Оао отчетность по закону

Годовые бухгалтерские отчетности за 2014, 2015 годы учредителями общества с ограниченной ответственностью по состоянию на июль 2016 года не утверждены. Можно ли подать уточненную бухгалтерскую отчетность за предыдущий год, т.е. в 2016 году скорректировать отчетность за 2014 год (необходимость замены годовой бухгалтерской отчетности вызвана исправлением существенной ошибки, допущенной в 2014 году)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация может представить всем пользователям отчетности измененную годовую бухгалтерскую отчетность за 2014 год. При этом необходимо также изменить отчетность за 2015 год и представить ее пользователям.

Обоснование позиции:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) (п. 1 ч. 1 ст. 2 названного закона).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из:
— бухгалтерского баланса;
— отчета о финансовых результатах;
— приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
К упомянутым приложениям относят:
— отчет об изменениях капитала;
— отчет о движении денежных средств;
— отчет о целевом использовании средств (п. 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н));
— иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и (или) текстовой форме (п. 4 Приказа N 66н).
Законом N 402-ФЗ установлен только один адрес представления отчетности — в органы государственной статистики по месту государственной регистрации (ст. 18 Закона N 402-ФЗ, смотрите также Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).
Иные адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности могут быть установлены:
— федеральными законами;
— учредительными документами экономического субъекта;
— решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.
При этом согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организация, которая обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ, обязана также представлять в налоговый орган по своему месту учета.
И в органы статистики, и в налоговые органы бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть представлена не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
«Особые» сроки установлены для представления аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторское заключение может быть представлено:
— либо вместе с отчетностью;
— либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, ООО обязано предоставить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года:
— в орган государственной статистики по месту государственной регистрации;
— в налоговый орган по месту нахождения ООО.
За непредоставление отчетности в налоговый орган общество может быть привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ (смотрите также постановления ФАС Центрального округа от 23.10.2013 N Ф10-2912/13, ФАС Уральского округа от 22.11.2011 N Ф09-7643/11). Должностные лица ООО могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, ООО должно было предоставить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган и орган государственной статистики по месту своего учета:
— за 2014 год по 31.03.2015 включительно;
— за 2015 год по 31.03.2016 включительно.
Общие требования к бухгалтерской отчетности установлены ст. 13 Закона N 402-ФЗ.
Так, в частности:
— отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ);
— ее утверждение и опубликование осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами (ч. 9 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, смотрите также информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
Утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов ООО относится к компетенции общего собрания участников ООО (пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон N 14-ФЗ)*(1).
В соответствии со ст. 34 Закона N 14-ФЗ очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
Таким образом, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО должна быть утверждена не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. О последствиях неутверждения отчетности смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 N 09АП-20228/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 N 13АП-6244/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 N 10АП-12548/14.
Заметим, что, в отличие от п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовавшего до 01.01.2013), в положениях Закона N 402-ФЗ требование о том, что представляемая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть утверждена, отсутствует. При этом формы отчетности, утвержденные Приказом N 66н, не содержат дату утверждения отчетности*(2). Из данных форм следует, что в них указываются:
— дата, по состоянию на которую составляется отчетность;
— дата составления (подписания) отчетности (проставляется рядом с подписью руководителя).
Таким образом, если по состоянию на 31 марта соответствующего года годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность не утверждена учредителями, то она все равно должна быть представлена в налоговый орган и в орган государственной статистики.
Как следует из вопроса, организация намеревается представить уточненную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2014 год в связи с исправлением существенной ошибки.
Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности регламентируется ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010).
В соответствии с п.п. 2, 4 ПБУ 22/2010 выявленная ошибка (неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации) и ее последствия подлежат обязательному исправлению. При этом порядок исправления ошибок в бухгалтерской отчетности, а также необходимость представления исправленной отчетности ее пользователям зависят от того, признается ли ошибка существенной или она не является таковой.
Согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.
В силу норм ПБУ 22/2010 представленная каким-либо пользователям бухгалтерская отчетность, содержащая ошибку, подлежит замене на отчетность, в которой выявленная ошибка исправлена (повторному представлению пользователям), в следующих случаях:
— существенная ошибка предшествующего отчетного года выявлена после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, но до даты представления такой отчетности акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п. (п. 7 ПБУ 22/2010);
