Методическое пособие одесса мой город родной

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной»

Тема урока: » Из руин и пепла…»

→ Проанализировать особенности процесса восстановления экономики Одессы после Великой Отечественной войны.

→ Дать краткую сравнительную характеристику истории возрождения страны и Одессы после войны.

→ Исследовать, в чём заключается героический подвиг одесситов в период восстановления города.

→ Находить и обрабатывать материал в информационной среде.

→ Создавать проект по теме урока.

→ Развивать среду для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.

→ Выступать публично и научно выражать свои мысли.

→ Воспитывать уважение к людям, которые своим героическим трудом способствовали возрождению Одессы.

→ Формировать понимания роли взаимопомощи при восстановлении Одессы.

^ Проблемный вопрос: каковы процесс и итоги перехода одесситов к мирной жизни?

Основные термины и понятия: экономическое возрождение

События и даты: 1952г. — строительство железнодорожного вокзала; ^ 1958г.-открытие телевизионного центра.

Исторические персоналии: А.М.Чуприн, Н.С.Харченко.

Оборудование урока: компьютеры, интернет-ресурсы, презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1.

^ Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Приветствие. Создания эмоционального фона класса.

^ II. Мотивация учебной деятельности

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила реальность – раны войны.

-В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для советского народа?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1, 2 презентации.

^ Презентация, слайд 1. 2.

Учитель: СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед советским народом, перед одесситами после окончания войны?

Перевод страны на мирные рельсы.

Презентация, слайд 3. 4. 5.

Задание учащимся. На основании указанных вами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого, объясните название темы урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации.

Презентация, слайд 5.

Учитель: попробуйте самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

а). Переход к мирной жизни.

б). Возрождение Одессы.

в). История послевоенного города в фотографиях.

Вторая мировая жестко прошлась по нашему городу.

Из 8 тысяч зданий города было разрушено или имело серьезные повреждения почти 2 тысячи. Особенно пострадали административные учреждения. Партийное ЦК на Думской площади было разрушено на треть — снесена вся правая сторона, из 12 больниц города смогли приступить к работе всего 4. В первую очередь, военная администрация приступила к ремонту коммуникаций и порта. Это позволило укрепить тыл для наступления, наладить снабжения и начать возврат эвакуированных предприятий.

Значительная часть населения по-прежнему оставалась на фронте или в эвакуации, так что вопрос жилья до самой Победы оставался актуальным. Проблема решалась в основном усилиями горожан, которые по доброй воли и вне рабочего времени «латали» свои дома. По плану за 1944 год предполагалось отстроить 47 тысяч метров, а на деле вышло 150 тысяч. Всего за годы войны Одесса потеряла 800 тысяч метров жилфонда.

Интересная особенность эпохи: в то время, как тысячи людей оставались без крова, открывались театры, кинотеатры, музеи, лектории, начались работы на Куяльницком курорте. К концу 1945 года было отремонтировано 160 километров трамвайной колеи, а на Октябрьскую — запустили два троллейбусных маршрута.

Уже в 1945 году началось массовое возвращение эвакуированных. Людям хотелось поскорее привести родные места в порядок, избавится от всего, что напоминало войну.

С начала 50-х на пустырях старого города началось форсированное строительство «сталинок» — массивных зданий в неоклассической стилистике, в основном 4-этажных. Как и все жилые дома в СССР, они были типовыми, но некоторые детали, например, декор или внутреннюю планировку квартир, архитекторам разрешалось менять. В Одессе эта возможность легла на благодатную почву. Зодчие стремились гармонично вписать новые дома в городскую среду. Во всех без исключения домах применялся руст (глубокая резьба, разделяющая фасад на «блоки»), ордерные карнизы. Многие фасады получили эффектное горизонтальное членение, когда рустом обрабатывался только нижний этаж, а сверху пристраивались ажурные балкончики, окруженные пилястрами (рельефными колоннами). Строители делали окна нижних этажей квадратными, а верхних — арочными, Примером может служить комплекс по ул. Пастера 21-23. построенный по проекту архитектора Г. Грушкевича.

Интересной находкой стало использование в некоторых домах двухэтажных лоджий с массивными пилястрами по сторонам. Также в моду вошли рельефные включения с изображением фруктов и, конечно же, коммунистической символики. Чтобы акцентировать углы улиц, проектировали дома с декоративными башенками, как, например, на Греческой, 43 или Ришельевской, 10.

В 1945-1957 годах в Одессе было отстроено заново 600 тысяч метров жилья и введено 350 тысяч метров нового. Большая часть работ пришлась на 1946-1951 годы, когда были восстановлены сотни старинных домов — ныне памятников архитектуры, а вокруг города возникло 25 котеджных поселка для рабочих общей жилой площадью более 100 тысяч метров. Подвиг архитекторов-реставраторов, вернувших Южной Пальмире прежний облик, достоин памяти и восхищения потомков. ( Чуприн)

^ Презентация, слайд 6.

Учитель: во время самостоятельной работы проследите особенности восстановления экономики в Одессе; (прогнозированные ответы: большие человеческие и материальные потери …)

Приведите примеры итогов экономического развития к 1950-х г.,

Определите источники послевоенного восстановления.

^ Презентация, слайд 6.

III. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание.

^ Условия работы в группах:

Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.

Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из 2-3 слайдов.

^ 1 группа. Задание. История послевоенной Одессы неразрывно связана с историей Одесского порта. Проследите развитие экономического восстановления порта в 1940-1950 -ых гг.

Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме « Экономическое возрождение морского порта».

^ Как восстановление порта сказалось на дальнейшем развитии страны?

На основе полученной информации, создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

^ 2 группа. Задание. Проанализируйте, как изменились одесские улицы после войны.

Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме «Улицы 50-х».

Охарактеризуйте особенности развития жилищного строительства после войны и планы на годы 4 – 5 пятилеток в Одессе.

Укажите трудности восстановительного периода.

3 группа. Железнодорожный транспорт после войны имел большое значение для развития экономики нашего города и в целом для всей страны. Железнодорожным транспортом приезжали к нам сотни людей из других городов, чтобы увидеть море, отдохнуть в санаторных комплексах.

Задание. Изучите материал в интернете и подготовьте рассказ по теме « Строительство железнодорожного вокзала. Санаторные комплексы Аркадии. Спортивные комплексы».

