Приказ минздрава россии 541н

Содержание:

Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. N 18247

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 июля 2010 г. N 541н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ
«КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (ч. I), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350), приказываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» согласно приложению.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2018

В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее — ЕКС). ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. На основе ЕКС возможно составление должностных инструкций и программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года — добавленые выпуски, исправлены технические ошибки.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения ЕКС.

В данной разделе приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС, актуальных на 15.06.2014 года. Обращаем ваше внимание также на то, что часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).

Должности по алфавиту

Если вы знаете название должности по справочнику, но не знаете, в каком разделе ЕКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным указателем:

Письмо Минздрава России от 21.03.2016 N 16-5/2019443 «По вопросу допуска к медицинской деятельности специалистов со средним медицинским образованием»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 марта 2016 г. N 16-5/2019443

Департамент медицинского образования кадровой политики в здравоохранении по вопросам допуска к медицинской деятельности специалистов со средним медицинским образованием сообщает следующее.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, включает должность «Старшая медицинская сестра». При этом должность «Старшая медицинская сестра» отнесена к разделу 1.4 должностей среднего медицинского персонала.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» наименование должности «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Требованиями к квалификации медицинского работника, замещающего должность старшей медицинской сестры, является наличие среднего профессионального образования (повышенный уровень) по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификата по специальности «Сестринское дело».

В Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, включена специальность «Сестринское дело».

Квалификацию медицинской сестры получают лица, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС) базовой подготовки (срок освоения 2 года 10 мес.) по специальности «Сестринское дело», и также лица, освоившие ФГОС по этой специальности углубленной подготовки (срок освоения 3 года 10 мес.).

Таким образом, медицинский работник может осуществлять профессиональную деятельность в должности старшей медицинской сестры при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня (углубленная подготовка) и сертификата по специальности «Сестринское дело».

Также сообщаем, что согласно указанному выше приказу Минздрава России N 541н, наличие сертификата по специальности «Организация сестринского дела» предусмотрено для медицинских работников, занимающих должности руководителей (главная медицинская сестра, директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа и др.).

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

Опубликовано В Российской газете 27 сентября 2010 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. Регистрационный N 18247

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч.), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» согласно приложению.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

I. Общие положения

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V — «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».
Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.
Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.
В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.
В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Смотрите так же:  Подарочные карты милавица срок действия

Эксперт: исключение из квалификационного справочника должности директора фарморганизации остановит хаос при проверках аптек

Исключение из приказа Минздрава № 541н квалификационных характеристик должностей «Директор (заведующий) фармацевтической организации», «Заведующий аптечным складом», «Провизор» – положительная тенденция для всего фармацевтического рынка, отмечает исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина (на фото).

Напомним, Национальная фармацевтическая палата долгое время боролась с абсурдной ситуацией на аптечном рынке – согласно действующим нормативным документам, специалисты, имеющие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», не могут работать за первым столом. Аптечные организации регулярно штрафовали за продажу лекарств сотрудниками, занимающими должность директора или заведующего аптекой.

«Проблема связана с тем, что ряд документов вступали в противоречие друг с другом. При проверках аптечных учреждений фиксировались требования к руководителям аптеки о необходимости переподготовки и получения сертификата по «фармацевтической технологии», для того чтобы заниматься реализацией лекарственных препаратов. Мы со всех сторон рассматривали варианты решения проблемы. Но был тупик – пока приказ № 541н в отношении квалификационных требований к руководителям-провизорам действовал, ситуация не могла разрешиться», – комментирует ситуацию Елена Неволина.

Выставленный Минтрудом на общественное обсуждение проект ведомственного приказа «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ‎от 23 июля 2010 г. № 541н», должен снять проблему.

В настоящий момент Совет по профквалификациям подготовил письмо, в котором предлагается внести изменения в профстандарт провизора (утвержден приказом Минтруда России от 6 марта 2016 г. № 91н).

