Обоюдная вина закон об осаго

Содержание:

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО при обоюдке

Оформляя полис ОСАГО, каждый водитель убежден, что в случае ДТП ему частично или полностью удастся получить компенсацию за нанесенный ущерб. Но бывают ситуации, когда виноваты две стороны. Как в таких случаях поступает страховая компания, и кому, и в каком объеме она будет выплачивать компенсацию?

Что означает понятие “обоюдная вина”

Стоит отметить, что понятие “обоюдной вины” не определено на законодательном уровне. Его не встретишь ни в одном кодексе по административному праву — ГК РФ, законе об ОСАГО и т.д. Под этим термином сотрудники страховых компаний и служащие ГИБДД подразумевают ситуации, когда обе стороны считаются и виновниками, и потерпевшими в аварии. В этой ситуации эксперты ГИБДД оформляют обоюдку при ДТП документально, вручая каждому из участников происшествия протоколы об административном нарушении.

Как определяется размер компенсации

Нарушение ПДД обеими сторонами еще не доказывает их обоюдной виновности. Например, если один из них нарушил п.2.1.2 правил, не пристегнув ремень безопасности, в то время как второй участник не соблюдая п. 13.9 и не уступил дорогу, тогда правонарушение второй стороны очевидно, и об “обоюдке” речь не ведется.

Попав в ДТП, многие считают, что они обязаны самостоятельно восстановить свое транспортное средство. Это не совсем так. Большую роль в этом вопросе играет процентное отношение степени ущерба, нанесенного каждой из сторон. К примеру, если один из автомобилей (ВАЗ) получил ущерб на 20 тыс. рублей, а второй (Мерседес) — на 150 тыс. рублей, то каждый может рассчитывать на компенсацию, исходя из установленного судом процентного соотношения. Если для шофёра ВАЗа установлено значение в 20%, а для хозяина Мерседеса — 60%, в итоге страховая компания первого должна возместить 80% от 20 тыс. руб, а второго — 40% от 150 тыс. рублей соответственно.

Процесс получения выплат начинается с подачи заявления в страховую компанию. Многие отказывают потерпевшим, аргументируя это невозможностью установления степени виновности каждого из водителей. Тогда для установления правоты стороны обращаются в суды. Степень ущерба участников аварии определяется в судебном порядке, основываясь на п. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ:

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

П. 2 ст. 1083 Гражданского Кодекса РФ

Судебная практика показывает, что чаще всего выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей распределяется в равных частях между обоими сторонами процесса. Суды опираются на вышеуказанную статью ГК РФ, которая гласит, когда невозможно установить вину, она автоматически оценивается как равная. Доказать обратное порой бывает очень сложно, особенно без участия в деле опытного автоюриста. В случае судебного решения о распределении выплат 50/50, компании могут предложить водителям половинчатую компенсацию ущерба.

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО имеет множество “подводных камней” и юридических тонкостей, поэтому рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным правоведам, имеющим опыт в делах о взыскании материального ущерба в “обоюдке” при ДТП.

Новые поправки в Закон «Об ОСАГО»: Виновники ДТП смогут рассчитывать на выплату

Назад в прошлое: Вот почему теперь участникам ДТП лучше договариваться

Вы не поверите, но теперь со вступлением в силу новых поправок в Закон «Об ОСАГО» виновники ДТП также смогут рассчитывать на страховую выплату. Как такое возможно? Ведь выплату должна получать только пострадавшая сторона. Оказывается, возможно. Мы решили разобраться и узнать, действительно ли новый Закон «Об ОСАГО» таит в себе подводные камни, которые позволяют даже виновникам аварий получать страховое возмещение.

Напомним, 1 июня 2018 года вступили в силу очередные поправки в Закон «Об ОСАГО», расширив лимит ущерба, в рамках которого участники ДТП имеют право оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД (так называемый европротокол). 1gai.ru писал уже об этих новых поправках в статье «Как оформить ДТП с 1 июня 2018 года».

