Приказ по учетной политике бюджетного учреждения на 2019 год с приложениями

Содержание:

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

О требованиях к бухгалтеру бюджетного учреждения читайте здесь.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте здесь.

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);
  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать здесь.

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте здесь.

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте здесь.

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте здесь.

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2019 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;
  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.
Смотрите так же:  Приказ минздрава 657

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям

Новые стандарты

С 01.01.2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина от 31.12.2016:

  1. № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
  2. № 257н «Основные средства».
  3. № 258н «Аренда».
  4. № 259н «Обесценивание активов».
  5. № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».

Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства.

В части методов начисления амортизации в 2019 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце 2019 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2019 года

Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
  2. Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
  3. Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить данное условие в бухотчетности.
  4. При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять данный способ, но следует обосновать это в УП.

Для бюджетников: инструкция № 157н изменена

В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2019 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».

Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.

Новое в налоговом законодательстве

Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2019 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета. Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст. 381.1 НК РФ).

Учетная политика учреждений в Интернете с 2019 года: что нужно знать бухгалтеру

Формирование учетной политики государственного (муниципального) учреждения для главного бухгалтера всегда было делом сокровенным, почти интимным. Положения учетной политики — это всегда акт творчества, основанный на знании нормативной базы и профессиональных навыках. В 2019 году с «творчеством» главных бухгалтеров каждого учреждения можно будет ознакомиться из любого уголка мира.

А с 1 января 2019 года согласно пункту 9 федерального стандарта учета «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее СГС УП) основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в СГС УП не указано, что относится к основным положениям, однако некоторые разъяснения содержатся в Методических указаниях по применению СГС УП, доведенных письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические указания). Так в пункте 5 данных указаний Минфин рекомендует публичное раскрытие учетной политики субъекта учета реализовывать, например, через:

а) размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);

б) размещение копий документов учетной политики;

в) реализацию пунктов «а» и «б» в совокупности.

Очевидно, что, главный бухгалтер, выложив свою «кухню» на всеобщее обозрение, станет уязвим не только для контролирующих органов и налоговой инспекции, но и для разных недоброжелателей.

При этом, если главный бухгалтер решит скорректировать какое-то положение учетной политики, то сделать ему это будет достаточно трудно. Согласно пункту 13 СГС УП изменение учетной политики в течение отчетного года, несвязанное с изменение нормативной базы, производится субъектом учета только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 6 Методических указаний.

Поэтому в этом году главному бухгалтеру следует быть предельно внимательным при формировании учетной политики учреждения.

Вопрос к учредителю

— «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 278н;

— «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н;

— «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н;

— «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Все это новые нормативные документы, работы с которыми у бухгалтеров организаций госсектора еще нет. Тем не менее, положения этих стандартов уже должны быть отражены в учетной политике в 2019 году. Очевидно, что при отсутствии опыта бухгалтерам будет трудно с первого раза грамотно указать нужные формулировки в учетной политике. Поэтому вполне вероятно, что по мере накопления опыта применения стандартов, бухгалтерам потребуется внести изменения в нее.

Очевидно, что для этих целей учредитель и соответствующий финансовый орган в начале 2019 года должны подготовить регламент или порядок внесения изменений в учетную политику. Если учредитель, финансовый орган не примет соответствующего документа, то учреждения не смогут внести изменения в свою учетную политику или же процедура согласования таких изменений растянется на критически длительное время — до нескольких месяцев.

Справедливости ради отметим, что указанные выше стандарты в основном не коснутся финансово-хозяйственной деятельности «обычных» учреждений. Тем не менее отсутствие разъяснений Минфина России по применению этих нормативных актов, а также анонсированные как в этом году, так и в следующем, изменения в инструкции по учету и отчетности, и федеральный стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2016 № 256н), может стать причиной неразберихи и неоднозначных толкований в порядке ведения бухучета.

Поэтому во избежание недоразумений учредителям и финансовым органам желательно как можно скорее разработать и утвердить соответствующие регламенты или порядки согласования изменений в учетную политику подведомственных учреждений.

Обратите внимание! В пункте 7 СГС УП указано, что субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, руководствуясь законодательством и учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя. То есть, начиная с 2019 года, учредитель должен формировать свою учетную политику и доводить ее до подведомственных учреждений! Другими словами, учреждения имеют право самостоятельно разрабатывать учетную политику, но — с оглядкой на нормативные документы учредителя.