Какие проблемы имеет железнодорожный транспорт сегодня?

^ 4 группа. История Одесского телевидения.

В 1956 г. на 3-й станции Большого Фонтана началось строительство Одесского телецентра. Первый технический выход в эфир состоялся 18 июля 1958 г., официальный запуск – 30 октября, а первая передача – 5 ноября. Возглавил телецентр И. Кривохатский.

Задание. На основе полученной информации создайте презентацию, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

^ Покажите изменения быта советского человека после войны.

Подведение итогов работы групп. Устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

В презентацию учителя вставляются слайды, которые создали ученики. Это — слайды с 8 по 13.

Подведения итогов послевоенного развития Одессы. Источники восстановления города.

Презентация слайда 13. .

^ IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги перехода одесситов к мирной жизни?

Презентация, слайд 14.

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

– Каковы источники восстановления Одессы послевоенный период? ^ Презентация, слайд 15.

Подведение итогов работы учащихся на уроке

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать:

Для меня было открытием то, что .

^ V. Домашнее задание

Спросите родных, знакомых, что они знают о возрождении Одессы после войны и принесите фотографии этого периода.

Дополнительный материал к уроку

После победоносного окончания Великой отечественной войны Советская Украина, как и весь СССР, вступила в новый период истории — возрождения хозяйства, разрушенного войной.

В результате военных действий и оккупации понесла огромные потери экономика Причерноморского региона, особенно Одессы. В грудах развалин лежало большинство причалов порта, цеха заводов ( им. Октябрьской революции, им. Январского восстания, им. Дзержинского, им. Старостина и др.). Были разрушены вокзал, все железнодорожные станции, депо. Пострадали предприятия легкой промышленности — обувные, суконная, швейная, джутовая и др. фабрики. Казалось, потребуется не одно десятилетие, чтобы восстановить разрушенное.

С первых же дней после освобождения города, не зная усталости, по-фронтовому трудились тысячи одесситов по восстановлению промышленных предприятий. В первую очередь возрождалась промышленность — ее продукцию ждал фронт. Для восстанавливающихся предприятий города, коммунальных служб и налаживания нормальной мирной жизни населения необходимо было создать также надежную энергетическую базу на новом современном оборудовании. В 20-х числах апреля 1944 г. в рекордно короткий срок была подготовлена к пуску первая очередь городской электростанции.

1 мая 1944 г. заводской гудок возвестил о возрождении старейшего завода Одессы — им. Январского восстания. В его цехах, очищенных от битого стекла и камня начался ремонт паровозов и вагонов.

Судоремонтный завод им. А. Марти — одно из крупнейших предприятий города, сожженное и уничтоженное фашистами, уже 24 октября 1944 г. в восстановленном литейном цехе была произведена первая плавка. В первый же год после освобождения Одессы здесь было возвращено в строй много судов Военно-морского флота, которые участвовали в боевых операциях на Черном море, на Днестре, на Шпрее. Главной задачей завода в этот период стала работа над возрождением Черноморского торгового флота.

К февралю 1945 г. были восстановлены 11 промышленных предприятий Одесской области: вагоноремонтный завод, гальванотехнический, 2 кирпичных, алебастрово-известковый, 2 кожевенных, шахта по добыче камня, 10 промкомбинатов, 88 артелей Облпромсовета.

Наряду с восстановлением крупных машино и станкостроительных предприятий возрождались предприятия легкой, пищевой и местной промышленности.

В результате боевых действий 1941 и 1944 гг. и оккупации, пострадали все виды транспорта. Из 38 причалов Одесского порта 33 были разрушены, было полностью уничтожено Черноморское пароходство. На железнодорожном транспорте были разрушены вокзал, все станции, депо, подъездные и магистральные пути.

Быстрыми темпами восстанавливался железнодорожный транспорт. 29 апреля 1944 г. в Одессу уже прибыл первый пассажирский поезд. К июню 1945 г. Одесса уже была связана железнодорожным сообщением с Москвой, Киевом, Унгенами, Иловайским, Знаменкой.

Важное место в развитии экономики края и укреплении внешнеторговых планов занимал Одесский морской порт. Поэтому перед трудящимися города выдвигалась ответственная задача — в кратчайший срок восстановить порт и затем реконструировалось его на новой технической базе. Грузооборот порта должен был возрасти по сравнению с довоенным уровнем в три раза. Заводы и фабрики, разрушенные во время войны и оккупации восстановить на новой технической основе, коренным образом реконструировать, оснастить современным оборудованием. Освоить новые виды продукции.

За годы послевоенной пятилетки в Одессе возникли такие предприятия, которых не было до войны, город стал одним из центров отечественного станкостроения и металлообработки.

На заводе им. Октябрьской революции в 1949 г. было завершено восстановление всей довоенной производственной мощности. Здесь вступили в строй новые светлые и просторные цехи — кузнечнопрессовый, отвально-лемешный, инструментальный, блок механических цехов, обрубное, формировочное и землеприготовительное отделение литейного цеха. По своей технической оснащенности завод превзошел довоенный уровень. С 1949 г. он стал производить только мощные тракторные плуги.

Смотрите так же:  Приказ о выпускном в школе

Было начато строительство крупных заводов, завершенных в годы пятой пятилетки: «Автогенмаш» («Кислородмаш» — 1951 г.), крупнейший на Украине завод кузнечнопрессовых машин («Прессмаш» — 1952 г.), завод гидравлического оборудования для строительных машин («Стройгидравлика» — 1952 г.).1952 г.- строительство железнодорожного вокзала , 1958г.-телевизионного центра.

За годы четвертой пятилетки вернулись в строй крупные предприятия химической промышленности Одессы. В 1949 г. был пущен в эксплуатацию заново отстроенный и оснащенной современным оборудованием и новой сложной аппаратурой нефтеперерабатывающий завод. Увеличил производство минеральных удобрений для сельского хозяйства суперфосфатный завод.

К концу пятилетки работали на полную мощность предприятия легкой промышленности — восстановлены две обувные фабрики, два кожевенных завода, суконная фабрика им. Сталина, швейная фабрика им. Воровского, новая швейная фабрика «Молодая гвардия» и др.