Так, с 1 июня 2018 года, если в аварии нет пострадавших, а также участниками ДТП стали два водителя (два автомобиля) и если сумма ущерба имуществу не превышает 100 тыс. рублей, разрешено оформлять аварию без сотрудников ДПС. Причем теперь участники ДТП имеют право оформить аварию по европротоколу без сотрудников Госавтоинспекции, даже если между ними есть какие-то разногласия по обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия. Например, теперь можно оформлять европротокол, даже если участники ДТП не пришли к единому согласию о виновнике аварии.

Правда, в случае разногласий участники ДТП без участия сотрудников ГИБДД имеют право оформлять аварию только с использованием специального мобильного приложения, либо зафиксировать и передать данные об аварии через систему экстренной помощи (связи) ЭРА-ГЛОНАСС, которой сегодня оснащаются все новые автомобили. Если же подобного оборудования нет, а также нет специального мобильного приложения, то аварию можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД, только если сумма ущерба составляет не более 50 000 рублей и если нет разногласий между участниками аварии.

Также, напомним, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области уже давно действует расширенный лимит ущерба, в рамках которого участники ДТП имеют право оформлять аварию без сотрудников ГИБДД (400 000 руб.). Правда, в этом случае участники ДТП обязаны при оформлении европротокола использовать для фиксации ДТП кнопку ГЛОНАСС, которая должна быть хотя бы в одном автомобиле, или же воспользоваться для передачи данных об аварии в единую базу данных страховщиков специальным мобильным приложением (на момент написания статьи мобильное приложение доступно для скачивания на телефоны Андроид и iPhone, но раздел по оформлению ДТП пока что находится в разработке).

Плюсы и минусы поправок в Закон «Об ОСАГО»

К сожалению, в новом Законе «Об ОСАГО» есть как плюсы, так и минусы. Для начала давайте о плюсах. Конечно, расширение лимита ущерба в рамках европротокола – это безусловный плюс для всех водителей, так как максимальный размер ущерба в 50 000 рублей, действовавший до 1 июня 2018 года, чаще всего не позволял участникам ДТП оформлять аварию без сотрудников ГИБДД (по европротоколу). Объяснялось это тем, что в связи с существенным подорожанием новых автозапчастей и компонентов (из-за резкого роста курса доллара по отношению к рублю за последние 3 года), а также услуг в автотехнических центрах средняя стоимость выплат в рамках ОСАГО за последний год превысила 60 тыс. рублей. Естественно, участники ДТП, не являясь экспертами по оценке ущерба, причиненного в результате ДТП, просто-напросто стали опасаться, что при оформлении европротокола выйдут затем после оценки ущерба из максимального лимита, в рамках которого разрешено оформлять аварию без сотрудников ГИБДД.

Логично, что участники ДТП не ясновидящие и поэтому стали стараться чаще вызывать сотрудников ГИБДД даже на мелкие аварии.

Расширяя лимит ущерба до 100 тыс. рублей, власти рассчитывают, что участники ДТП будут чаще оформлять аварии без участия сотрудников ГИБДД.

Однако пока большинство автолюбителей не могут этого сделать в связи с нерабочим мобильным приложением, которое может передавать данные о ДТП в базу данных страховщиков. К сожалению, кнопка ГЛОНАСС сегодня есть далеко не у всех автомобилей.

Так что пока что, несмотря на вступление нового Закона «Об ОСАГО» в силу, ситуация по оформлению аварии по европротоколу будет плачевна.

