Пособия для обучение грамоте в доу

Содержание:

Дидактические пособия для обучения дошкольников 5-7 лет грамоте

Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «ГДС»Сказка» Волгорадской области, п. Городище

Описание работы: данные пособия могут быть интересны педагогам при обучении старших дошкольников грамоте.

Дидактических игр по развитию речи очень много. Среди этих игр можно выделить игры-домики, в которых живут звуки. Их достаточно много. Но каждый автор такого пособия подходит к созданию своего домика творчески и неповторимо. Мой «Домик звуков» очень помогает в работе при обучении чтению старших дошкольников.

Цель: формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащать их словарный запас, воспитывать любовь к русской речи.

Пособие изготавливается в виде домика из картона. Этот дом волшебный. В нем живут буквы и звуки. Пособие легко переносится в нужное для педагога место. Слова можно заселять в этот домик любые. Но мне кажется, что в слове не должно быть больше пяти букв, так как сильно длинные слова могут способствовать потери интереса к такой сложной для дошкольников работе. На первом этаже «живут» буквы, из которых состоит это слово. На втором этаже «живут» звуки. Звуки мы обозначаем карточками. Красные карточки соответствуют гласным звукам, синие – твердым согласным, а зеленые — мягким согласным звукам.

Сайт для воспитателей детских садов

«Домики для звуков»
Дидактическое пособие по обучению грамоте для подготовительной группы

Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

Задачи: учить определять наличие заданных звуков в словах и дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости, развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к речевому творчеству.

Комплектность: игровое поле, кубик с фишками, зелёный и синий домики, предметные картинки (в игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука, имеющих различия по твёрдости – мягкости.

Правила игры:

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук в слове, даёт ему характеристику, кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зелёный домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него.

Вариант 2.

Каждому ребёнку раздаётся несколько карточек (2,3…) и одна фишка. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка (и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего или зелёного. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

Вариант 3

Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок придумывает слово на выпавшую букву: с мягким согласным, если кружок вокруг буквы зелёный и с твёрдым согласным, если кружок вокруг буквы синий. Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до конца поля и безошибочно назовёт слова. Если слово придумано неверно, ребёнок пропускает ход.

Пособия для обучения грамоте в доу

Пособия для обучения грамоте в доу

Материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
Занимательный шнурок дидактическое пособие по обучению грамоте

Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное пособие помогает детям знакомиться со звуками.

В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте — именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик.

игры на деление слов на слоги.

Мультимедийное игровое пособие по ознакомлению дошкольников на начальных этапах со звуками А , У и буквами А, У. Обучение чтению звукокомплексов АУ, УА. Ребенок получает задание и как в компьюте.

Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для восп.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории.

Данное пособие в игровоой форме развивает у детей фонематические процессы( восприятие и слух).

Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возраста

Галина Колметова
Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возраста

Хочется поделиться с вами простым изготовлением пособия «Веселая азбука». За основу взято пособие Н. А. Буренко «Дома и сказки для букв и звуков».

Удобным пособием для звуко-буквенного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот сказочный, в нем живут веселые человечки — звуки и буквы. С детьми была проведена небольшая подготовительная работа — прочитана сказка Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Автор называл своих героев, исходя из их увлечений и особенностей характера (Знайка — много знает, Торопыжка — всегда торопится и т. д.) Каждый веселый человечек живет в своей квартире, имеющей особую окраску оконной рамы и балконов:

красный цвет — обозначение гласных звуков,

зеленый цвет — обозначение мягких согласных звуков,

синий цвет — обозначение твердых согласных звуков.

Мальчик — твердый согласный звук, его сестренка мягкий звук. На одном этаже большого дома живут парные звуки. В «пристройках» живут звонкие непарные (на крыше колокольчик означает звонкость, и непарные глухие. В домике с красной крышей живут девчонки — певуньи.

Цель: создание условий для самостоятельного выделения звуков, знакомство с буквами.

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

• совершенствовать умение выделять звук голосом, давать ему характеристику,

• определять мягкость – твёрдость данного звука в словах, его место в слове;

• познакомить с буквами;

• упражнять в дифференциации парных звуков.

• развивать слуховое и зрительное восприятие через игры и упражнения «Угадай, как зовут веселого человечка», «Любимое дело веселого человечка», «Лакомство веселого человечка», «Составь поезд», «Назови первый звук», «Вот и буква».