Снова заняла видное место в экономике Одессы пищевая промышленность. Вступили в строй восстановленные предприятия — консервный завод им Ворошилова, сахарорафинадный завод им. Благоева, молочный комбинат, мясокомбинат, маслобойный завод № 2, винные заводы, комбинат пищевых концентратов, кондитерская и макаронная фабрики. Начали работать созданные после войны новые заводы — витаминный и соковый.

Тема урока «Доска почета Одессы»

— исследовать развитие Одессы в послевоенное время; структуру городского промышленного комплекса, в 60 -80 г.г.; увеличения машиностроительного потенциала города; позитивные изменения в развитии спорта, охраны здоровья, туризма, культуры, образования в целом;

— проанализировать, с чем связан размах послевоенных изменений в городе;

обсудить значения развития морского комплекса для страны;

— сравнить значительные успехи одесситов в спорте, науке, культуре, образовании.

— формировать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;

— систематизировать ранее изученный материал;

— развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;

— моделировать умения и навыки работы с документами, тестами.

— воспитывать уважение к героическому труду одесситов в послевоенные годы;

— расширять познавательный интерес школьников.

. В чем заключался размах послевоенных изменений в городе?

Основные события и даты:1968г. – открытие морского вокзала; ^ 1971г. – Южный научный центр; 1972г. – объединение «Антарктика».

Исторические персоналии: С.А. Адронати, А.Н. Соляник, Я. Ж.елезняк, О. Баюл, И.Беланов.

Документы к разделу «Ими гордится Одесса» из книг А. Долженкова, П.Дяченка «Одесса»; П. Заричанского «Созвездие портов Черноморья», Одесский порт: история в людях; материалы интернета; портреты исторических личностей, плакаты “Одесса в середине 1950-х — середине 1980-х гг.”.

Тип урока: изучения нового материала

^ I. Организационная часть урока

Приветствие. Диагностирование эмоционального состояния класса.

II.Мотивация учебной деятельности

Учитель: прослушайте песню «Герои спорта» муз. А. Пахмутова, сл. Н.Добронравов

Будет небесам жарко!

Сложат о героях песни…

В спорте надо жить ярко,

Надо побеждать честно!

Замерли вокруг люди,

Светятся экраны теле…

Верьте, что рекорд будет!

Знайте, мы близки к цели!

Мы верим твёрдо в героев спорта!

Нам победа, как воздух, нужна…

Мы хотим всем рекордам

Наши звонкие дать имена!

Так ли это было на самом деле? Наша задача — ответить на этот вопрос. Докажем справедливость названия темы и проанализируем, в чем же заключался размах послевоенных изменений в городе.

^ III.Изучение нового материала

1 Строительство портов – спутников

Обратите внимание на старые и новые фотографии одесских портов.

Сегодня — это вам скажет

любая продавщица мороженого —

^ Одесса без порта — не Одесса! Владимир Глазырин, 1980-е

Как связана история Одесского порта с историей вашей семьи?

Одесский морской порт — крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива. Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов, признан базовым круизным портом Украины. Третий по грузообороту на Чёрном море.

Строительство порта началось в 1794 году. К 1905 году порт в основном приобрёл свои современные очертания. В Российской империи был вторым по грузообороту после Петербургскогопорта. Наибольший грузооборот в независимой Украине был в 2003 году — 12,4 миллиона тонн сухих грузов и 21,1 наливных. Включает в себя Каботажную, Карантинную, Практическую (она же Арбузная), Угольную (она же Военная), Новую, Нефтяную и другие гавани.

Промышленность в пределах области размещена неравномерно. Больше 2/3 промышленного производства сконцентрировано в Одессе, которое со своими спутниками — Ильичевском и Южным портом составляет Одесский портово – промышленный комплекс. (ППК)

Покажите на карте эти города.

^ Работа с документом

«Любой одесский мальчишка может очень многое рассказать об особой, для многих,— таинственной,— жизни нашего порта. Бродя по уютным аллеям парка Шевченко, гуляя по Маразлиевской или Екатерининской, Пушкинской или Канатной, вы слышите его загадочный голос: хриплые гудки буксиров, тепловозов, лязг перегружаемого металла, короткие реплики-информации железнодорожных диспетчеров, разобрать смысл которых способен только профессионал… А какая панорама предстает перед вами, окажись вы на Приморском бульваре! Достаточно повидав на своем веку, авторы заявляют: ничего более величественного, чем вид Одесского порта — в любое время года и суток — вам не увидеть.

А. Горбатюк, В. Глазырин, Юная Одесса, 1993.»

Вопросы по документу

1.Чем таинственный и загадочный порт для вас?

2.Какую роль, по вашему мнению, имеет порт в жизни нашего города?

В 1947 году из Одесского порта в первый рейс на промысел за китами вышла китобойная флотилия «Слава». Так появилась китобойная промышленность. Первых пингвинов до Одесского зоопарка привезли из Антарктики. Китобойная флотилия – это отдельная страница в истории города. Когда в мае китобои возвращались с рейса, съезжались люди со всей Украины, а город замирал — все спешили к морвокзалу встретить мужественных моряков.

Героической работе моряков посвящена оперетта Й. Дунаевского «Белая акция», где главную роль сыграл Михаил Водяной.

Когда я пою о широком просторе,

О море, зовущем в чужие края.

О ласковом море, о счастье и горе,

Пою о тебе я, Одесса, моя!

Я вижу везде твои ясные зори, Одесса!

Со мною везде твоё небо и море, Одесса.

Ты в сердце моём, ты всюду со мной,

Одесса, мой город, родной!

Песня из этой оперетты стала символом и позывными куранта Одессы.

^ Работа с документом

« Приход флотилии в Одессу превращался во всенародный праздник. На рейде, непрерывно гудя, выстраивалась многочисленная эскадра китобойных кораблей, Им вторили гудками пароходы, стоящие в порту, и заводы подхватывали гудки.

Люди стояли вплотную друг к другу, у многих в руках были цветы. Те, кто был у пирса, махали руками морякам, сгрудившимся на бортах швартующегося флагмана. Звучали из репродукторов торжественные марши. Капитан Соляник, по традиции, сходил с трапа последним, и вся ликующая Одесса встречала его аплодисментами…»

^ Вопросы по документу

Проанализируйте, какое значение имела китобойная промышленность для страны?

Какие эмоции вызвал у вас документ? Как вы думаете, почему капитана встречали аплодисментами?