Но когда заработает мобильное приложение, то, мы думаем, количество аварий, оформленных в рамках европротокола, будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Теперь давайте поговорим и о минусах нового Закона «Об ОСАГО». А они, к сожалению, есть. И в этом нет ничего удивительного. Мы же живем в России, где, когда кто-то что-то пытается сделать проще, как всегда, все выходит сложнее. Особенно когда речь идет о наших законодателях, которые часто не умеют просчитывать все последствия новых законодательных инициатив. Вспомните «Платон», поднятие акциза на топливо. Сами знаете, к чему привели радикальные меры Правительства РФ. Да, собираемость денег при этих законах увеличилась. Но выросла волна возмущения граждан. В итоге по акцизам Правительству РФ пришлось пересмотреть свои аппетиты и снизить уже с 1 июня акцизы на топливо, а также заморозить плановое повышение акцизов на топливо, которое планировалось с 1 июля 2018 года.

Смотрите так же:  Лицензия банка советский спб

Интересно, когда Правительство РФ увидит в новом законе подводные камни и предложит поправки? Хотя что-то мы сомневаемся, что поправки будут, поскольку все минусы нового закона касаются только водителей. Для страховщиков новый закон несет в себе только одни плюсы.

Итак, согласно новому Закону «Об ОСАГО», вступившему в силу 1 июня 2018 года, участникам ДТП разрешили оформлять аварию по европротоколу, если сумма ущерба имуществу не превышает 100 тыс. рублей. В том числе аварию можно оформить теперь даже в том случае, если есть разногласия (и поверьте, они есть в 90% случаев всех ДТП).

Что это означает на деле? А это означает, что теперь участникам ДТП придется, как в 90-е годы, договариваться между собой об обстоятельствах ДТП и самостоятельно определять виновника аварии. Зачем? Сейчас объясним.

Как виновник ДТП может получить возмещение по полису ОСАГО?

Как мы сказали в начале статьи, теперь у любого виновника ДТП есть теоретическая возможность получить возмещение ущерба. Да-да, это не сказка. Это реальность. Дело в том, что так как законодатель разрешил с 1.06.2018 года оформлять аварии без участия сотрудников ДПС при разногласиях участников ДТП, то в этом случае виновника аварии будет устанавливать страховщик, у которого есть только одна задача: меньше выплат, больше прибыли.

Нет, конечно, не все страховые компании спят и видят, как не произвести выплаты пострадавшей стороне. Тем не менее чудес не бывает. Страховые компании работают на максимальную прибыль. Поэтому при разногласиях участников ДТП, которые оформили европротокол, чаще всего страховщики будут признавать обоюдную вину в авариях, что позволит не только немного сократить издержки при выплате, но и не заморачиваться в установлении реального виновника ДТП. Ведь чтобы установить виновника ДТП, нужно не только хорошо знать действующее ПДД и все нововведения, но и также обладать обширными знаниями в российском законодательстве. Сами понимаете, что для страховых компаний это лишние затраты на зарплату специалистов. Конечно, в этом случае страховым компаниям будет проще признавать виновными в ДТП обоих участников аварии и выплачивать каждой стороне по 50% от суммы ущерба каждого автомобиля.

Так что, перед тем как оформить европротокол, участникам ДТП лучше будет все-таки договориться друг с другом. Хотя виновной стороне договариваться в этом случае будет невыгодно, поскольку при наличии разногласий у виновника аварии остается хоть и небольшой, но шанс получить 50% процентов выплаты ущерба.

К сожалению, как видите, новый Закон «Об ОСАГО» не идеален и таит в себе серьезные подводные камни, которыми могут воспользоваться юридически грамотные виновники аварий.

Если же вы считаете себя невиновным в ДТП, но после оформления европротокола страховая компания признала вас также виновным в ДТП (виновным признаны оба участника аварии – обоюдная вина), то советуем вам оспорить решение страховой компании в суде.

В крайнем случае, не советуем вам оформлять аварию без сотрудников ГИБДД.

Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

Выплата и «обоюдка»

Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2019 год, давайте выяснять!

Обоюдная вина с точки зрения закона

Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2019 год законодательство также разделяет их.

То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.

И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:

  1. инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
  2. виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.

Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.

О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.

Выплаты при ДТП

Итак, согласно Федеральному закону «Об ОСАГО» обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:

  1. выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
  2. компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.