• развивать внимание, логическое мышление через дидактические игры;

• развивать моторику через обводку трафаретов букв, выкладывание букв различными материалами (счетными палочками, нитками, пуговицами и т. д.)

• воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Из картона вырезаны контуры домов.

Потребуется самоклеящаяся пленка и гофрокартон.

На двухсторонний скотч приклеены кармашки- балконы.

Вот такие дома получились!

Пополнили предметно-развивающую среду группы!

Желаю творческих успехов!

Лэпбук «Путешествие по сказкам». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическое пособие «Лэпбук «Путешествие по сказкам» представляет собой картонную папку-передвижку формата А3. На страницах.

Электронное дидактическое пособие по познавательному направлению детей старшего дошкольного возраста Знаки и символы. Цели: Дать представление о знаках и символах ; — объяснить, что без символов и знаков просто нельзя обходиться. -показать,.

Смотрите так же:  Заявление в мрео

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Том и Тим» Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию. Ход игры. Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий.

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста интеллект-карта «Безопасность» Актуальность: Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС подталкивают нас к насыщению развивающей.

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Откуда пришел хлеб?» Подготовила: Владыкина Ирина Валерьевна. Цель: формирование у детей представления о тружениках села. Хлеб-наш ежедневный продукт питания.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Весёлая прогулка» Цель: выявить уровень знаний детей за учебный год. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о составе речи (звук, слог, слово,.

Конспект по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста «Звук [И], буква И» Конспекты по подготовке к обучению грамоте дошкольников старшей логопедической группы разработаны на весь учебный год в соответствии с программой.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» (для детей подготовительной к школе группы) Автор:.

Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.

Музыкально-дидактическое пособие «Поющие часики» для детей старшего дошкольного возраста Музыкально – дидактическое пособие «Поющие часики». для детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: — Способствовать.

Дидактические пособия для обучения дошкольников 5-7 лет грамоте

Автор: Михайлова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «ГДС»Сказка» Волгорадской области, п. Городище

Описание работы: данные пособия могут быть интересны педагогам при обучении старших дошкольников грамоте.

Дидактических игр по развитию речи очень много. Среди этих игр можно выделить игры-домики, в которых живут звуки. Их достаточно много. Но каждый автор такого пособия подходит к созданию своего домика творчески и неповторимо. Мой «Домик звуков» очень помогает в работе при обучении чтению старших дошкольников.

Цель: формирование у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия.
Задачи: учить детей соотносить звук и букву; развивать умение дошкольников выделять гласные звуки, различать твердые и мягкие согласные звуки; активизировать интерес детей к звукам; обогащать их словарный запас, воспитывать любовь к русской речи.

Пособие изготавливается в виде домика из картона. Этот дом волшебный. В нем живут буквы и звуки. Пособие легко переносится в нужное для педагога место. Слова можно заселять в этот домик любые. Но мне кажется, что в слове не должно быть больше пяти букв, так как сильно длинные слова могут способствовать потери интереса к такой сложной для дошкольников работе. На первом этаже «живут» буквы, из которых состоит это слово. На втором этаже «живут» звуки. Звуки мы обозначаем карточками. Красные карточки соответствуют гласным звукам, синие – твердым согласным, а зеленые — мягким согласным звукам.

Материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

по обучению грамоте к программе

«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории

МОУ Леснополянская НШ им. К. Д. Ушинского

Описание: книга помогает ребенку в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогает понять их различия и особенности. Также в книге предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. С помощью забавных героев мы готовим слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму. Сказочный сюжет и забавные герои Слыш и Буковка подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Герои только описываются в программе, к программе они не прилагаются. И я решила забавных героев воплотить в реальность. И получилось такое дидактическое пособие к занятиям по обучению грамоте детей, Слыш и Буковка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ, логопедам и родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму. Представленные в книге заб.

— познакомить с нетрадиционной техникой (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание)- развитие мелкой моторики рук- развивать умение подбирать краски по цветовой гамме- воспитывать любо.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.«АБВГДейка».Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.Срок освоения программы – 3 года.

Конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы.

Буклет. Обучение детей грамоте в игровой форме. Старшая группа.