Учитель: Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь. Открывалась потенциальная возможность перемен в жизни, экономике, культуре одесситов.

^ 2. Новые микрорайоны

Учитель: Сегодня Одесса известна во всем мире. Как неузнаваемо преобразился облик города за прошедшие годы. С конца 50-х годов началось массовое жилое строительство. В новых микрорайонах Котовского, Таирова выросли школы, детские садики, торговые центры, кинотеатры. В 60-80- ых годах наблюдается дальнейшее развитие машиностроительного потенциала. Стают в ряд новые заводы: «Центролит», «Орион», «Холодмаш», «Одесскабель» и другие.

Определите, сознательно ли население Одессы участвовало в процессе восстановлении родного города .

Прогнозированные ответы. Вера людей в лучшую жизнь, надежда на положительные изменения, перемены.

Учитель: Подумайте, как разные группы населения представляли свое будущее в Одессе? На ваш взгляд, все ли надежды оправдались?

^ 3.Спортивная слава Одессы

Учитель: В начале 70-х годов в нашем городе был построен Дворец спорта, реконструирован центральный стадион ЧМП и стадион «Спартак», «Аркадия».

Главной базой научного межотраслевого комплекса Одессы и Одесской области есть Южный научный центр Национальной Академии наук Украины. В Одессе успешно проводятся разные научно- исследовательские работы.

Какие вы знаете высшие учебные заведения в нашем городе? Чем они знамениты?

В 2007 году Одесскую национальную морскую академию посетил Генеральный секретарь ИМО господин Эфимиоус Митропулус. На базе ОНМА проведена ассамблея морских университетов мира.

Выскажите свое предположение относительно того, что бы мог обозначать приезд этого господина.

Немало сделано в Одессе для развития туризма и спорта. История одесского спорта началась с 1952 года, когда одесситы впервые приняли участие в летних Олимпийских играх в Хельсинки. Назовем лишь несколько имен, которые принесли славу нашему городу.

1. Железняк Яков Ильич. Родился 10 апреля 1941 года в Одессе в семье инженера и врача. Окончил Одесский машиностроительный техникум, Одесский государственный педагогический институт им. Ушинского. Имеет сына и 3 внуков.

Заслуженный мастер спорта (пулевая стрельба).

Чемпион Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года.

Неоднократный чемпион СССР в различных видах программы.

Чемпион Спартакиады народов СССР– 1967 и 1971 год.

Многократный чемпион и призер Украины, Центрального Совета «Динамо» и укрсовета «Динамо».

Рекордсмен СССР, Европы, мира и Олимпийских игр.

На сегодняшний день за ним остался рекорд по стрельбе дуплетами по оленю.

2. ^ Игорь Иванович Беланов Igor Belanov ( <25.09>.1960 года [Одесса]) Воспитанник ДЮСШ «СКА», г. Одесса. Первым тренер — Эдуард Масловский. Выступал за команды «Черноморец» Одесса (1978, 1981-1984, 1995), СКА Одесса (1979 — 1980), «Динамо Киев» (1985 — 1989), «Белоруссия» Менхенгладбах, Германия (1989 — 1990), «Айнтрахт» Брауншвайг, Германия (1991 — 1994), «Металлург» Мариуполь (1996). Чемпион СССР 1985, 1986 гг. Обладатель Кубка СССР 1985, 1987, 1990 гг. Обладатель Кубка обладателей Кубков УЕФА 1986 г.

Обладатель «Золотого мяча» лучшего футболиста Европы 1986 г. За сборную СССР провел 33 матча, забил 8 голов. Сыграл 2 матча за олимпийскую сборную СССР. Также за сборную СССР сыграл в 1 (забил 1 гол) неофициальном матче. Участник чемпионата мира 1986 г. Вице-чемпион Европы 1988 г. Выступал за сборную ФИФА в матче против сборной Великобритании (1987) и сборную мира против команды Франции (1988). Начальник команды «Металлург» Мариуполь (1996 — 1997). Владелец и президент швейцарского клуба «Виль» (2003 — 2004).

3. ^ Оксана Сергеевна Баюл (родилась 16 ноября 1977 года в Днепропетровске, СССР) — советская и украинская фигуристка, выступавшая в одиночном катании. Олимпийская чемпионка 1994 года, чемпионка мира (1993) и двукратная чемпионка Украины (1993, 1994).

Украинская золушка, молодая олимпийская чемпионка по зимним видам спорта, обладательница единственного украинского зимнего золота — так называют Оксану Баюл. На коньки будущая фигуристка стала в 4 года в Днепропетровске. А через 12 лет — взяла олимпийское золото.

Закрепление нового материала

Составьте 5 основных, на ваш взгляд, вопросов к теме нашего урока.

^ IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

В чем заключался размах послевоенных изменений в городе?

Обдумайте, какая связь между этими историческими событиями, явлениями и процессами.

* структура промышленного комплекса — формирования его под влиянием приморского положения— мощность одесских портов— появления новых отраслей —развитие Одессы как высокоразвитого индустриального города— позитивные изменения в развитии спорта, охраны здоровья, туризма, культуры, образования в целом—имидж Одессы

^ IV. Домашнее задание

Проведите опрос родственников, знакомых об их жизни в 1960–1980-е гг. Оформите это задание как творческую работу на отдельных листах бумаги.

Материалы к уроку

Ильичёвск (укр. Іллічівськ) — город областного значения в Одесской области Украины. ]

Расположен в 16 км от Одессы, на правом берегу Сухого Лимана. В городе есть автостанция, крупнейший морской торговый порт Чёрного моря, третий по грузообороту на Украине.