— существенная ошибка предшествующего отчетного года выявлена после представления бухгалтерской отчетности за этот год акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством РФ порядке. В этом случае пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность (п. 8 ПБУ 22/2010).
Существенные ошибки, выявленные в сроки, указанные в п.п. 7, 8 ПБУ 22/2010, исправляются записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010).
Если существенная ошибка предшествующего отчетного года выявлена после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 22/2010).
Ни законодательство о бухгалтерском учете, ни налоговое законодательство не устанавливают дополнительных требований к представлению исправленной бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики и в налоговый орган, равно как и требования уведомлять эти органы о допущенной в бухгалтерской отчетности ошибке в какой-либо иной форме.
Как видим, необходимость замены бухгалтерской отчетности, представленной тем или иным пользователям (представления им исправленной бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный период), обусловлена в том числе существенностью допущенной ошибки. Если ошибка предшествующего отчетного года не является существенной и выявляется после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, она исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. При этом прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010). Представлять пользователям исправленную бухгалтерскую отчетность в этом случае не требуется.
В рассматриваемой ситуации в 2016 году была выявлена существенная ошибка, допущенная в 2014 году. При этом годовая бухгалтерская отчетность за 2014 год, а также отчетность за 2015 год до июля 2016 года не утверждены учредителями, несмотря на то, что крайние сроки для утверждения данных годовых отчетностей уже наступили 30.04.2015 и 30.04.2016 соответственно.
Каких-либо специальных положений для такой ситуации нормы ПБУ 22/2010 не содержат.
Заметим, что разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нам найти не удалось.
При этом, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 N 09АП-52546/14 суд, в частности, указал, что сам факт наступления предусмотренных действующим законодательством сроков для утверждения отчетности не влечет автоматического утверждения бухгалтерской отчетности и, как следствие, запрета пересмотра, замены и повторного представления пользователям бухгалтерской отчетности в соответствии с п. 8 ПБУ 22/2010. Алогичные доводы приводит суд в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 N 04АП-3438/14.
По нашему мнению, исправление ошибки в рассматриваемой ситуации должно быть произведено либо в соответствии с п. 7 ПБУ 22/2010 в том случае, если годовая отчетность за 2014 год до июля 2016 года не была представлена учредителям, либо в соответствии с п. 8 ПБУ 22/2010, если отчетность была представлена учредителям, но не была ими утверждена. Иного способа действия ПБУ 22/2010 не предусматривает.
Следовательно, пересмотренная бухгалтерская отчетность за 2014 год должна быть представлена во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность, в том числе в налоговый орган и орган государственной статистики. Данная отчетность должна также быть представлена для утверждения учредителям ООО.
Согласно п. 33 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (далее — ПБУ 4/99) данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному, с учетом изменений, связанных с применением ПБУ 1/2008.
Если изменения, внесенные в годовую бухгалтерскую отчетность за 2014 год, повлияли на данные баланса, составленного за указанный год, то организации также необходимо изменить отчетность за 2015 год, так как входящие и исходящие данные за 2015 год изменятся. Поскольку отчетность за 2015 год не утверждена учредителями, полагаем, что организация вправе внести соответствующие исправления и заменить отчетность за 2015 год, ранее представленную в налоговый орган и орган государственной статистики. Ее также необходимо представить учредителям для утверждения.
Входящие остатки на 2016 год также должны быть изменены.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1)·C 01.09.2014 существенно сокращен перечень вопросов исключительной компетенции общего собрания участников ООО. С этой даты к ООО применяются нормы о корпорациях и непубличных обществах (п. 1 ст. 65.1, п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Полномочие утверждать бухгалтерскую отчетность может быть передано коллегиальному органу управления (совету директоров, наблюдательному совету) или коллегиальному исполнительному органу (правлению, дирекции) ООО путем включения соответствующих положений в устав по единогласному решению учредителей (участников) общества (пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Бухгалтерская отчетность ООО.
*(2) Приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/[email protected] утвержден формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме (далее — Формат). Указанный формат применяется для бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме за период 2015 года (п. 2 названного приказа).
В составе и структуре документа (таблица 4.2) предусмотрен такой элемент, как «Дата утверждения отчетности». Однако в графе «Признак обязательности элемента» стоит знак «Н». То есть дата утверждения отчетности может быть не указана (абзац 10 п. 4 Формата). Поэтому, если до даты представления отчетности в налоговый орган она не утверждена учредителями, то дата утверждения не проставляется. Если же утверждена, то дату необходимо проставить.

Смотрите так же:  О предоставлении выходного дня приказ

Отчетность акционерных обществ

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для бухгалтера состав отчетности акционерных обществ ограничивается лишь финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетностью, а также различными формами статистической отчетности. Вместе с тем, Федеральным законом от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Закон №208-ФЗ) предусмотрена необходимость представления (для последующего утверждения общим собранием акционеров) годового отчета.

Перед тем как перейти к рассмотрению состава отчетности акционерного общества (далее по тексту – АО), вкратце напомним, что понимается под АО.