Быкова И. А.Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позв.

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте в игровой форме&raquo.

Пособия по обучению грамоте

Надежда Картавцева
Пособия по обучению грамоте

Всем здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию «Звукоград» и «Буквоград». Первый год веду подготовку к грамоте с дошкольниками. Занятия построила с опорой на цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Пиши-Читай». При использовании пособий, ребята лучше понимают разницу между звуком и буквой, которая является графическим отображением звука. Думаю, что пособия получились неплохие, но на следующий год хочу попробовать сделать домики на липучках.

Для того, чтобы лучше запомнить парные буквы учим такое стихотворение:

Буквы дружно встали в пары.

Пара каждая такая:

Буквы звонкая — глухая.

Есть 12 букв таких,

Парными назвали их.

За брусникой в дальний лес

Шли с корзинкой З и С.

Целый день на облака

Любовались Г и К.

Как всегда в одном купе

Едут к морю Б и П.

На спине катает лев

Букву В и букву Ф.

По дорожке не спеша

Шли под ручку Ж и Ш.

Стали буквы Д и Т.

В пособиях все парные звуки и буквы являются добрыми соседями.

Конспект занятия по обучению грамоте Задачи: закреплять умение вслушиваться в звучание слова;интонационно выделять первый звук в слове; закреплять умение делить слова на слоги,.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте. Программное содержание: • продолжать учить проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных звуков; • проводить словоизменения,.

Мастер-класс «Изготовление пособия по обучению ПДД. Кубики «Дорожные знаки». Дидактическая игра для детей 4–5 лет» Юркевич Марина Владимировна воспитатель МДОУ Актуальность: воспитывать активную позицию грамотного, ответственного и сознательного пешехода.

НОД по обучению грамоте. Знакомство с буквой Б. Задачи: развивать зрительное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику,.

НОД по обучению грамоте «Звук [Р]» Конспект НОД «Знакомство со звуками [р, р’ ], с буквой Р, р. (подготовительная группа) Цель: закрепить навык произношения звука р в словах.

ОД по обучению грамоте «В гостях у феи Грамоты» Цель: закреплять прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте; учить применять их.

Переспективное планирование по обучению грамоте Месяц Тема Цель Совместная образовательная деятельность 1 2 3 4 1-я неделя СЕНТЯБРЬ Знакомство со словом, звуками Познакомить детей со звучащим.

Учимся и играем. Дидактические пособия по обучению грамоте детей с нарушениями речи Одной из главных проблем обучения в дошкольном возрасте является поиск эффективных способов передачи знаний. На данном этапе развития детей.

Занятие по обучению грамоте (подготовительная группа) Занятие по обучению грамоте. Подготовительная группа. Цель: продолжать учит детей четко произносить звуки в словах, способствуя, речевому.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Закрепление пройденного материала. Программные задачи: Закрепить.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста)

Татьяна Чечулина
Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста)

— развитие фонематического слуха;

— формирование навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов;

— развитие умения выделять первый и последний звук в слове;

Смотрите так же:  Компенсация путевки в санаторий ребенку

— развитие умения определять местонахождение звука в слове (в начале, в конце, в середине).

Вариант 1. Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук.

Вариант 2. Подбери картинки, названия которых состоят из одного (двух, трех, четырех) слогов.

Вариант 3. Подбери картинки, в названии которых в начале (в середине, в конце) слышится заданный звук.

Вариант 4. Выложи цепочку из картинок. Название следующей картинки должно начинаться с того же звука, которым заканчивается название предыдущего изображения. Например: глаз – змея –ящик — кот – телевизор- роза и т. д.

Можно играть по группам и индивидуально.

— кто длиннее и (или) быстрее выложит цепочку из картинок;

— кто больше и (или) быстрее подберет картинок на заданную схему.

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Наша неделька» Актуальность. Современные стандарты дошкольного образования призывают к формированию активной жизненной позиции ребенка дошкольного возраста,.

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Смешарики в театре» Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Смешарики в театре». Цель: закрепить знания детей о театре, как об отдельном.