Памятник основателю порта А. Е. Данченко

Территория Ильичёвска и его окрестностей была заселена с давних пор. Здесь обнаружены погребения медного, бронзового века и времён Киевской Руси. В 13-14 вв. эти земли были под властью татар, а с конца 14 в. — Турции. Во второй половине 18 в. здесь начали селиться беглые крестьяне с Украины, из России, Молдавского княжества. Осевшее немногочисленное население занималось хлебопашеством, животноводством, рыбным промыслом. С конца 18 в. после освобождения русским войсками Северного Причерноморья от турецкого владычества, у Сухого Лимана обосновалось немало крестьян из внутренних губерний России, а также немецкие колонисты. Они селились отдельными хуторами в один-два двора. Эти рассыпавшиеся в приморской степи хутора известны под названием Бугово, Буговые Хутора (от фамилии первого поселенца — грека по происхождению майора Андрея Буга). В 1924 г. Буговые Хутора переименованы в хутор Ильичёвский в честь Ленина. Во второй половине 1940-х годов в лиманской бухте началось сооружение судостроительного предприятия. Здесь же возник посёлок судостроителей, в который вошла значительная часть Ильичёвского хутора. Особенно ускорилось развитие города со строительством нового морского торгового порта в 1958 г., для создания которого имелись все необходимые условия. Одновременно с портом рос и расширялся посёлок, приобретая черты города. 12 апреля 1973 г. Ильичёвск отнесён к категории городов. В состав г. Ильичевск входят также три села Александровка (бывшее греческое поселение), Бурлачья Балка (село образовано в конце 18 века бывшими запорожскими казаками и вольными людьми), Малая Долина (немецкое поселение Малая Аккаржа).

Смотрите так же:  Адвокат ривкин

Сведения о городе

Ильичевск расположен на юге Украины, на побережье Черного моря, в 20 километрах от крупного регионального центра — Одессы. Население города составляет более 70 000 человек.

Являясь международным транспортным узлом, Ильичевск представляет интерес как для украинского, так и для европейского, преимущественно, бизнеса. Он входит в пятерку наиболее перспективных городов Украины.

^ Город Южный (Украина) — молодой город в Одесской области (30 лет). Причем это один из самых молодых городов, которые входят в ассоциацию городов Украины. Южный расположен на николаевской трассе и соединен с Одессой (50км до железнодорожного вокзала / 35 км до аэропорта), и с Николаевом (82км). В некоторых источниках пишут как город Южный.

Город был построен в степи и за очень короткий срок — живой пример целенаправленной и созидательной работы людей. История Южного начинается с даты 11 мая 1978 года, когда президиум УССР издал указ о присвоении поселению названия — село Южное. Но 3 февраля 1993 года Южный официально получил статус города.

Сам по себе Южный не большой — 4 квартала, но он активно развивается, и помогают ему в это Одесский Припортовый Завод и порт «Южный». На 1 января 2008 года население Южного насчитывало 26227 человек, что составляет 1,1% жителей Одесской области.

В городе Южном также есть городская администрация, которая насчитывает 36 депутатов. Мэром города на данный момент является Новацкий Владимир Николаевич.

Почетные граждане города

В год 20-летнего юбилея городской совет решил утвердить звание «Почетный гражданин города Южного». Это звание присваивается гражданам , которые внесли большой вклад в развитие города. Решения о присвоение почетного звания осуществляются открыто по инициативе предприятий, различных структур и общественных организаций. Как правило звания присваиваются ежегодно перед празднованием дня города.

На данный момент почетными гражданами являются:

Анатолий Васильевич Скориченко

Леонид Васильевич Вальчук

Евгений Васильевич Гайдамак

Валерий Степанович Горбатко

Михаил Павлович Гречек

Владимир Григорьевич Иванов

Аркадий Лавретьевич Кирилюк

Павел Семенович Плутен

Андронаті Сергій Андрійович

Учений у галузі біоорганічної та фармацевтичної хімії, академік Національної академії наук України (1988), заслужений діяч науки і техніки України (1990), лауреат Державної премії СРСР (1980) і Державної премії УРСР (1981).

Народився 19 вересня 1940 року в Одесі в родині службовця. У 1964 р. з відзнакою закінчив хімічний факультет Одеського державного університету ім. І.І. Мечникова. Там на кафедрі органічної хімії він навчався в аспірантурі, а після військової служби працював, подолавши шлях від інженера до заступника декана. У 1970 р. Сергій Андрійович захистив кандидатську, а в 1976 р. — докторську дисертації.

Від 1972 р. трудова діяльність С.А. Андронаті пов’язана з Фізико-хімічним інститутом АН УРСР (нинішнім ФХІ ім. О.В. Богатського НАН України). Він працював старшим науковим співробітником, завідувачем відділу, заступником директора з наукової роботи, а з 1984 р. директором. Крім цього, Сергій Андрійович — член Президії НАН України, Голова Південного наукового центру НАН України і МОН України й Координаційної ради відділення хімії НАН України з проблеми «Наукові основи створення лікарських препаратів». Від 1998 р. він очолює кафедру фармацевтичної хімії Одеського університету й Хіміко-фармацевтичний навчально-науково-виробничий комплекс НАН України і МОН України.

Основні напрями досліджень ученого — біоорганічна й медична хімія: розроблення методів синтезу біологічно активних сполук, встановлення їхніх структури, конформацій, хімічних, фізичних, фізико-хімічних, фармакологічних властивостей, молекулярних механізмів дії, зв’язку «структура–механізм дії–активність», молекулярний дизайн потенційно біологічно активних сполук, їх синтез.

Методическое пособие к курсу «Одесса мой город родной»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОДЕССКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Одобрен методическим советом информационно-методического

центра управления образования и науки Одесского городского совета,
протокол № 4 от 14.12.2011 г.

Авторы и составители:

городская творческая группа учителей истории:

учитель-методист, специалист высшей категории, учитель истории Одесской специализированной общеобразовательной школы № 117 І-ІІІ ступеней;

Фасоля А.Н. – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогики НАНП Украины;

Левчишена О.М. – кандидат исторических наук, и.о. доцента Одесского областного института усовершенствования учителей.

РАЗДЕЛ І. Северное Причерноморье с древнейших времён до ХІХ века

Урок 1. От первобытного общества к античному полису

Цели урока:

  • ознакомить учеников с целью и задачами курса; сформировать представление о жизни древних людей на территории Одессы; ознакомить учащихся с археологическими памятниками периода на территории города;
  • способствовать формированию умения сравнивать различные исторические периоды; характеризовать поселения на территории Одессы;
  • способствовать повышению интереса к изучению истории города, пониманию беспрерывности исторического процесса.

Основные термины и понятия: карстовые пещеры, неандертальцы,усатовская археологическая культура, Жевахова гора,гавань Истриан, каботажное плавание, «Дикое поле», полис, курганы.
Основные даты и события:

40-60 тыс. лет тому назад – расселение первобытных людей на территории края;

5 тыс. лет тому назад – усатовская археологическая культура;

VІІ в. до н.э. – античные полисы на территории Одесщины.

