Экспертиза определения причин дтп

Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах

Глава 1. Основные положения проведения автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий
1.1. Основные понятия автотехнической экспертизы ДТП
1.2. Цель и задачи автотехнической экспертизы
1.3. Виды автотехнических экспертиз ДТП
1.3.1. Особенности производства судебных экспертиз
Экспертизы уголовного судопроизводства
Экспертизы гражданского судопроизводства
Экспертизы арбитражного судопроизводства.
1.3.2. Особенности производства несудебных экспертиз
Особенности проведения экспертиз при защите прав потребителей
Особенности проведения экспертиз при проведении служебного расследования ДТП
1.4. Права и обязанности эксперта-автотехника
1.5. Участие специалистов в расследовании дел о ДТП
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 2. Исходные данные для проведения автотехнической экспертизы ДТП
2.1. Осмотр места происшествия
2.2. Осмотр и проверка технического состояния транспортных средств
2.3.. Транспортно-трасологическая диагностика следов и повреждений на транспортном средстве
2.4. Следственный эксперимент
2.5. Выбор исходных данных для производства экспертизы
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 3. Результаты проведения автотехнической экспертизы ДТП
3.1. Заключение эксперта-автотехника
3.2. Заключение служебного эксперта
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 4. Расчет параметров движения автомобиля
4.1. Замедление АТС
4.2. Определение скорости движения транспортного средства перед возникновением опасной ситуации
4.2.1. Определение скорости движения транспортного средства аналитическим путем
4.2.2. Определение скорости движения транспортного средства по дальности разлета осколков стекла и пластмассовых деталей
4.2.3. Определение предельно допустимой скорости по условиям видимости
4.3. Время торможения АТС
4.4. Путь торможения АТС
4.5. Дистанция между попутными АТС
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 5. Определение технической возможности у водителя предотвратить ДТП путем торможения
5.1. При наезде на неподвижный объект
5.2. При столкновении автомобилей (наезде на пешехода), следовавших в пересекающихся направлениях
5.3. При столкновении с препятствием, движущимся в попутном направлении
5.4. При столкновении с препятствием, движущимся во встречном направлении
5.5. При ДТП, совершенных в условиях ограниченной видимости (в темное время суток)
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 6. Столкновение транспортных средств
6.1. Анализ столкновений автомобилей
6.1.1. Виды столкновений
6.1.2. Механизм столкновения транспортных средств
6.2. Методики определения скорости транспортных средств для наиболее часто встречающихся видов столкновений
6.2.1. Столкновение с неподвижным транспортным средством
6.2.2. Перекрестное столкновение транспортных средств
6.2.3. Косое столкновение транспортных средств
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 7. Исследование наезда транспортного средства на пешеходов
7.1. Классификация наездов на пешеходов
7.2. Общая методика экспертного исследования.
7.3. Причины наездов транспортных средств на пешеходов и задачи экспертного исследования
7.4. Механизм наезда на пешехода
7.5. Исследование движения и взаимодействия транспортного средства и пешехода перед наездом
7.6. Методики определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода (перемещающегося в поперечном направлен
7.6.1. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода по времени
7.6.2. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода при равномерном движении автомобиля
7.6.3. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода по расстоянию
7.6.4. Решение вопроса о технической возможности предотвратить наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости
7.7. Примеры экспертизы наезда на пешехода
7.7.1. Наезд на пешехода при равномерном движении автомобиля
7.7.2. Наезд на пешехода при торможении автомобиля
7.7.3. Наезд на пешехода в условиях ограниченной видимости (в темное время суток)
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 8. Современные методы и средства, применяемые при производстве автотехнических экспертиз ДТП
8.1. Современные вычислительные системы в автотехнических экспертизах ДТП
8.2. Метод планирования эксперимента в автотехнических экспертизах ДТП
8.2.1. Метод планирования эксперимента в автотехнической экспертизе перекрестного столкновения транспортных средств
8.2.2. Метод планирования эксперимента в автотехнической экспертизе наезда на пешехода
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 9. Разрушение узла (детали) автомобиля – следствие или причина дорожно-транспортного происшествия?
9.1. Выявление причин разрушения элементов рулевого управления транспортных средств
9.1.1. Пример 1. Выявление причины разрушения рычага рулевой тяги автомобиля ГАЗ-2410
9.1.2. Пример 2. Выявление причины разрушения рулевой тяги автомобиля «Рено Логан»
9.1.3. Пример 3. Выявление причины разрушения кронштейна крепления картера рулевого механизма автомобиля ГАЗ-2707
9.2. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий, связанных с повреждением автомобильных шин
9.2.1. Пример 1. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля «Фольксваген Пассат»
9.2.2. Пример 2. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля «Мазда-323»
9.3. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля ИЖ-2126
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 10. Оценка качества состояния дорожного покрытия при производстве автотехнических экспертиз ДТП
10.1. Конструктивные факторы
10.2. Эксплуатационные факторы
10.3. Факторы организации дорожного движения
10.4. Оценка дорожных условий на участке ДТП
10.5. Пример. Выявление причины дорожно-транспортного происшествия с участием автомобилей ВАЗ-21053 и ИЖ-2125
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 11. Страховое мошенничество
11.1. Комплексная экспертиза по делам о мошенничестве
11.2. Примеры экспертиз по делам о мошенничестве
Список использованной и рекомендуемой литературы

Глава 12. Задания для производства экспертиз ДТП
12.1. Задачи, связанные со столкновением транспортных средств
12.2. Задачи, связанные с экстренным торможением транспортных средств
12.3. Задачи, связанные с наездом на пешехода

Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е

Список использованной и рекомендуемой литературы

2.3. Экспертиза ДТП

Экспертиза ДТП — это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области науки и техники, искусства и ремесел.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам:

1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Подробнее служебное расследование и судебная экспертиза будут рассмотрены ниже.