«Изменения касаются наличия свидетельства об аккредитации или сертификата специалиста, без уточнения, какой это сертификат. Любой выпускник, человек, имеющий фармобразование, в дипломе имеет специальность «фармация», а квалификацию – «провизор». А далее пойдет надстройка: либо специализация «управление и экономика фармацией», и тогда он становится руководителем, либо «фармацевтическая химия и фармакогнозия», и он может работать в должности провизора-аналитика. Наличие самого диплома, свидетельства об аккредитации для выпускников с 2016 года, сертификата специалиста дает право осуществлять все те трудовые функции, которые изложены в профстандарте «провизор». Это положительная тенденция для фармацевтического рынка, потому что часть положений приказа № 541н вносила хаос при проверках. Теперь все встает на свои места: диплом и указанная в нем специальность говорят о том, что у нас все равны, а потом начинается рост в соответствии с полученными дополнительными навыками», – пояснила Елена Неволина.

Соответствует ли специалист квалификационным требованиям?

Вопрос-ответ по теме

Добры день. Прошу Вас оказать помощь и дать подробные разъяснения. В связи с переходом на профессиональные стандарты, возникает большое количество вопросов на которые не можем найти правильный ответ. У нас медицинская организация и мы работаем по Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», но на данный момент есть еще два приказа № 707н от 08.10.2015 г. и № 83н от 10.02.2016 г. И у нас сложилась такая ситуация: врач специалист работает у нас с 1983 года на должности врача-рефлексотерапевта, но в соответствии с приказом № 707н все ее образовательные документы не соответствуют, но при этом каждые пять лет она проходила обучение, получала сертификат специалиста по рефлексотерапии, имеет высшую квалификационную категорию по рефлексотерапии, как нам поступить в настоящее время. За раннее благодарны за подготовленный ответ.

Действительно, Ваш врач не соответствует квалификационным требованиям.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Кроме того, для медиков требования к квалификации являлись обязательными и до введения профстандартов.

При приеме на работу медики, как и все другие сотрудники, представляют в организацию документы в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ. При этом предъявление документов о наличии соответствующего медицинского образования является обязательным условием приема на работу. Это объясняется тем, что право заниматься медицинской (фармацевтической) деятельностью, а значит, и быть принятым на должность медицинского работника имеют только те граждане, которые получили специальное образование.

В частности, заниматься медицинской деятельностью могут граждане, которые одновременно имеют высшее или среднее медицинское образование российского стандарта, а также сертификат специалиста, а стоматологи – свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 1 ст. 69, ч. 2 ст. 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Перечень специальностей в сфере здравоохранения закреплен законодательно. При этом выделяют:

Определить, каким конкретно образованием и сертификатом должен обладать претендент на должность медработника, можно с помощью:

  • квалификационных требований, утвержденных приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н (для специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием);
  • квалификационных требований, утвержденных приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н (для специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием);
  • требований к квалификации для конкретной должности, указанных в едином квалификационном справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.

Отметим, что специальность «рефлексотерапия» была введена только с 01.01.1998 (см. Приказ Минздрава РФ от 10.12.1997 N 364 (ред. от 04.03.2011) «О введении специальности «Рефлексотерапия» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей» (вместе с «Положением о враче-рефлексотерапевте», «Инструктивно-методическими указаниями по аттестации врачей на присвоение квалификационной категории по специальности «Рефлексотерапия»), поэтому не понятно, как она у Вас была принята на рассматриваемую должность в 1983 году. И в этом приказе изначально было указано, что врач-рефлексотерапевт — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», прошедший послевузовскую подготовку (интернатуру, ординатуру, аспирантуру) или специализацию по рефлексотерапии в государственных образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, владеющий теоретическими знаниями и практическими навыками в области рефлекторной диагностики и терапии у взрослых и детей в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и имеющий сертификат по специальности — «Рефлексотерапия».

У Вашего же работника даже направление высшего образования не соответствует нормативным документам.