Оборудование урока: карта Одессы и Одесской области, иллюстрации к теме урока, карточки с названием археологических памятников Одессы.

Тип урока: изучение нового материала.

І. Организационный момент

Приветствие. Создание эмоционального настроения класса.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

Мы с вами живем в прекрасном городе на берегу Чёрного моря – Одессе. По-разному можно относиться к Одессе, у каждого человека этот город свой. Продолжите предложение: «Одесса для меня …»

Ученики по желанию высказывают мысли, что значит для них Одесса, как они воспринимают город. Учитель подводит итог, подчёркивает, какие мысли повторялись чаще, какие были оригинальными.

Учитель. Сегодня мы начинаем знакомиться с курсом «Одесса мой город родной». За год мы познакомимся с долгим и славным путём развития нашего города, с разными периодами жизни Одессы, узнаем о многих людях, которые прославили город.

Учитель знакомит учеников с содержанием курса, целями и задачами.
ІІІ. Изучение нового материала

1. Поселения первобытных людей.

Предварительная беседа с учениками

  • Как вы думаете, были ли на территории современной Одессы древние люди? Если да, то где они могли жить?
  • Вспомните археологическую периодизацию первобытного строя.
  • Когда на территории Украины появились первобытные люди?
  • Что вам известно о жизни древних людей?

Рассказ учителя.Во время рассказа учитель прикрепляет к настенной карте Одесской области карточки с названием археологических памятников.

Первые следы древнего человека на территории современной Одессы относятся к периоду раннего палеолита (40-60 тыс. лет тому). На правом берегу Куяльницкого лимана, вблизи с. Ильинка, в 20 километрах на север от Одессы, найдена карстовая пещера. Такие пещеры образовывались вымыванием известняка подземными водами. Эту пещеру неандертальцы использовали как жилище, или ритуальное место. Кроме орудий труда, сделанных из камня, археологи тут нашли множество костей животных, на которых охотились древние. Это были бизоны, дикие лошади, волки, носороги, но больше всего было костей пещерного медведя. Древние могли одолеть этого зверя только группой, слаженными действиями, с использованием камня, деревянных рогатин.

Ситуация значительно изменяется в поздний период каменного века (35-8 тыс. лет до н.э.). В это время заметно увеличивается численность населения. Это уже были наши предки — Homo sapiens (человек разумный). Ближайшее к Одессе поселение этого периода — известная стоянка около с. Усатово. Люди охотились на бизонов, диких лошадей, мамонтов. Значительную часть их пищи составляли продукты собирательства. В это время люди изготавливали разнообразные орудия труда – резцы, скребки, ножи, наконечники дротиков и копий. Начинается широкое использование изделий из кости – гарпуны, наконечники копий, иголки.

  1. Кочевые племена на территории Одесщины.

Беседа с учениками.

    • Какие племена вели кочевой образ жизни? Чем это было вызвано?
    • В чем особенность жизни кочевых народов?

Рассказ учителя.

В эпоху неолита (IV-V тыс. лет до н.э.) произошла неолитическая революция – переход к земледелию и скотоводству. Природа и степной ландшафт Юга способствовали разведению домашних животных. Так в медно-каменную эпоху (IV-ІІІ тыс. лет до н.э.) в степной зоне Украины сформировался специализированный тип скотоводства, основанный на разведении мелкого и крупного рогатого скота, коней. Чтобы прокормить многочисленные поголовья лошадей, овец, коз, необходимо было кочевать, совершая большие переходы с места на место в поисках новых пастбищ. Такой образ жизни называют кочевым. Сведения о древних скотоводах преимущественно получаем, исследуя курганы. Курганы – высокая земляная насыпь, место захоронения людей. В них хоронили рядовых общинников и старейшин родов, жрецов. На территории современной Одессы сохранилось несколько курганов, в частности, на территории I-го еврейского кладбища. Один из таких курганов раскопан в Одесе в районе Слободки-Романовки. Его уникальность в том, что это было место захоронения людей разных эпох и культур на протяжении полутора тысяч лет.

Недалеко от кургана в Слободке-Романовке исследованы поселения известной усатовской культуры. Пять тысяч лет тому назад на территории современного с. Усатово, под Одессой, находилось поселение людей медного века. В честь названия села, где были сделаны первые находки, самобытную культуру назвали Усатовской, хотя распространялась она и на территории Молдавии и Румынии. Население усатовской культуры появилось на руинах исчезающей Трипольской культуры, впитывая в себя также прибывших с приуральских степей кочевников. От трипольцев усатовцы переняли керамику и манеру строительства жилищ, а от пришлых степняков – сооружение курганов над могилами своих предков. Усатовцы были кочевыми скотоводами, а также они были ещё первыми в районе Одессы оседлыми земледельцами. С этих мест усатовцы мигрировали на Балканы, где сыграли свою роль в становлении местных этносов, став предшественниками древних греков и фригийцев.

В первой половине II тысячелетия, которое относится к эпохе бронзы, происходит ощутимый рост роли кочевого скотоводства. Это период активных миграционных процессов. Но уже в середине II тысячелетия вместе с постепенным изменением климата в пользу земледелия вновь появляются поселения оседлых земледельцев, хотя роль скотоводства не уменьшается. Это были носители сабатиновской культуры, которые населяли степную территорию от Дуная до Днепра и Крым. В ХIII – ХII в. до н.э. в Северо-Западном Причерноморье существовали сотни поселений сабатиновцев, в том числе и вблизи Одессы (Большой Куяльник, Сухой Лиман). Они выращивали несколько сортов зерновых культур, знали садоводство, занимались литьём бронзы, изготавливали из бронзы не только оружие, но и украшения, орудия труда – серпы, топоры. Однако в конце II тыс. до н.э. эпоха первобытнообщинного строя завершается. В обществе саботиновцев зарождаются объективные кризисные явления. Экономика пришла в упадок, значительно уменьшается количество поселений.

  1. Одесские земли в античный период.

Предварительная беседа.

    • Что мы называем античностью?
    • Что такое греческая колонизация?
    • Какие причины греческой колонизации?
    • Что привлекало греков-колонистов в Северном Причерноморье?