В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.

Если никто не обращался в суд

В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.

То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.

Если участники обжаловали постановление в суде

А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.

В нашем примере, согласно судебной практике 2019 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было «обоюдки».

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

В нашем примере вина могла быть установлена в долях:

  • 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
  • 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.

В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?

Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.

И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.

При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.

В какую страховую обращаться при обоюдной вине?

Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.

Смотрите так же:  Договор на полевые работы

25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):

То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).

Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.

Часть 22 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Полис ОСАГО является страховой гарантией для водителей в случае возникновении ДТП.

Водитель, попавший в такую ситуацию вправе рассчитывать на частичное или полное возмещение расходов на ремонт ТС.

Но как решается проблема страхового покрытия, если в аварии виновными выступают обе стороны?

Далее пойдёт речь о том, как происходят выплаты по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей.

Обоюдная вина: что это значит?

Большинство аварий, происходящих на дорогах, случается по вине одного из водителей. Но бывают случаи, когда ДТП провоцирует несколько участников.

Итогом становится Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. В данном случае и говорят об обоюдной вине водителей (в разговорной речи — «обоюдка»).

Сразу отметим, что в законодательстве РФ подобный термин не используется. Его применяют только сотрудники Госавтоинспекции при оформлении аварии в том случае, если были обнаружены точные подтверждения нарушения правил обоими водителями.

Обоюдное нарушение при ДТП обязательно фиксируется работником ГБДД в индивидуальном протоколе каждого участника.

В документе непременно должны быть указаны 2 пункта:

  • какое правило было нарушено;
  • какая ответственность предусмотрена за это законом.

Говорить об обоюдной вине следует только в том случае, когда каждому из водителей выписаны протокол и Постановление о совершённом ими административном правонарушении.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.

Но выплатит ли возмещение страховая компания, если виновниками аварии будут признаны оба водителя? И как будут распределены выплаты между ними?

При вине обоих водителей в ДТП выплаты по ОСАГО в 2019 году производятся на основании ст. ФЗ-№12 п. 22. Данный нормативно-правовой документ даёт право на получение возмещения обоим провокаторам аварии.

При этом стоит помнить, что существуют 2 степени вины:

Вопрос степени вины не рассматривает страховая компания. Степень вины каждого водителя определяет только суд. На основании решения суда страховщик осуществляет выплаты.

Чтобы избежать различных сложностей в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно вести себя при ДТП и грамотно оформить все необходимые документы.

Также стоит учитывать, что не все нарушения ПДД служат основанием для признания судом обоюдной вины.

К примеру, если один из участников выехал на встречную полосу, а второй – был не пристёгнут, виновным будет признан только первый из них. Суд всегда руководствуется принципом разумности.

Видео: Обоюдная вина в ДТП

Как оформлять ДТП при «обоюдке»?

Если случилось ДТП, водителям нужно предпринять следующие шаги:

  1. Остановите машины и не уходите с места аварии до прибытия сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров от страховщика.
  2. Самостоятельно зафиксируйте максимальное количество доказательств вины другого участника: сделайте фото, найдите свидетелей и запишите их контактные данные, сохраните запись видеорегистратора и т.д.
  3. Вызовите ГИБДД и уведомите страховую компанию.
  4. Проследите, что инспектор фиксирует в протоколе.
  5. Не берите сразу же вину на себя.
  6. При оформлении протокола чётко проговаривайте свою позицию, давайте объяснения и добивайтесь их включения в протокол. Обращайте внимание инспектора на обстоятельства, подтверждающие вину другой стороны. Возможно, что в результате разбора аварии вас вообще не признают виновным в ДТП.

Если вы уверены, что вина второго участника больше, чем ваша, непременно обращайтесь в суд и добивайтесь там установления степени вины. Иначе страховые компании возместят обеим сторонам лишь 50% суммы.