АО признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций между его участниками (акционерами). При этом акционеры не отвечают по обязательствам АО, а их ответственность (риск убытков, связанных с деятельностью АО) ограничивается стоимости принадлежащих им акций (п.1 ст.96 Закона №208-ФЗ).

Обязанность предоставлять отчетность АО закреплена пп.11 п. 1 ст.48 Закона №208-ФЗ. Так, общим собранием акционеров (либо советом директоров, если такой порядок предусмотрен уставом АО) подлежит утверждению:

— годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность общества.

Важно!

АО обязано представлять на утверждение собрания акционеров, как годовой отчет, так и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО

Состав представляемой годовой бухгалтерской отчетности зависит от категории АО.

Для АО, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, комплект отчетности включает в себя:

— отчет о целевом использовании полученных средств (в случае необходимости);

— иных приложений (пояснений) к бухгалтерской отчетности.

АО, относящихся к субъектам малого предпринимательства, заполняет в составе годовой отчетности только 2 формы:

— отчет о финансовых результатах.

Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н.

Кроме того, если АО подлежит обязательному аудиту, то в составе отчетности представляется также аудиторское заключение.

Важно!

С 1 января 2016 г. перечень АО, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, существенно сократится. В связи с этим АО лишены права на «надзорные каникулы» и возможности представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Дело в том, что в Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» внесены изменения, ужесточающие критерии отнесения акционерных обществ к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29.12.2015 г. №408-ФЗ). Речь идет о таком критерии как доля участия в уставном капитале общества. Размер суммарной доли участия имеет значение только для обществ с ограниченной ответственностью (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ).

Для того чтобы АО получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдение следующих условий:

— акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

— деятельность АО связана в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) — бюджетным, автономным научным учреждениям;

— АО имеет статус участника «Сколково»;

— юридические лица являются государственными корпорациями (учреждены в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Годовой отчет АО

Требования к содержанию годового отчета установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение). Так, годовой отчет АО должен содержать:

— сведения о положении АО в отрасли;

— приоритетные направления деятельности;

— отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития по приоритетным направлениям деятельности;

— информацию об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном выражении и в денежном выражении;

— отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;

— описание основных факторов риска, связанных с деятельностью;

— иные сведения, приведенные в ст.70.3 Положения.

Раскрытие информации АО

Публичное АО обязано раскрывать следующую информацию (ст.92 Закона №208-ФЗ):

— годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

— проспект ценных бумаг;

— сообщение о проведении общего собрания акционеров;

— иные сведения, определяемые Банком РФ.

Непубличное АО (с числом акционеров более пятидесяти) обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное АО, в случае публичного размещения им облигаций (иных ценных бумаг) осуществляется в объеме и порядке, установленном Банком РФ. В настоящее время действует Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П.

Напомним, что с 01.09.2014 г. все АО делятся на публичные и непубличные общества. Главным признаком, который отличает публичные АО от непубличных, является размещение ценных бумаг путем открытой подписки для неограниченного круга лиц, а также размещение ценных бумаг на организованных торгах (ст.2 Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Важно!

За нераскрытие (нарушение порядка) и сроков раскрытия информации установлена административная ответственность в виде штрафа (п.2 ст.15.19 КоАП РФ):-на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификация руководителя на срок от 1 года до 2 лет;-на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.

ОАО раскрывает информацию

Какую информацию обязано раскрывать открытое акционерное общество с одним акционером, зарегистрировавшее отчет о выпуске акций, если регистрация проспекта ценных бумаг и публичное размещение акций не планируется? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Кузнецова и Артем Барсегян.

ОАО зарегистрирован отчет о выпуске акций. ОАО не планирует публичное размещение акций, облигаций и иных ценных бумаг. Все акции ОАО принадлежат одному акционеру. Регистрация проспекта ценных бумаг не планируется. Какую информацию и каким образом в соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» обязано раскрывать ОАО?

В соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) открытое акционерное общество (далее — «общество», «ОАО») обязано раскрывать:

— годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;
— проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ;
— сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом об АО;
— иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Раскрытие и предоставление информации на рынке ценных бумаг осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее — Положение).

На открытые акционерные общества, независимо от способов размещения ценных бумаг и наличия зарегистрированных проспектов ценных бумаг (проспектов эмиссии ценных бумаг) возлагается обязанность по раскрытию информации, предусмотренной главой VIII «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами» Положения. Согласно п. 8.1.1 Положения ОАО помимо иной информации, предусмотренной Положением, обязаны раскрывать:

— годовой отчет акционерного общества;
— годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества;
— устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
— сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
— решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества;
— дополнительные сведения, предусмотренные главой VIII Положения.

Рассмотрим последовательно требования к раскрытию указанных видов информации.