Дидактическое пособие по обучению детей плаванию основными стилями (кроль, брасс). Для детей старшего дошкольного возраста Цель: с помощью детального разбора движений по схемам научить детей правильно плавать. Задачи: 1. Рассмотреть с детьми поэтапное выполнение.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Цветик-речецветик» Цель: развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, активности и индивидуализации каждого ребёнка, культуры общения.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Дом» . Данное пособие было сделано для закрепления у детей умения делить слова на слоги. в этом возрасте детям тяжело на слух разделить слова.

Дидактическое пособие по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «На картинки посмотри, слово новое найди» МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад — № 13» ИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Дидактическое пособие по обучению грамоте в подготовительной группе «Найди пару» Цель: Развитие фонематического слуха, через игровые упражнения. Задачи: 1. Учить детей операциям анализа и синтеза. 2. Развивать фонематический.

Дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте «Составь слово» «СОСТАВЬ СЛОВО» (дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте) старший дошкольный возраст При подготовке ребенка к школьному.

Дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте «Новогодняя елка» Данное пособие предназначено для детей подготовительной группы с задержкой психического развития. Используется на занятиях по подготовке.

Пособие «Звуковые птички» по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Цели: закрепляем знания об изученных звуках и буквах. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левых и правых веточек дерева).

Маханева, Гоголева, Цыбирева: Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО

Аннотация к книге «Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО»

«Подготовка к обучению грамоте детей 5-7 лет» является последовательным продолжением методического пособия «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет». В книге представлены тематическое планирование и сценарии занятий, разработанные на основе 15-летнего опыта работы учителей МОУ «Прогимназия № 117» Н.А. Гоголевой и Л.В. Цыбиревой. Тематическое планирование занятий по обучению грамоте детей 5-7 лет получило экспертное заключение НМЭС № 125 ГОУ ДПО НИРО.
Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. Предлагаемое методическое пособие дополняется рабочей тетрадью. Пособие и рабочая тетрадь адресованы воспитателям ДОУ, родителям, гувернерам — всем, кто готовит детей к школе.
2-е издание, исправленное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста)

Татьяна Чечулина
Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста)

— развитие фонематического слуха;

— формирование навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов;

— развитие умения выделять первый и последний звук в слове;

— развитие умения определять местонахождение звука в слове (в начале, в конце, в середине).

Вариант 1. Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук.

Вариант 2. Подбери картинки, названия которых состоят из одного (двух, трех, четырех) слогов.

Вариант 3. Подбери картинки, в названии которых в начале (в середине, в конце) слышится заданный звук.

Вариант 4. Выложи цепочку из картинок. Название следующей картинки должно начинаться с того же звука, которым заканчивается название предыдущего изображения. Например: глаз – змея –ящик — кот – телевизор- роза и т. д.

Можно играть по группам и индивидуально.

— кто длиннее и (или) быстрее выложит цепочку из картинок;

— кто больше и (или) быстрее подберет картинок на заданную схему.

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Наша неделька» Актуальность. Современные стандарты дошкольного образования призывают к формированию активной жизненной позиции ребенка дошкольного возраста,.

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Смешарики в театре» Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Смешарики в театре». Цель: закрепить знания детей о театре, как об отдельном.

Дидактическое пособие по обучению детей плаванию основными стилями (кроль, брасс). Для детей старшего дошкольного возраста Цель: с помощью детального разбора движений по схемам научить детей правильно плавать. Задачи: 1. Рассмотреть с детьми поэтапное выполнение.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Цветик-речецветик» Цель: развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, активности и индивидуализации каждого ребёнка, культуры общения.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Дом» . Данное пособие было сделано для закрепления у детей умения делить слова на слоги. в этом возрасте детям тяжело на слух разделить слова.

Дидактическое пособие по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «На картинки посмотри, слово новое найди» МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад — № 13» ИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Дидактическое пособие по обучению грамоте в подготовительной группе «Найди пару» Цель: Развитие фонематического слуха, через игровые упражнения. Задачи: 1. Учить детей операциям анализа и синтеза. 2. Развивать фонематический.

Дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте «Составь слово» «СОСТАВЬ СЛОВО» (дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте) старший дошкольный возраст При подготовке ребенка к школьному.

Дидактическое пособие по подготовке детей к обучению грамоте «Новогодняя елка» Данное пособие предназначено для детей подготовительной группы с задержкой психического развития. Используется на занятиях по подготовке.