Античным предшественником Одессы является греческий город Гавань Истриан, который находился на территории современной центральной части Одессы два с половиной тысячелетия назад. Останки этого древнего города сохранились под всем Приморским бульваром на глубине 1,5 м. Со стороны нынешнего Оперного театра к древнему городу примыкал некрополь (кладбище). Высокие курганы размещались на площади Греческой, пока их не снесли при строительстве рыночных сооружений молодой Одессы в 1803 году. Также захоронения были найдены на углу улиц Екатерининской и Греческой, в Пале-Рояле, районе Театрального переулка. В захоронениях были найдены фрагменты греческих ваз и амфор. Жилые кварталы древнего города состояли из каменных строений с черепичными крышами. Там, где сегодня располагается Морвокзал, в античное время располагался порт. Однако самый старый район Гавани Истриан находится около Воронцовского дворца. Первые греческие колонисты построили тут временные землянки, соорудили ямы для хранения зерна, устроили культовые площадки (в середине VI в. до н.э.). Одним из главных занятий первых поселенцев была рыбалка, о чём свидетельствуют найденные археологами около землянок рыболовные грузила.

Смотрите так же:  Макрусев вВ таможенный менеджмент учебное пособие

Гавань Истриан – самый древний и самый крупный античный населённый пункт на территории Одессы. Древние греки основали вокруг Одесского залива 12 поселений. Самые значительные из них поселения — Сухой Лиман, напротив современного г. Ильичёвска, Жевахова гора, на возвышении между Хаджибеевским и Куяльницким лиманами, Лузановка, на территории современного лагеря «Молодая Гвардия».

Лузановские поселения и Гавань Истриан находились на разных сторонах залива и были соперниками, поскольку вдоль Хаджибеевского лимана в IV в. до н.э. проходила граница между территориями двух самых больших греческих государств того времени – Истрией и Ольвией.

На Жеваховой горе в V — IV вв. до н.э. размещалось грандиозное святилище, посвященное древнегреческой богине Деметре, покровительнице плодородия и земледелия. В дары приносились амфоры, рыбные тарелки, искусная чёрнофигурная керамика, перстни, бронзовые наконечники стрел, рыболовные грузила, железные ножи и даже посуда для парфюмерии. Жеваховское святилище находилось на международных торговых путях.

Во второй половине IV – в начале III вв. до н.э. Ольвия вступает в конфликт с соседними государствами Херсонесом и Истрией. Причина конфликта была простой. С этого времени греческие моряки научились покорять морские просторы без ориентации по береговой линии (так называемое каботажное плавание). Теперь, войдя в Чёрное море, корабли заходили на стоянку в Истрию, а потом следовали сразу к Херсонесу, через открытое море, сокращая свой путь вдвое и обходя Ольвию, которая из-за этого несла убытки.

Вступив в войну с Истрией, Ольвия была заинтересована в перераспределении сфер влияния в регионе с целью подрыва престижа своих могущественных соседей. Гавань Истриан была пограничным форпостом Истрийского государства, располагаясь на рубежах с Ольвийским полисом, которому подчинялась Лузановка.

В результате военных столкновений Гавань Истриан приходит в запустение в начале III в. до н.э. Лузановское поселение существовало ещё сто лет. Прекращение жизни античных поселений и городов связано с вторжением на территорию Северо-Западного Причерноморья диких кочевых племён гуннов в 375 году. На долгие столетия земли вокруг Одесского залива превращаются в незаселенные «Дикие Степи».

IV. Закрепление и повторение изученного материала

Игра «Верю — не верю».

1. Первые следы древнего человека на территории современной Одессы относятся к периоду раннего палеолита (40-60 тыс. лет тому назад).

2. На территории Северного Причерноморья в первобытные времена водились пещерные медведи, носороги, мамонты.

3. На территории села Усатово ученые открыли археологическую культуру трипольцев.

4. На месте современной Одессы не было ни одного кургана кочевых племён.

5. Усатовская культура вобрала в себя элементы трипольской культуры и культуры кочевников приуральских степей.

6. Античным предшественником Одессы является греческий город Гавань Истриан, который находился на территории современной Лузановки.

7. На Жеваховой горе в V — IV в. до н.э. размещалось грандиозное святилище, посвященное древнегреческой богине Деметре.

8. Древние греки основали вокруг Одесского залива 12 поселений.

9. Прекращение жизни античных поселений и городов связано с вторжением на территории Северо-Западного Причерноморья войск персов.

Взаимопроверка письменной работы «Верю — не верю». Учитель подводит итоги, оценивает деятельность учеников на уроке.

  1. Итоги урока. Рефлексия

В прямоугольники запишите хронологические рамки каждого периода. В круги — основные составляющие каждого исторического этапа развития.


Учитель подводит итоги, оценивает деятельность учеников на уроке.

VI. Домашнее задание

Представьте, что вы побывали в гостях или у первобытных людей, или у кочевников, или у греческих поселенцев (по выбору). Напишите небольшой рассказ о своих впечатлениях.

Подберите материал для подготовки проектов по темам: «Итальянская фактория Джинестра», «Греческие города-государства в Северном Причерноморье», «Строительство и развитие Хаджибея», «Украинское казачество в Северном Причерноморье», «Русско-турецкие войны конца ХVIII века» (по выбору).
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

Словарь терминов и понятий.

Карстовые пещеры — естественная полость в верхней толще земной коры, сообщающаяся с поверхностью земли одним или несколькими выходными отверстиями, проходимыми для человека. Карстовые пещеры образуются вследствие растворения пород водой, поэтому они встречаются только там, где залегают растворимые породы: известняк, мрамор, доломит, мел, а также гипс и соль. Использовались древними людьми в качестве удобных жилищ.

Неандерта́лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis) — ископаемый вид человека, обитавший 140—24 тысячи лет назад, и который, согласно современным научным данным, не является предком современного человека.

Усатовская культура (от дер. Усатово) — археологическая культура, существовавшая на территории побережья Чёрного моря между устьями Буга и Дуная в период 3500—3000 гг. до н. э. на территории современных Румынии, Молдавии и юга Украины.

Рассматривается в рамках балкано-дунайского комплекса культур, простиравшегося от Трои и долины Дуная до Эльбы.