Раскрытие годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности общества

В соответствии с п. 8.2.5 акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети «Интернет» в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством РФ для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. Напомним, что протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Требования к содержанию и порядку утверждения годового отчета акционерного общества предусмотрены п.п. 8.2.2-8.2.4 Положения.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети «Интернет» не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока, — не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту, — не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения (п. 8.3.4 Положения).

Напомним, что обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не освобождает ОАО от обязанности публиковать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (п. 8.3.8 Положения).

Раскрытие информации о содержании устава и иных внутренних документов общества, регулирующих деятельность его органов

ОАО обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети «Интернет» не позднее 2 дней с даты его государственной регистрации (п.п. 8.1.2, 8.4.1 Положения).

Текст внесенных в устав общества изменений и (или) дополнений (устава в новой редакции) должен быть опубликован на странице в сети «Интернет» не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации изменений и (или) дополнений (государственной регистрации новой редакции устава) (если в установленных федеральным законом случаях изменения и (или) дополнения в устав общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа — не позднее 2 дней с даты такого уведомления) (п. 8.4.1 Положения).

Раскрытие информации об аффилированных лицах общества

Список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно приложению N 4 к Положению. Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети «Интернет» текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, — не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список (п. 8.5.3 Положения).

Раскрытие дополнительных сведений, предусмотренных главой VIII Положения

Перечень дополнительных сведений, раскрываемых акционерным обществом, содержится в п. 8.7.1 Положения.

В это перечень входят сведения:

— о приобретении акционерным обществом более 20% голосующих акций другого акционерного общества;
— о раскрытии акционерным обществом на странице в сети «Интернет» годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц;
— об изменении адреса страницы в сети «Интернет», используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
— о проведении общего собрания акционеров акционерного общества.

Раскрытие дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 8.7.1 Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки с момента наступления соответствующего события:
в ленте новостей — не позднее одного дня;
на странице в сети «Интернет» — не позднее двух дней (п. 8.7.6 Положения).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Раскрытие информации: тонкости и нюансы возникновения и прекращения обязанности

В условиях активных изменений в законодательстве, в том числе в корпоративном праве и законодательстве о рынке ценных бумаг, некоторые вопросы правоприменения заслуживают особого внимания. Потому что, с одной стороны, размеры возможных санкций за невыполнение требований закона очень высоки, с другой — сами требования в последнее время существенно изменились. Одной из таких сфер является раскрытие информации на рынке ценных бумаг 1 .

Смотрите так же:  Назначение государственного социального пособия по возрасту

Законодатель выделяет две основные разновидности раскрытия информации: раскрытие информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах и так называемое обязательное раскрытие информации. Заметим, что эти виды не являются взаимосвязанными, и основания возникновения соответствующих обязанностей основаны как на разных нормах законодательства, так и на разных, соответственно, обстоятельствах и фактах деятельности общества.

Раскрытие информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах

Говоря о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, надо отметить, что основания возникновения и порядок исполнения соответствующей обязанности содержатся в ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ), положения которой конкретизированы в разделе IV Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П (далее — Положение о раскрытии). В соответствии с указанными нормативными актами обязанность раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах распространяется:

на акционерные общества, в отношении акций которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;

акционерные общества, регистрация хотя бы одного выпуска акций которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае их размещения путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

акционерные общества, созданные при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

При этом обратите внимание на тот факт, что диспозиции указанных норм закона и Положения о раскрытии связывают возникновение у общества обязанности раскрытия информации в рассматриваемой форме лишь с наличием приведенных выше документов (далее — эмиссионные документы) и не обуславливают ее иными, кроме прямо перечисленных, признаками.

Таким образом, раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах обязаны любые акционерные общества независимо от каких-либо индивидуальных особенностей конкретного АО, в том числе статуса общества и количества акционеров. Единственным обстоятельством, исключающим наличие у общества рассматриваемой обязанности, является утрата таковой в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Освобождение от обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах

До 1 января 2011 г. обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах прекращалась на следующий день после опубликования в ленте новостей сообщения о погашении всех акций, в отношении которых был зарегистрирован или утвержден один из эмиссионных документов (п. 5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 16.03.2005 № 05-5/пз-н). Погасить акции можно было либо путем погашения приобретенных обществом акций с их одновременным или последующим погашением, либо в результате конвертации акций (при изменении номинала, дроблении и консолидации). В последнем случае соответствующая обязанность утрачивалась только при условии, что количество акционеров общества не превышало 500.