Пособие «Звуковые птички» по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Цели: закрепляем знания об изученных звуках и буквах. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левых и правых веточек дерева).

Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте «Звуковичок» Лиханова Нина Леонидовна

Главная > Документ

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф)

для подготовки дошкольников к обучению грамоте «Звуковичок»

Лиханова Нина Леонидовна,

учитель-логопед МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы»

г.Тынды Амурской области

В современных условиях модернизации целостной системы общего образования и его базовой — дошкольной — ступени на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Сегодня совершенно определённо можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Проблема нарушения письменной речи у дошкольников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дети дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Бесспорно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению нарушений письменной речи в дошкольном возрасте очевидна для всех.

Известно, что для развития письменной речи большое значение имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Однако чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделять фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов – приоритетная задача педагогов, работающих с дошкольниками. Эта работа даже гораздо важнее, чем просто научить детей читать, т.к. звуковой анализ и синтез слов, выделение отдельных звучаний и превращение звуковых вариантов в чёткие фонемы является первым необходимым этапом для осуществления сложного процесса письма и этот этап упускать нельзя.

Смотрите так же:  Федеральные льготы на лекарство

А.Р. Лурия утверждал: «Первой из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию. Выделение последовательности звуков, составляющих слово, является первым условием для расчленения звукового потока, иначе говоря, для превращения его в серию членораздельных звуков. Следовательно, звуковой анализ слова, выделение отдельных звучаний и превращение звуковых вариантов в чёткие фонемы является первым необходимым этапом для осуществления сложного процесса письма». [6 стр. 237-238]

Обучение анализу звуковой структуры слова немыслимо без применения наглядного моделирования, поэтому на использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Звуковой анализ и синтез слова подразумевает установление последовательности звуков с характеристикой их качественных особенностей. Полный звуковой анализ слов включает:

определение количества слогов;

определение количества звуков в слове;

состав звуков в слове:

гласные и согласные;

согласные (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);

порядок следования звуков.

Данный вид работы очень труден для дошкольников, особенно для детей, имеющих речевые нарушения.

Руководствуясь индивидуальным подходом для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слов и профилактики возможных нарушений письма и чтения, необходимостью закрепления знаний, полученных на фронтальных занятиях и организации преемственности в работе учитель-логопед – воспитатели – родители я разработала наглядно-дидактическое пособие «Звуковичок». Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическому пособию Н.В. Дуровой «Ступеньки грамоты» и предназначено для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по формированию навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей 5 – 7 лет к обучению грамоте в детском саду и дома.

Цель пособия: формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.

Актуальность: Традиционные и современные формы работы по формированию звукового анализа и синтеза слов, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребёнка при формировании представлений о звуковом анализе и синтезе слов очень сложно без анализа достижений ребёнка в сжатой, наглядной форме. Для этого в пособии предлагаются специальные таблицы, которые дают возможность реальной оценки знаний, умений и навыков каждого ребёнка.

Используя карточки-таблицы, воспитатели и логопеды решают сразу несколько задач:

оснащение педагогического процесса наглядным дидактическим материалом;

закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов;

индивидуализация учебного процесса;

развитие мелкой моторики и обогащение словаря детей;

обеспечение активного включения родителей в образовательный процесс.

Новизна наглядно-дидактического пособия:

в объединении и систематизации дидактического материала для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;

в самостоятельной зарисовке детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове в специально отведённых ячейках таблицы;

в возможности адаптировать учебный материал не только к определённому занятию, но и индивидуальным возможностям каждого ребёнка;

в возможности проследить успехи и трудности каждого ребёнка.

Наглядно-дидактическое пособие «Звуковичок» состоит из трёх частей:

Демонстрационный материал для проведения фронтальных логопедических занятий по подготовке детей к обучению грамоте (формат А3).

Таблицы используются как часть занятия при знакомстве детей с новым звуком для определения места звука в слове. Детей учим построению речевого высказывания. Например: «Первая схема подходит к слову «окунь», так как в слове «окунь». Звук [О] первый, звук [О] – гласный, поэтому обозначается красным цветом». (Рис. 1, 2). При дифференциации понятий «твердый» — «мягкий» согласный звук, одна схема лишняя, дети подбирают к каждому слову соответствующую схему и объясняют какая схема и почему «лишняя». (Рис. 3)

Раздаточный дидактический материал (цветные таблицы, формат А4) для индивидуально-подгрупповых занятий с детьми под руководством учителя-логопеда или воспитателя.