Жевахова гора – возвышенность из глины, высотой 40 м., находящаяся на территории Одессы. Гора названа в честь генерал-майора Ивана Жевахова (Джавахишвили), чей дворец и сейчас находится на склонах горы. До штурма Хаджибея казаки называли эту гору «Длинная Могила». На Жеваховой горе в V — IV в. до н.э. размещалось грандиозное святилище, посвященное древнегреческой богине Деметре.

Гавань Истриан являлась дочерней колонией Истрии и соотносится с остатками античного города VI — III в. до н. э. на Приморском бульваре в Одессе.

Кабота́ж (фр. cabotage) — изначально под термином «каботаж» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море. В каботажном плавании почти всё время находились корабли античных мореходов — сначала египтян, затем греков и римлян, а позднее и викингов.

Дикое поле — историческое название неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских южнорусских степей между средним и нижним течением Днестра на западе, нижним течением Дона и Северским Донцом на востоке, от левого притока Днепра — Самары и верховьев притоков Южного Буга — Синюхи и Ингула на севере, до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге.

По́лис (др.-греч. πόλις) — городская община с прилегающими владениями) — особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии: близким ему, но далеко не тождественным понятием является «город-государство». Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — соседний сельскохозяйственный округ. Полис составляли полноправные граждане, члены общины, каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Форма власти в полисе была различной: олигархия, демократия и др.

Курганы – высокая земляная насыпь – место захоронения людей.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Один из участков пещеры Кость верблюда возрастом

под Одессой 3 млн. лет, найденная в пещере

ЭКСПОЗИЦИИ ОДЕССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАОЧНОЙ ЭКСКУРСИИ

Урок 2. От Джинестры до Хаджибея

— ознакомить учеников с особенностями развития поселений на месте современной Одессы XII-XVIII в.;

— формировать умение сравнивать различные исторические периоды, характеризовать поселения на территории Одессы;

— способствовать повышению интереса к изучению истории города, пониманию беспрерывности исторического процесса.

?! Была ли колонизация Северного Причерноморья в Средние века закономерным процессом?
Основные термины и понятия: Джинестра, «белое золото средневековья», Кочубей, Хаджибей.

Основные даты и события:

1415 г. – первое упоминание о поселении Кочубеев в летописи;

80-е ХV века – вхождение Северного Причерноморья в состав Османской империи.

Исторические персоналии: Хан Ногай – темник золотой Орды.

Оборудование урока: карта Одессы и Одесской области, иллюстрации к теме урока, портреты исторических личностей, карточки с названием археологических памятников Одессы.

Тип урока: комбинированный.

І. Организационный момент

Приветствие. Определение эмоционального состояния класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний

К доске выходят 3 команды учеников по 2-3 человека. Они получают карточки с названием исторических мест Одессы, прикрепляют к карте Одессы и рассказывают о том историческом периоде, к которому относится их задание (на ответ даётся 3 минуты).

Примерные наименования карточек-заданий.

  1. с. Ильинка. Карстовые пещеры.
  2. с. Усатово. Курганы.
  3. Приморский бульвар, Жевахова гора.

Ученики класса оценивают ответы, аргументируют своё мнение.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса: Была ли колонизация Северного Причерноморья в Средние века закономерным процессом?

IV. Изучение нового материала

Во время рассказа учитель прикрепляет к доске карточки (или пишет на доске) с именами исторических личностей, датами событий, географическими названиями.

1. Ногайские владения.

С началом феодальной раздробленности Киевской Руси юго-западные её территории вошли в состав Галицко-Волынского княжества. Монголо-татарское нашествие середины ХII в. охватило и южный край этого княжества, где закрепился хан Ногай, власти которого покорялось даже Болгарское царство. Первое значительное событие происходит здесь в 1300 г. На северо-востоке от жилого массива Котовского, на берегу Куяльницкого лимана (по-татарски Куганлык), произошла большая битва хана Золотой Орды Токты с Ногаем, наместником отдельной области Орды, которая раскинулась от Крыма до Дуная. Исход битвы решило предательство некоторых военачальников Ногая — Токта победил. Битва на Куяльнике оказала большое влияние на историческую судьбу всей Золотой Орды и других государств Восточной Европы. Токта объединил Орду и надолго прекратил междоусобицы в ханстве.

С середины ХIII в. наш край находился в составе Золотой Орды. Это было исключительно экономическое завоевание. Все земли платили дань, но национального и религиозного угнетения не было. С оживлением торговли во второй половине ХIII — в начале ХIV вв. значение Северного Причерноморья как транзитной территории возрастает.

Торговые пути от Дуная до Крыма, от Чёрного моря до стран Европы не только стимулируют развитие уже существующих сёл и городов, но и основание новых. Они появляются, в первую очередь, на торговых путях – сухопутных и речных.

Возможно Вас заинтересует:

  • Мировой суд гуково участок 4 Судебный участок № 4 Железнодорожного района Адрес: Ростов-на-Дону, улица Кулагина, дом № 62 Б (посмотреть на карте Google) Электронная почта: [email protected] Время работы: понедельник, вторник, среда, четверг — 09.00-18.00, пятница — […]
  • Директору филиала 1 заявление Уважаемые клиенты! С 1 сентября 2018 года произошло объединение филиалов № 1 и № 2 Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации С 1 сентября 2018 года произошло объединение филиалов № 1 и № 2 Иркутского […]
  • Основные требования к измерительным системам ГОСТ 24789-81 Каналы измерительные системы внутриреакторного контроля ядерных энергетических корпусных реакторов с водой под давлением. Общие технические требования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР КАНАЛЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВНУТРИРЕАКТОРНОГО […]
  • Снип требования к жилым зданиям и помещениям Снип требования к жилым зданиям и помещениям Рис. 2. Условия ориентации жилых помещений а - часть горизонта, неблагоприятная по ориентации во всех строительно-климатических зонах; б - часть горизонта, неблагоприятная по ориентации в Заполярье; в - […]
  • 2 гражданский кодекс рф от 30111994 51-фз Гражданский кодекс рф от 30111994 n 51-фз Гражданский кодекс рф от 30111994 г 51-фз Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ […]
  • Доплата по инвалидности 2 группа Пенсию инвалидам второй группы с 1 апреля 2019 года в РФ Присвоение любой формы инвалидности в Российской Федерации происходит только по медико-социальным показателям. Инвалидность второй категории назначается людям, которые считаются […]

Author: admin