Смотрите так же:  Федеральный закон от 17072009 172-фз об антикоррупционной экспертизе

Согласовывать свои решения не только с учредителем, но и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, главному бухгалтеру учреждения нужно будет и в том случае, когда в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете. Идея авторов стандартов понятна: правила бухгалтерского учета и формирование отчетных показателей в подведомственных учреждениях не должны существенно отличаться, поэтому и требуется согласование. Однако на практике процедура согласования может превратиться в бюрократическую волокиту и занять неоправданно много времени, которое, скорей всего, будет исчисляться в месяцах. Ведь у некоторых учредителей подведомственные учреждения находятся в различных регионах страны, отличающихся и климатическими условиями, и социально-экономическим развитием. Поэтому централизованно контролировать особенности хозяйственной деятельности отдельных учреждений не представляется возможным. При этом формирование учетной политики исходя из требований федерального стандарта «Концептуальные основы» для таких случаев, так же представляется сомнительным, поскольку в данном стандарте основы бухгалтерского учета в учреждения госсектора даны весьма узко, без учета сложившихся десятилетиями условий хозяйствования.

Алгоритм формирования учетной политики в 2019 году

Таким образом учредители и соответствующие финансовые органы в 2019 году окажутся в неловком положении, так как СГС УП на них возложена обязанность не только по формированию собственной учетной политики, но и по контролю положений учетной политики подведомственных учреждений и согласованию изменений в нее.

На сайт — основное!

Очевидно, что содержание основных положений учетной политики учреждений, размещаемой на его официальном сайте, так же должен утвердить учредитель и соответствующий финансовый орган. В случае отсутствия такого перечня положений учетной политики учреждение, вероятно, может само установить состав раскрываемой информации. При этом перечень основных положений учетной политики учреждения, размещаемой на сайте, рекомендуем утвердить приказом руководителя или иным локальным актом, например, в составе той же учетной политики.

Так же в локальных актах учреждения целесообразно установить, что в размещаемой на сайте информации не указываются:

— ФИО и должности сотрудников учреждения;

— принятые в учреждении способы проведения инвентаризации;

— разработанные в учреждении формы первичных документов;

— инструментарий внутреннего контроля;

— иную информацию, которую можно использовать для давления на должностных лиц и сотрудников учреждения или раскрывающую некоторые особенности хозяйственной деятельности, относимые к служебной или коммерческой тайне.

Напомним, что согласно пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в частности его фамилия, имя, отчество, профессия и т.п. к персональным данным, которые не могут использоваться без его согласия граждан. А за нарушение порядка защиты персональных предусмотрена в статье 24 Закона № 152-ФЗ ответственность, согласно которой лица, виновные в нарушении соответствующих требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность. Кроме того, статья 90 ТК РФ устанавливает дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника.

Кроме того, главным бухгалтерам стоит ознакомиться с положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно статье 3 этого закона информация, составляющая коммерческую тайну — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом в статье 5 Закона № 98-ФЗ указаны сведения, которые не составляют коммерческую тайну, в частности это:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Обратите внимание! Статье 14 Закона № 98-ФЗ установлена ответственность за нарушения положений Закона № 98-ФЗ.

Таким образом, положения учетной политики учреждения, размещенные на сайте, должны давать представление пользователям такой информации только о самых основных направлениях деятельности учреждения, указанных в ее уставе или иных правоустанавливающих документах, так же размещаемых на сайте для всеобщего обозрения.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Такая «совокупность» может быть представлена как одним документом, так и состоять из нескольких локальных актов. Но в любом случае в Интернет следует выложить только самое основное. Представляется целесообразным, чтобы в 2019 году все основные положения учетной политики учреждения были представлены в одном документе, который и следует представить на сайте учреждения. А всю «кулинарные секреты» главного бухгалтера, то есть более детальное раскрытие основных положений учетной политики, раскрыть в приложениях к ней. Такие приложения выкладывать на сайте не обязательно.

Приказ по учетной политике бюджетного учреждения на 2019 год с приложениями

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С УЧЕТОМ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

В результате активного реформирования бюджетной сферы большинство «привычных» бюджетных учреждений действует сегодня в виде казенных, бюджетных или автономных учреждений.
Бюджетные учреждения нового типа, по сравнению со своими предшественниками, обладают большими правами — они вправе самостоятельно распоряжаться полученными доходами. Вместе с тем, такая «самостоятельность» не освобождает бюджетное учреждение от обязанности ведения бухгалтерского и налогового учета, что влечет необходимость принятия и утверждения учетной политики учреждения.