С 1 января 2011 г. освобождение от обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах возможно только в порядке, предусмотренном ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ, устанавливающей порядок и условия освобождения от данной формы раскрытия информации (ст. 30.1 введена Федеральным законом от 04.10.2010 № 264-ФЗ). С указанной даты согласно ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ соответствующее решение об освобождении принимается только Центральным банком РФ (ранее ФСФР России) по заявлению общества и при соблюдении в числе прочих следующих условий:

решение об обращении в Банк России с соответствующим заявлением принято эмитентом в порядке, установленном ст. 92.1 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);

акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;

число акционеров эмитента не превышает 500.

При этом реформа корпоративного законодательства, в том числе реформа законодательства о юридических лицах, устранившая деление АО на открытые и закрытые, потребовала внесения изменений и в рассматриваемые нами нормы законодательства, в частности, установления дифференцированного подхода к порядку принятия решения об освобождении от раскрытия информации публичными и непубличными обществами. Такие изменения внесены в соответствующие нормы законодательства о рынке ценных бумаг и акционерных обществах Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ.

Так, вместо ранее предусмотренного ст. 92.1 Закона об АО для любого АО требования о необходимости принятия решения об обращении в Банк России с соответствующим заявлением большинством в 3/4 голосов акционеров, присутствующих на собрании, в отношении публичных АО теперь введено требование о необходимости обеспечения по этому вопросу квалифицированного большинства в 95% голосов всех акционеров такого общества. Кроме того, в ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ включено дополнительное условие для принятия Банком России решения об освобождении от обязанности раскрытия информации в отношении публичной корпорации — принятие таким обществом одновременно с решением об обращении в Банк России с соответствующим заявлением и решения об отказе от публичности. Заметим, что решение об отказе от публичности также принимается большинством в 95% голосов всех акционеров общества (ст. 7.2 Закона об АО).

Установление для публичной компании порядка принятия решения об освобождении от обязанности раскрытия, идентичного порядку принятия решения об отказе от публичности, с условием их совместного принятия представляется логичным и обоснованным.

Публичное общество по смыслу своего правового положения должно раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, поскольку такая форма раскрытия является одним из необходимых условий для публичного обращения акций ПАО, которые даже если и не обращаются на организованном рынке, то всегда должны быть готовы к этому. Соответственно, если общество не может принять решение об отказе от публичности, оно не должно иметь и возможности освободиться от обязанности раскрывать информацию.

Таким образом, обязанность по раскрытию информации по ст. 30 Закона № 39-ФЗ не зависит от индивидуальных особенностей конкретного общества, в том числе и его статуса.

Эта норма в ходе реформы корпоративного законодательства осталась неизменной, тогда как порядок освобождения от обязанности раскрывать информацию с 1 июля 2015 г. изменился и теперь зависит от того, соответствует ли акционерное общество критериям публичности, предусмотренным ст. 66.3 ГК РФ. Стоит также обратить внимание, что общество, получившее освобождение от обязанности раскрывать информацию в установленном законодательством порядке, может приобрести ее вновь при появлении у него условий, указанных законом в качестве оснований возникновения соответствующей обязанности по раскрытию.

Целесообразно также отметить разницу между основаниями возникновения обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах и критериями публичности акционерного общества. Напомним, что согласно ст. 66.3 ГК РФ с учетом разъяснений Центрального банка РФ (см. письмо от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ…») публичным по общему правилу признается общество, ценные бумаги которого публично размещаются или обращаются на условиях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах. В свою очередь, публичным размещением/обращением в соответствии со ст. 2 Закона № 39-ФЗ признается совершение на определенных условиях сделок по отчуждению ценных бумаг. Иными словами, при установлении статуса общества имеет значение вид продажи (только публичная, то есть без ограничения числа участников) и факт совершения соответствующих сделок, что, как мы уже отмечали выше, не подлежит учету при установлении факта распространения на АО обязанности раскрывать информацию по ст. 30 Закона № 39-ФЗ.

Соответственно, можно выделить следующие категории АО, которые являются субъектами раскрытия информации в связи с наличием у них одного из эмиссионных документов в отношении его акций (при условии, что общество в установленном порядке не утратило обязанность раскрытия), но не являются при этом публичными обществами:

АО, которые на 1 сентября 2014 г. существовали в форме ЗАО (например, бывшее ОАО, осуществившее размещение акций по открытой подписке, но затем сменившее тип общества с открытого на закрытый) 2 ;

АО, которые в период с 1 января 2011 г. по 1 сентября 2014 г. осуществили погашение всех акций, в отношении которых были осуществлены регистрация или утверждение соответствующих эмиссионных документов (например, в связи с их конвертацией в акции с иной номинальной стоимостью);

АО, эмиссионные документы которых предусматривали отчуждение акций более чем 500 приобретателям, что говорит о распространении на них обязанности раскрытия информации, но круг таких приобретателей в соответствии с этими эмиссионными документами являлся ограниченным путем указания конкретной их категории (например, только работники или акционеры общества), что исключает признание соответствующих продаж публичными;

АО, в отношении акций которых имеется хотя бы один из эмиссионных документов, предусматривающих продажу акций неограниченному кругу лиц, но нет подтверждения факта совершения хотя бы одной сделки, связанной с размещением/обращением ценных бумаг на основании такого документа (например, АО, план приватизации которого содержал указание на один или несколько видов публичной продажи (аукцион, коммерческий и инвестиционный конкурс, специализированный аукцион, специализированный чековый аукцион), но в отношении которых ни у общества, ни в архивах государственных и иных уполномоченных органов не имеется документов, подтверждающих факт совершения хотя бы одной такой сделки).