В том случае, когда повреждения обоих машин незначительны, жертв и споров нет, вызывайте только аварийного комиссара, оформите «Европротокол» и заполните документы для страховой компании.

При таком способе тоже можно получить возмещение. В 2019 году максимальный его размер составляет 50 тысяч рублей. Таким образом, при обоюдной вине каждый участник ДТП получит не более 25 тысяч.

Если аварию оформляет инспектор ГИБДД, то должны быть составлены следующие документы:

  1. Справка о ДТП, которая выдаётся на руки каждому водителю.
  2. Протокол.
  3. Постановление о правонарушении с законодательной привязкой (КоАП РФ).

В протокол заносятся следующие данные:

  • расположение ТС после ДТП с включением схемы;
  • результаты замеров от контрольных точек до машин;
  • описание видимых повреждений на автомобилях;
  • объяснения участников аварии.

Как доказать обоюдную вину в суде?

Каждый судебный процесс индивидуален, его ход зависит от конкретных обстоятельств дела. Но в случае с ДТП по обоюдной вине можно дать общие рекомендации водителям.

Самое важное – доказать, что нарушения правил были допущены обоими участниками. В качестве доказательств нужно использовать справки, протоколы и постановления ГИБДД, вынесенные по результатам дела.

Могут привлекаться и показания свидетелей, сделанные вами фото и видеозаписи с места аварии, указывающие на расположение машин после ДТП, степень повреждения и пр.

Помните, что суд учитывает не только действия участников ДТП, но и другие обстоятельства дела. К примеру, участник процесса в ходе доказательств своей позиции может сослаться на погодные условия в момент аварии и состояние дорожного полотна.

Правда, этот факт должен быть подкреплён справкой из местного центра гидрометеорологии.

Важны также и профессиональные знания, поэтому стоит получить экспертное заключение: оценочное, автотехническое, и т.д. Можно даже вызвать экспертов в суд, особенно в том случае, если у вашего оппонента есть возражения.

Никакие прежние доказательства для суда определённой силы не имеют, поскольку суд исследует их одновременно, определяя степень виновности по совокупности обстоятельств.

Так, даже документы из Госавтоинспекции могут быть проигнорированы судом, если другие доказательства не подтверждают обстоятельства, изложенные в них.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Как рассчитывается размер возмещения?

Согласно п. 22 ст. ФЗ-№12, страховые компании должны выплачивать сумму ущерба пропорционально степени вины водителя.

К примеру, если водитель признан судом виновным на 60%, то ему выплатят только 40% от суммы понесённого им ущерба, а второму участнику выплатят 60% от суммы, требующейся на ремонт его авто.

Однако судебная практика показывает, что выплаты по ОСАГО при «обоюдке» чаще всего распределяется в одинаковых долях между обоими виновниками аварии.

Суды опираются на п. 2 ст. 1083 Г К РФ, которая гласит, что при невозможности установить степень вины, она автоматически признаётся равной.

Срок ожидания при этом обычно составляет не более 15 дней. Степень вины определяется судом. Если же судебного решения не существует, то степень виновности в любом случае признаётся равной.

Если же вина ни одного из участников аварии не установлена, то никакого возмещения вообще не будет.

Можно ли выбрать способ возмещения?

С 27.04 2019 года действуют поправки к закону, касающемуся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители вправе получить денежное возмещение вместо ремонта.

Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.

Если же потерпевший пожелает восстанавливать своё авто по натуральному возмещению убытков, то ему придётся доплатить за ремонт из своих средств.

Процесс получения выплаты

Если обоих участников аварии устраивает получение 50% возмещения, то в суд можно не обращаться.

В этом случае отправляйтесь в страховую компанию сразу, как получите из ГИБДД документы с указанными нарушениями со стороны каждого из участников ДТП.