Трудовой договор может быть расторгнут, если он составлен с нарушениями действующего законодательства (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). При условии, что эти нарушения исключают возможность исполнения сотрудником обязанностей по трудовому договору. Об этом сказано в пункте 11 части 1 статьи 77 и части 1 статьи 84 Трудового кодекса РФ.

Отсутствие документов, которые подтверждают квалификацию (образование), для выполнения работы, требующей специальных знаний. При условии, что это требование установлено законодательством – это причина для увольнения по данному основанию.

Это подтверждает и судебная практика.

См. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 20.09.2012 по делу N 33-9509/2012 (см. в доп. материалах), где суд указал, что поскольку факт отсутствия у истца документа о послевузовском профессиональном образовании, а именно — о прохождении интернатуры или ординатуры, подтвержден, то прекращение трудового договора произведено работодателем в полном соответствии с требованиями, установленными трудовым законодательством.

Дополнительно по данному вопросу настоятельно рекомендуем предварительно проконсультироваться с Минздравом, так как ситуация однозначно не стандартная, кроме того, не понятно, на каком основании ей выдавали сертификат специалиста по специальности «Рефлексотерапия», как Вы уточнили по телефону.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: В каких случаях нарушение правил заключения трудового договора может служить основанием для увольнения сотрудника

Трудовой договор может быть расторгнут, если он составлен с нарушениями действующего законодательства (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). При условии, что эти нарушения исключают возможность исполнения сотрудником обязанностей по трудовому договору. Об этом сказано в пункте 11 части 1 статьи 77 и части 1 статьи 84 Трудового кодекса РФ.

Смотрите так же:  Мировой суд советский липецк

К числу нарушений правил заключения трудового договора, влекущих его прекращение, относятся следующие нарушения.

1. Заключение трудового договора с сотрудником, несмотря на решение суда о запрете ему занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок:

  • от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания;
  • от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Об этом сказано в статье 47 Уголовного кодекса РФ.

В связи с этим правила статьи 84 Трудового кодекса РФ должны применяться только в течение того срока, на который сотрудник лишен права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью). Следовательно, если на момент, когда было обнаружено, что сотрудник не вправе занимать определенную должность (заниматься определенной деятельностью), срок этого наказания истек, трудовой договор с ним не может быть прекращен по пункту 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. Это связано с тем, что обстоятельство нарушения правил заключения трудового договора уже не исключает возможность продолжать работу.

2. Заключение трудового договора для выполнения работы, которая противопоказана сотруднику по состоянию здоровья. Факт того, что сотруднику противопоказана та или иная работа, должен быть установлен медицинским заключением.

3. Отсутствие документов, которые подтверждают его квалификацию (образование), для выполнения работы, требующей специальных знаний. При условии, что это требование установлено законодательством. Например, статьей 331 Трудового кодекса РФ установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие необходимое образование. Подтверждает такое требование и статья 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Это образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов (см., например, Типовое положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610).

4. Заключение трудового договора, несмотря на решение суда (органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях) о дисквалификации или ином административном наказании.

Сведения о лицах, подвергнутых дисквалификации, можно получить из реестра дисквалифицированных лиц, который формируется и ведется ФНС России (подп. 5.5.13 п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок ее представления составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса. Об этом говорится в пункте 10 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 31 декабря 2014 № НД-7-14/[email protected]

5. Заключение трудового договора в нарушение ограничений, установленных в законодательстве, на занятие определенными видами трудовой деятельности. Например, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления запрещено привлекать лиц, имеющих или имевших судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой свободы и неприкосновенности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя, общественной и государственной безопасности (ст. 351.1 ТК РФ).

6. Другие случаи, предусмотренные законодательством.

Если нарушение правил заключения трудового договора произошло не по вине сотрудника, то необходимо:

  • предложить ему другую работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), если такая имеется, которую он сможет выполнять с учетом состояния его здоровья. В случае согласия сотрудника на новую работу трудовые отношения с организацией не прекращаются;
  • выплатить выходное пособие в размере фактического среднего месячного заработка если сотрудника невозможно перевести на новую работу (должность).