Таблицы можно использовать как для индивидуально-подгрупповых занятиях учителя-логопеда, так и для занятий с воспитателем по заданию учителя-логопеда. (Рис. 4, 5)

Таблицы для индивидуальной работы с детьми (Формат А5).

На начальных этапах обучения детей работе с таблицами я в последней строке таблицы рисую «домки для звуков» для того слова, которое подлежит звуковому анализу. Позднее, когда у детей сформированы определенные навыки, они сами зарисовывают схему слова. Таблицы можно использовать как на занятиях в детском саду, так и дома. Также эти таблицы являются одной из форм динамического наблюдения за уровнем усвоения материала детьми. (Рис. 6, 7, 8).

Каждая из таблиц представляет собой систему опорных сигналов (символов), позволяющую минимумом знаков передавать максимум информации. В левом столбце таблиц кратко излагаются задания, с одной стороны помогающие родителям в домашних условиях закрепить полученные знания, а с другой, выполнение заданий – одна из форм динамического наблюдения за успехами детей. По результатам самостоятельно заполненных таблиц отчётливо прослеживается динамика усвоения знаний, умений и навыков, видны пробелы (неумение определить место заданного звука в слове, последовательность звуков в словах и т.д.).

Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы как память, внимание, мышление, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги.

Пособие я дополнила Звуковичками, которые выступают моделью характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Опираясь на изображение Звуковичков детям легче дать полную характеристику заданного звука, построить речевое высказывание. Например, звук [М] (согласный, твёрдый, звонкий) – это синий Звуковик с колокольчиком, а звук [М‘] (согласный, мягкий, звонкий) – это уже зеленый Звуковик. Звонкость-глухость обозначается наличием или отсутствием колокольчика. (Рис.9)

Систематическая работа по формированию звукового анализа и синтеза слов с использованием метода наглядного моделирования в практической работе с дошкольниками учит ребенка не только слышать, но и «видеть» звуки и слова. Это обеспечивает будущему первокласснику «успешный старт» для дальнейшего обучения, облегчая тем самым переход дошкольников к систематическому обучению в школе и, обеспечивают успешное усвоение ими учебного материала начальных классов.

Дурова Н.В. От звука к букве – М., Школьная пресса, 2006

Возможно Вас заинтересует:

  • Узнать долги судебные приставы калининградской области УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ИНН: 3906131456 Генеральный директор: БАБУРИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА Юридический адрес: 236022, Калининградская область, город Калининград, проспект Мира, ДОМ 5-7 ЛИТЕР А […]
  • Согласие страховая компания лицензия Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» Является головной компанией группы СОГЛАСИЕ 1307 от 25.05.2015 на 23 вида страхования, в том числе: СЛ 1307 от 25.05.2015 на добровольное личное страхование СИ 1307 от […]
  • Мировой суд в ачинске адрес: Ачинск, микрорайон Авиатор, 34 телефон: нет данных официальный сайт: не найден Будем вам благодарны, если вы оставите отзыв Пожалуйста, оставьте небольшой отзыв о компании: несколько слов о качестве работы и вашем общем впечатлении — […]
  • Требования к сметане Сметана. Технические условия. ГОСТ р 52092-2003 УТВЕРЖДЕН Постановлением Госстандарта России от 30 июня 2003 г. N 221-ст ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СМЕТАНА ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ SOURED CREAM. SPECIFICATIONS ГОСТ Р 52092-2003 Дата […]
  • Органы опеки фили-давыдково Отдел опеки и попечительства района Фили-Давыдково Управление социальной защиты населения города Москвы (УСЗН) Москва, 121433, Большая Филевская улица, д. 57, стр. 1 Начальник отдела опеки и попечительства Тиханская Оксана Петровна […]
  • Осаго пр просвещения Докавто - Договор купли продажи, Техосмотр, ОСАГО, Зеленая карта в Санкт-Петербурге Почему выбирают именно нас? Наши преимущества Крупные игроки на рынке 6 офисов по всему городу и 3 собственные станции Гос. Техосмотра Наши специалисты будут у […]

Author: admin