Обязанность бюджетного учреждения по формированию своего учетного регламента следует из норм Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), сфера применения которого распространяется на все российские организации независимо от сферы их деятельности — коммерческой или некоммерческой (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закон N 402-ФЗ). И поскольку бюджетные учреждения представляют собой некоммерческие организации, нормы Закона N 402-ФЗ распространяются и на них, следовательно, бюджетные учреждения в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет.

Прежде чем вести речь об учетной политике бюджетного учреждения кратко напомним, какими нормативными документами в настоящий момент регулируется деятельность бюджетных учреждений.
Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьей 32 которого определено, что некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Основной вид деятельности бюджетного учреждения должен соответствовать предметам и целям, которые определены нормативными правовыми актами и уставом учреждения. В рамках основных видов деятельности, предусмотренных уставом, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе (пункты 2, 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансово-хозяйственную деятельность учреждение ведет на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД), при составлении которого учитываются Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные Приказом Минфина России от 28.07.2010 г. N 81н (далее — Требования к плану ФХД) (статья 32 Закона N 7-ФЗ).
Учредитель учреждения при установлении порядка составления и утверждения плана ФХД бюджетного учреждения вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей плана, в том числе установить для учреждения формирование плановых поступлений в разрезе соответствующих им плановых выплат (пункт 3 Требований к плану ФХД).
По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 09.07.2012 г. N 02-13-06/2599, учредитель вправе предусмотреть составление плана ФХД бюджетного учреждения в разрезе видов финансового обеспечения деятельности учреждения, предусмотренных отчетом об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности.
В Письме от 25.01.2016 г. N 02-05-10/2627 Минфин России разъяснил, что при составлении плана ФХД бюджетного учреждения показатели по поступлениям от доходов, поступлениям (выбытию) финансовых активов отражаются по кодам классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), а показатели по выплатам по расходам — по кодам видов расходов бюджетов.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утверждены Приказом Минфина России от 01.07.2013 г. N 65н.

Смотрите так же:  Адвокат никифоров юрий александрович

Минфин России в целях методологического сопровождения Порядка N 209 Письмом от 29.06.2018 г. 02-05-10/45153 направил Методические рекомендации к порядку применения классификации операций сектора государственного управления.

Учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В общем случае порядок определения указанной платы устанавливает учредитель бюджетного учреждения (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, выполнять работы или оказывать услуги на платной основе для граждан и организаций бюджетные учреждения могут и в рамках государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Таким образом, бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направления и порядок осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные от оказания платных услуг, что подтверждает Минфин России в Письме от 21.07.2015 г. N 02-01-11/ВН-31854.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ). Причем оно осуществляется с учетом расходов:
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение;
— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет выделенных учредителем средств, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Следует помнить, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества (пункт 10 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2019 год

Учетная политика: что это и зачем нужно

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Возможно Вас заинтересует:

  • Хочу купить машину на материнский капитал Материнский капитал на покупку автомобиля Возможность приобретения транспортного средства за счет государственного материнского капитала обсуждается с начала действия программы, в первый раз законопроект, предлагающий добавить к действующим […]
  • Налоговый вычет на ребенка за прошлый год Как вернуть стандартный налоговый вычет на ребенка через налоговую Последнее обновление 2018-06-15 в 17:10 Возможность возврата налога на детей через налоговую предусмотрена п. 4 ст. 218 НК. В статье расскажем об особенностях заполнения декларации […]
  • Заявление после примирения Прекращение дела за примирением сторон - нюансы Примирение сторон до суда Существуют способы досудебного урегулирования спора. К ним относятся: претензионный порядок; переговоры; досудебная медиация. Законом установлены правила, когда […]
  • Берингов проезд д1 нотариус Адрес: 129343, г. Москва, Берингов проезд, д. 1, каб. 7 Телефоны: +7 (499) 186-17-56, +7 (499) 186-00-01, +7 (901) 184-62-79, +7 (499) 714-62-79. г. Москва, Берингов проезд, д. 1 Станция метро «Свиблово», напротив ТРЦ «Свиблово» НК находится в […]
  • Государственная экспертиза красноярский край Красноярская краевая государственная экспертиза (391) 200-80-25 ПН-ЧТ с 9.00 до 18.00, ПТ с 9.00 до 17.00 (обед 13.00-14.00) встречи с экспертами осуществляются по предварительной записи ВТ-ЧТ с 14.00 до 17.00 общение заявителей и […]
  • Снилс ребенку где оформить ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. Регистрация граждан в системе обязательного пенсионного страхования с оформлением СНИЛС (страхового […]

Author: admin