Что изменилось в порядке раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах

Остановимся на изменениях порядка раскрытия информации, действующих с 14 марта 2016 г. (указание Банка России от 16.12.2015 № 3899-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П „О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг“»). В отличие от правил раскрытия ежеквартальных отчетов, которые остались неизменными, в нормах о раскрытии существенных фактов появились важные новшества, среди которых можно выделить следующие:

исключено требование о раскрытии таких сообщений до 10 утра последнего дня срока исполнения соответствующей обязанности;

из перечня существенных фактов исключены сообщения о принятых советом директоров решениях об открытии/закрытии представительств и создании/ликвидации филиалов, а также о согласии на совмещение единоличным исполнительным органом и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления иных организаций;

в перечень существенных фактов добавлены сообщения о принятии советом директоров решения о предложении общему собранию установить в решении о выплате дивидендов дату, на которую определяются лица, имеющие право на их получение, а также о подконтрольной обществу организации, переставшей иметь для него существенное значение.

Кроме того, уточнены требования к раскрытию сообщения о таких существенных фактах, как приобретение лицом/прекращение у лица права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции эмитента, и неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг. Также следует обратить внимание на появление нового существенного факта в категории фактов о спорах, связанных с созданием эмитента, управлением и участием в нем. С 14 марта 2016 г. к числу раскрываемых в такой категории сведений относится также сообщение о получении эмитентом уведомления о намерении обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением (исковым заявлением).

Обязательное раскрытие информации

Общие нормы об обязательном раскрытии информации акционерными обществами содержатся в ст. 92 Закона об АО и раскрываются в разделе VII Положения о раскрытии. Указанные нормативные акты выделяют две группы субъектов обязательного раскрытия (здесь также речь идет о раскрытии информации акционерными обществами, являющимися эмитентами только одного вида ценных бумаг — акций):

непубличные АО с количеством акционеров более 50, не осуществлявшие (не осуществляющие) публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг.

Как видно из приведенного перечня, данный вид раскрытия информации в отличие от раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах напрямую связан со статусом общества, что отражается также и на объеме раскрываемой информации. Так, для публичных АО предусмотрен самый широкий перечень раскрываемых документов и сведений, тогда как при установлении объема обязательного раскрытия непубличными обществами законодатель ограничился весьма лаконичными требованиями.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных документов/сведений, подлежащих раскрытию, обратим внимание на изменение общих требований к такому виду раскрытия информации. И здесь, в первую очередь, необходимо вспомнить об изменениях уже упомянутой ст. 92 Закона об АО (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ), которая ранее устанавливала обязанность раскрытия информации только в отношении открытых обществ. Соответственно, до изменения указанной нормы (до 1 июля 2015 г.) субъектами обязательного раскрытия являлись только ОАО, в том числе и те, в отношении которых отсутствовали признаки публичности, предусмотренные ст. 66.3 ГК РФ.

Смотрите так же:  Договор на ремонт квартиры на что обратить внимание

В соответствии со ст. 92 Закона об АО в новой редакции обязанность раскрытия информации распространяется на публичные и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50. В настоящее время все акционерные общества (даже если в их наименовании остались аббревиатуры «ОАО» или «ЗАО») подразделяются на публичные и непубличные и руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями законодательства независимо от их наименования (ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Обязанность же раскрывать информацию в соответствии со ст. 92 Закона об АО распространяется теперь на следующие общества:

публичные, в том числе не приведшие устав в соответствие с ГК РФ и продолжающие существовать с наименованием ОАО;

непубличные, в том числе не приведшие устав в соответствие с ГК РФ продолжающие существовать с наименованием ОАО и ЗАО, с количеством акционеров более 50.

