Шаблоны и образцы документов, используемых при перевозке грузов автомобильным транспортом В данном разделе представлены документы, которые необходимы при перевозке грузов. Системно описание случаев оформления и полный перечень документов, […]

Author: admin