Если вас не устраивает половинчатое возмещение, то необходимо:

  1. Уведомить страховщика о ДТП.
  2. Дождаться решения суда с установленной мерой виновности каждого участника.
  3. Получить компенсацию по постановлению в размере, пропорциональном вине.
Смотрите так же:  Аутсорсинг гражданский кодекс

Судебный процесс занимает обычно несколько месяцев, поэтому в суд стоит обращаться, если:

  1. По мнению автоинспекции, нет ни одного виновника.
  2. Большая степень вины одного из участников очевидна.
  3. Ущерб серьёзный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате?

Страховщик может вынести мотивированный отказ в выплате возмещения.

Наиболее частые причины отказа:

  1. Один из участников не был вписан в страховку ОСАГО.
  2. Участник ДТП управлял автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Один из виновных обжаловал вынесенное судом решение.
  4. Виновный сбежал с места ДТП.

Но это не значит, что всё потеряно и вы не получите возмещения. Добивайтесь своих прав, поскольку страховым компаниям выгодно зацепиться за любую причину, чтобы не выплачивать компенсацию.

Так, если в ваше авто въехал сын собственника другой машины и он не вписан в полис, страховщик может отказать в рассмотрении документов. В этом случае напомните сотруднику компании о п. 1 ст. ФЗ — №14.

Согласно закону, право требования переходит к причинившему вред лицу. На основании данного положения страховщик обязан выплатить возмещение.

Во втором случае, когда один из участников был под воздействием алкоголя, действует то же правило. Аналогичным образом поступайте, если виновник покинул место ДТП.

Если ваш оппонент обжаловал решение суда, то страховая компания вправе приостановить процедуру выплаты, но ни в коем случае не отказать.

Невозможно получить возмещение по ОСАГО только в том случае, если не может быть установлена личность виновника.

Обоюдная вина в аварии – непростая ситуация, поскольку каждый из участников становится и потерпевшим, и виновным одновременно. Следовательно, каждый сам несёт ущерб и в то же время должен отвечать за ущерб, причинённый другому.

Поэтому хочется порекомендовать всем водителям быть аккуратнее на дороге и всеми силами стараться не нарушать ПДД.

Обоюдная вина при ДТП: кому положена выплата по ОСАГО?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. В справке о ДТП фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховщик тем более не обладает полномочиями для этого.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховщики платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что не обращение в суд в данном контексте предполагали бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховщиков возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, в декабре 2015 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время, Руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. N 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховщика, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Возможно Вас заинтересует:

  • Объяснительная как получить с работника Что такое объяснительная записка от работника? Если работник не выполнил свои обязанности, по статье 139 ТК РФ, его начальник должен потребовать у него объяснение причин этому. Требование объяснительной записки может быть в устной или в письменной […]
  • Приказ 1001 регистрация Новый порядок госрегистрации транспортных средств МВД России издало приказ от 20.03.2017 N 139 , который внес изменения в ряд нормативных правовых актов МВД России по вопросам регистрации транспортных средств. В частности, изменились Правила […]
  • Мировой суд центрального района кемерово 4 Мировой судебный участок №7 Центрального района г. Кемерово понедельник-четверг: с 8-30 до 17-30 пятница: с 8-30 до 15-00 понедельник-четверг: с 8-30 до 17-30 пятница: с 8-30 до 15-00 г. Кемерово: Ул. Мичурина дома с № 1 по 31, Ул. Ноградская дома […]
  • Страховка при регистрации авто Нужен ли полис Осаго при регистрации автомобиля в ГИБДД Согласно законодательству владельцем автомобиля рядовой гражданин или юридическое лицо становится только после регистрации. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения […]
  • Приказ с х на ремонт техники Приказ с х на ремонт техники АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ТОРГОВЛИ от 4 ноября 1997 года N 103 Об организации работ по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту […]
  • Приказ об утверждении программы первичного инструктажа по охране труда Приказ об утверждении программы вводного инструктажа (образец заполнения) Приказ об утверждении программы вводного инструктажа (образец заполнения) Об утверждении программы вводного инструктажа В целях реализации требований охраны труда, […]

Author: admin