При этом публичные общества в соответствии со ст. 92 Закона об АО раскрывают информацию в форме годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, сообщения о проведении общего собрания и иных сведений и документов, устанавливаемых Банком России, а в отношении непубличных АО с количеством акционеров более 50 установлен сокращенный объем раскрываемой информации — только годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность. Говоря о непубличных обществах, не приведших свое наименование в соответствие с Кодексом, следует сделать следующие выводы:

непубличные ОАО с количеством акционеров более 50 обязанность раскрытия информации сохранили, но в меньшем объеме (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность);

непубличные ОАО с количеством акционеров 50 и менее от обязанности раскрывать информацию освобождены;

ЗАО с количеством акционеров 50 и менее, как и прежде, информацию не раскрывают, а ЗАО с количеством акционеров более 50, напротив, такую обязанность приобрели (в объеме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности).

Отдельно следует заметить, что непубличное ОАО, освобожденное от обязанности раскрывать информацию, не обязано также обеспечивать доступ к ранее раскрытым документам и сведениям (устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты и отчетность и т. д.). То же относится и к непубличным ОАО, в отношении которых объем раскрываемой информации сократился, за исключением, соответственно, обеспечения доступности ранее раскрытых годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (то есть тех документов, обязанность раскрытия которых законодателем сохранена).

Новая редакция Положения о раскрытии, устанавливая перечень дополнительных сведений, которые должно раскрывать публичное АО, добавляет к привычному списку раскрываемых обществом документов и сведений (ранее, как мы уже писали, применяемому ко всем ОАО) следующие:

уведомление о заключении акционерами публичного общества акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества;

уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного общества, возмещения причиненных ему убытков, признания сделки публичного общества недействительной или применения последствий ее недействительности;

ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах.

Стоит обратить внимание на требование о раскрытии публичным АО информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах. Заметим, что речь идет о раскрытии этих документов в рамках обязательного раскрытия, но не в соответствии со ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Иными словами, публичное общество, которое до 14 марта 2016 г. не являлось субъектом раскрытия ежеквартальных отчетов и существенных фактов на основании законодательства о рынке ценных бумаг по основаниям, рассмотренным нами в первой части статьи, с указанной даты стало носителем этой обязанности, но уже в рамках корпоративного законодательства. Заметим, что все (за редким исключением) акционерные общества, к которым применяются признаки публичности, раскрывают ежеквартальные отчеты и существенные факты именно в соответствии со ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Установление же соответствующей обязанности для всех публичных акционерных обществ в рамках обязательного раскрытия относится в первую очередь к так называемым псевдопубличным компаниям (обществам, не соответствующим критериям публичности, но включившим в устав указание на публичный статус).

Введением такой обязанности Банк России унифицировал требования к деятельности публичных корпораций, устранив диссонанс между ними, основанный на различиях оснований и порядка приобретения публичного статуса. Однако следует учесть, что различия оснований возникновения обязанности раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах влекут и различия в порядке освобождения от такой обязанности.

Так, освобождение от обязанности по раскрытию информации в указанных формах, возникшей на основании норм об обязательном раскрытии, осуществляется не в соответствии со ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ, а автоматически при смене статуса общества. При этом публичное общество, ставшее таковым в связи с включением в устав указания на публичный статус, но не соответствующее критериям публичности, принимает такое решение большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ), тогда как публичное общество, соответствующее критериям публичности, должно обеспечить, как уже отмечалось, 95% от всех акций общества в соответствии со ст. 7.2 Закона об АО.

Применительно к непубличному обществу с числом акционеров более 50 Банк России в соответствующих нормах измененного с 14 марта 2016 г. Положения о раскрытии в дополнение к предусмотренным законом формам раскрытия (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность) ввел обязанность раскрытия таким обществом сведений о приобретении им более 20% голосующих акций другого акционерного общества.

Новые правила обязательного раскрытия отдельных документов

Уделим отдельное внимание некоторым новеллам Положения о раскрытии, касающимся правил раскрытия отдельных документов, входящих в перечень документов обязательного раскрытия.

Изменения в числе прочего коснулись срока раскрытия годовой бухгалтерской отчетности. Напомним, что такой документ входит в перечень раскрываемой информации всех субъектов обязательного раскрытия.

Действовавшая до 14 марта 2016 г. редакция Положения о раскрытии предусматривала, что срок раскрытия годовой отчетности составляет три дня с даты ее составления, а если годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному ежегодному аудиту — три дня с даты составления аудиторского заключения. В свою очередь, в соответствии со ст. 67.1 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательному ежегодному аудиту подлежит годовая бухгалтерская отчетность всех без исключения АО. Указанные нормы в совокупности с положениями ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете), предусматривающей публикацию годовой бухгалтерской отчетности только вместе с аудиторским заключением, приводили к однозначному выводу о том, что срок раскрытия годовой бухгалтерской отчетности АО зависел только от даты составления аудиторского заключения. Законодательством при этом срок проведения ежегодного аудита прямо не установлен и косвенно следует из содержания ст. 18 того же закона, согласно которой максимальным сроком подготовки аудиторского заключения по итогам истекшего финансового года является 31 декабря следующего года.