Такие правила установлены частями 2 и 3 статьи 84 Трудового кодекса РФ.

Если нарушение указанных правил допущено по вине сотрудника, то организация не обязана предлагать ему другую работу. При этом выходное пособие сотруднику не выплачивается. Об этом сказано в части 3 статьи 84 Трудового кодекса РФ.

Специальных правил внесения в трудовую книжку записи об увольнении на основании пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ законодательством не предусмотрено (Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225, Инструкция, утвержденная постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Поэтому при увольнении сотрудника по данному основанию в трудовой книжке не уточняйте, какое правило заключения трудового договора нарушено. Указывайте только пункт 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ без ссылки на статью 84 Трудового кодекса РФ.

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Правовая база:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 20 сентября 2012 г. по делу N 33-9509/2012

Судья Полторабатько Г.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

Популярные вопросы

председательствующего судьи Губаевой Н.А.,

судей Вишневской О.В., Сахиповой Г.А.,

при секретаре судебного заседания К.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца И. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 16 июля 2012 года, которым И. отказано в удовлетворении иска к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Пестречинская центральная районная больница» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия

И. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Пестречинская центральная районная больница» (далее — больница) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы.

В обоснование иска указал, что с 2008 г. работал врачом-терапевтом терапевтического отделения больницы, 27 апреля 2012 года был уволен приказом N 78/л на основании ст. 84 ТК РФ в связи с несоответствием документов об образовании «Квалификационным требованиям к специалистам с высшим послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а именно из-за отсутствия документа о послевузовском профессиональном образовании — интернатуры или ординатуры по специальности «терапия». С приказом об увольнении не согласен, поскольку в течение трех лет работодатель не предлагал пройти соответствующего обучения, однако в 2004 г. и 2008 г. он проходил курсы повышения квалификации по специализации «терапия», согласие на его увольнение как члена первичной профсоюзной организации получено не было. Просил признать приказ об увольнении незаконным, восстановить в ранее занимаемой должности, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

Ответчик иск не признал.

Участвовавший в суде первой инстанции прокурор дал заключение о необоснованности заявленного иска.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности. В жалобе отмечается, что он проработал в больнице длительное время — с 2003 г., ответчик неправомерно применил в качестве основания для его увольнения статью 84 Трудового Кодекса РФ, допустил нарушение процедуры увольнения.

В судебном заседании судебной коллегии истец и его представитель Н. доводы жалобы поддержали, заявив также о том, что суд вынес решение, не удаляясь в совещательную комнату.

Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения, опровергнув заявление истца о нарушении судом правила о тайне совещания при принятии решения.

Проверив судебное постановление на предмет законности и обоснованности, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 84 Трудовой кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным Федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Из статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года N 5487-1 следует, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, — также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Смотрите так же:  Требования к сотрудникам гпс

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Согласно статье 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющее свидетельство об аккредитации специалиста.

Согласно статье 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 года N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» у работников по специальности «Терапия» должно быть высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело» или «Педиатрия», а также интернатура или (и) ординатура по специальности «Терапия» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Согласно пункту 6.3 Приказа от 9 декабря 2008 года N 705н Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» для специалистов, имеющих стаж работы менее 5 лет, профессиональная подготовка организуется в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 года N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г. N 18247).

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (с изменениями и дополнениями), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, требования к квалификации к врачу-терапевту предъявляются следующие: высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия» и послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», сертификат специалиста по специальности «Терапия» без предъявления требовании к стажу работы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, И. окончил высшее медицинское учебное заведение в 1997 г. по специальности «Лечебное дело», с 1997 г. по 1999 г. обучался в ординатуре по специальности «Социальная гигиена и организация здравоохранения», был принят в больницу 3 декабря 2003 года на должность заместителя главного врача по медицинскому обеспечению обслуживания населения, 21.10.2008 — переведен на должность врача-терапевта терапевтического отделения.