Учитывая все вышеизложенное, раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в течение трех дней с даты аудиторского заключения, составленного с нарушением срока, равно как и нераскрытие отчетности при отсутствии ежегодного аудита, означало отсутствие нарушений, связанных с раскрытием информации на рынке ценных бумаг.

С 14 марта 2016 г. п. 71.4 Положения о раскрытии изложен в новой редакции: «Годовая бухгалтерская отчетность раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения. но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской отчетности». Здесь важно, что в норму включены положения о максимальном сроке раскрытия годовой отчетности, который, в свою очередь, зависит от максимального срока представления обязательного экземпляра такой отчетности. Последний установлен уже упомянутой ст. 18 Закона о бухучете и истекает 31 марта следующего за отчетным года.

Учитывая данные положения, следует констатировать тот факт, что теперь максимальным сроком раскрытия годовой бухгалтерской отчетности следует считать 3 апреля следующего за отчетным года, и эту же дату следует признать максимальным сроком подготовки аудиторского заключения теми АО, на которые, соответственно, распространяется обязанность ее раскрытия. Следовательно, теперь раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в течение трех дней с даты составления аудиторского заключения, но позднее 3 апреля, будет образовывать состав административного правонарушения, как, впрочем, и раскрытие годовой отчетности до указанной даты, но без аудиторского заключения (информационное письмо Банка России от 30.03.2016 № ИН-06-52/17).

Также следует обратить внимание на изменение требований к раскрытию годового отчета акционерного общества, которые установлены главой 70 Положения о раскрытии.

Помимо изменений, связанных с приведением порядка утверждения и подтверждения достоверности данного документа в соответствие с новыми нормами ГК РФ и Закона об АО (например, возможность передачи вопроса об утверждении годового отчета в компетенцию совета директоров в непубличном обществе), Положением о раскрытии изменены и требования к его содержанию, среди которых можно выделить следующие:

при раскрытии в годовом отчете информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, помимо ранее предусмотренной информации необходимо указывать основания, по которым те или иные лица признаются заинтересованными в сделке;

при раскрытии в годовом отчете информации о крупных сделках/сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, акционерными обществами, на которые распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета, допускается возможность вместо перечня сделок указывать лишь ссылку на уже раскрытую информацию с указанием адреса страницы в интернете, на которой осуществлено такое раскрытие, а также наименования и иных идентификационных признаков документа, в котором раскрыта данная информация;

в годовом отчете теперь необходимо указывать сведения о его утверждении общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом), если вопрос об утверждении годового отчета отнесен уставом акционерного общества к его компетенции.

Новыми нормами Положения о раскрытии изменены также требования и к раскрытию в годовом отчете сведений о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, которые должны включать в годовой отчет акционерные общества, акции которых допущены к организованным торгам (п. 70.4) 3 .

1 В этой статье речь пойдет о раскрытии информации акционерными обществами, являющимися эмитентами только в отношении одного вида ценных бумаг — акций.

2 Статья 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ.

3 См. письмо Банка России от 17.02.2016 № ИН-06-52/8 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления».

Возможно Вас заинтересует:

  • Оплачен или уплачен налог Как вернуть деньги за два раза оплаченный транспортный налог? здравствуйте! У меня такая проблема. Я в ноябре 2015 года продал автомобиль и купил другой. В 2016 году мне приходит транспортный налог за старый автомобиль за целый год 2015 и за новый […]
  • Правила осаго 431-п от 19092019 Приложение 1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Приложение 1к Положению Банка Россииот 19 сентября 2014 г. N 431-П"О правилах обязательного страхованиягражданской ответственности […]
  • Расчет пособия за очередной отпуск Расчет пособия за очередной отпуск Вопрос: Сотрудница с 2013 года сначала находилась в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. При этом до декретного отпуска у работницы накопились неотгулянные дни […]
  • Военная пенсия в 2010 году Индексация пенсии Добрый день! Являюсь военным пенсионером с января 2010 года. Недавно узнал о существовании Указа Президента №604 от 7 мая 2012 года, в котором устанавливается ежегодное увеличений пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не […]
  • Финансовая отчетность компании балтика Бухгалтерская отчетность ООО "ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ "БАЛТИКА" ИНН 7802849641 за 2016 год Материал распечатан с сайта сервиса «Электронный эколог» e-ecolog.ru Бухгалтерская (финансовая) отчетностьза 2016 год Наименование организации ОБЩЕСТВО С […]
  • Федеральный закон от 16 июля 1999 г 165-фз Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ"Об основах обязательного социального страхования" С изменениями и […]

Author: admin