В апреле 2004 года, и с 11.03.2009 по 06.05.2009 обучался на курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО «Казанская Государственная Медицинская Академия» по специальности «Терапия», по окончании которых получил соответствующие свидетельства.

В соответствии с приказом главного врача больницы от 27 апреля 2012 года N 78/л И. уволен на основании ст. 84 ТК РФ по причине несоответствия документов об образовании «Квалификационным требованиям к специалистам с высшим послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» — отсутствия документа о послевузовском профессиональном образовании, а именно о прохождении интернатуры или ординатуры по специальности «терапия».

От ознакомления с приказом И. отказался, о чем был составлен соответствующий акт.

Согласно акту N 5 от 27 апреля 2012 года И. от дачи письменных объяснений по поводу несоответствия его квалификационным требованиям отказался.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прекращение трудового договора с И. на основании статьи 84 Трудового Кодекса Российской Федерации, корреспондирующей к пункту 11 статьи 77 Кодекса, произведено работодателем в полном соответствии с требованиями, установленными трудовым законодательством.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда, поскольку он подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, отсутствие необходимого образования у истца исключает возможность продолжения его работы в должности врача-терапевта.

Из представленных в материалы дела доказательств видно, что полученное истцом образование не соответствует требованиям, предъявляемым к должности «врача-терапевта»: интернатуру, либо ординатору по специальности «Терапия» он не заканчивал. Данное обстоятельство истцом не оспаривается, каких-либо заявлений о направлении его на обучение им не представлено, следовательно, занимать данную должность истец не может.

Согласно письму ГБОУ ДПО «Казанская Государственная Медицинская Академия минздравсоцразвития» с момента вступления в силу Приказа от 7 июля 2009 года N 415н документы об образовании И. более не соответствовали квалификационным требованиям врача-терапевта. Кроме того, он как специалист не имел и не имеет права выполнять должностные обязанности врача-терапевта, поскольку он не имел и не имеет специального звания «врач-терапевт» как того требовали положения вышеуказанной статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года N 5487-1. Следовательно, приказ о его переводе с должности старшего врача скорой неотложной медицинской помощи на должность врача-терапевта незаконен.

Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что он обучался на курсах повышения квалификации по специальности «терапия» не могут опровергнуть выводов суда, поскольку повышение курсов не заменяет обязательного требования для замещения должности врача-терапевта — наличие послевузовского профессионального образования: аспирантуры, ординатуры по специальности «терапия».

Иной аргумент, относительно нарушения процедуры увольнения, а именно отсутствие мнения выборной первичной профессиональной организации, не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку оно учитывается в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении по иному основанию.

Довод о том, что суд не удалялся в совещательную комнату для вынесения решения — не нашел своего подтверждения и опровергается объяснением представителя ответчика и протоколом судебного заседания, на который истец и его представитель замечаний не принесли.

С учетом изложенного следует признать, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену по существу правильного решения суда, по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 16 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца И. — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

Возможно Вас заинтересует:

  • Приказ мз о прерывании беременности Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и […]
  • Приказ минздравсоцразвития 46 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с […]
  • Красноярск мировой суд железнодорожного района Мировой судебный участок №46 Железнодорожного района г. Красноярска понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00 пятница: с 9-00 до 18-00 общественная приёмная: Понедельник - четверг с 9-00 до 17-00, пятница с 9-00 до 16-00 канцелярия, архив: понедельник с […]
  • Приказ от 12032019 103 Приказ Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду” В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание […]
  • Институциональная экономика учебное пособие олейник Институциональная экономика. Олейник А.Н. В учебном пособии излагаются основы институциональной теории, раскрываются такие понятия, как норма, институт, трансакционные издержки и др. Рассматриваются теория игр и моделирование взаимодействий, […]
  • Приказ об утверждении норм пожарной безопасности Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении Норм пожарной […]

Author: admin