2. По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств. Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты, и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

3. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований Уголовного процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (далее — УПК РФ). Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Судебная экспертиза ДТП — это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование.

Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП — водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Смотрите так же:  Утверждаю приказ директора

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?

Эксперт — автотехник для достижения этой цели должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация движения и сопутствующие технические средства;

отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

Традиционно под понятием «судебная автотехническая экспертиза или дорожно-транспортная» экспертиза подразумевается комплекс научно-технических исследований всех аспектов конкретного дорожно-транспортного происшествия, проводимых лицом, обладающим специальными познаниями в данной области *(171).

Судебная автотехническая экспертиза компетентна устанавливать:

1) техническое состояние транспортных средств, отдельных их агрегатов, механизмов и деталей;

2) характер их неисправности, полученной в результате происшествия;

3) возможность самопроизвольного изменения режима работы агрегатов и механизмов при эксплуатации и влияние этого на безопасность движения;

4) причины и время возникновения неисправности транспортных средств;

5) причинную связь между указанными неисправностями и дорожным происшествием;

6) механизм (процесс) этого происшествия;

7) скорость движения транспортных средств перед происшествием;

8) тормозной и остановочный пути при данной скорости, состоянии и профиле дорожного полотна;

9) причины заноса и опрокидывания;

10) техническую возможность предотвращения происшествия;

11) соответствие действий водителя, пешехода и других лиц требованиям Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации транспортных средств, иных нормативных документов.

Практика подсказывает, что в компетенцию этой экспертизы необходимо включить и такой важный момент, как установление причинной связи между превышением скорости движения и происшествием.

Объектами исследования данной экспертизы являются транспортные средства, их части, отделившиеся вследствие ДТП, место ДТП, следы на данном месте, а также материала дела, собранные в ходе расследования (протоколы осмотра, схемы и пр.). Прежде всего, следователь должен хорошо разобраться в протоколах и схемах осмотра места ДТП и транспортного средства.

Путем допросов водителей и свидетелей нужно установить механизм ДТП. Допрос целесообразно производить на месте происшествия, где им легче вспомнить и воспроизвести отдельные моменты и весь механизм происшествия, уточнить нужные расстояния и др.

При допросе водителя, кроме прочего, необходимо установить, в зависимости от характера происшествия: на каком расстоянии опасность была им обнаружена и на каком — он начал реагировать; на каком расстоянии он нажал на тормоз или повернул руль, пытаясь предотвратить случившееся; сколько метров проехал после того, как нажал на тормоз, до непосредственного места происшествия и до остановки; на каком расстоянии наступило, например, ослепление от света фар встречного автомобиля и сколько потом двигался транспорт до места происшествия, масса перевозимого груза и др.

Допрашивая свидетелей, необходимо обратить внимание на то, соответствуют ли их показания предварительно установленным обстоятельствам случившегося. При этом следует учитывать место нахождения свидетеля в момент происшествия.

Когда налицо противоречия в показаниях, которые невозможно устранить допросами и очными ставками, целесообразно на месте происшествия с максимальной точностью воспроизвести все обстоятельства случившегося. Каждый участник и свидетель рассказывают, что они сами видели, слышали, восприняли. После необходимых уточнений и перекрестных вопросов устанавливают действительный механизм происшествия. Эти следственные действия фиксируют в отдельных протоколах и иллюстрируют схемами.

В некоторых случаях нужно произвести следственные эксперименты, результаты которых могут быть использованы также и экспертизой.

а) фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных расчетов;

б) видимость и обзорность в разных условиях;

в) фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водителя;

г) эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления транспортных средств;

д) время реакции водителя и др.

Называя величину скорости движения транспортного средства, свидетели, как правило, могут допустить и допускают ошибки. Поэтому, чтобы избежать их, нужно сделать следующее. На месте происшествия следует поставить свидетеля на ту точку, откуда он наблюдал случившееся. Затем мимо него несколько раз пропускают на различных скоростях транспортное средство, участвовавшее в ДТП или другое, но той же марки и тех же габаритов. Свидетелю дается задание, чтобы он указал на тот режим движения транспортного средства, который он воспринял во время ДТП. Данный эксперимент нужно повторить несколько раз и найти среднеарифметическую величину скорости по тем режимам движения, на которые указал свидетель.

Для определения экспериментальным путем скорости движения транспортного средства по показаниям водителя нужно, чтобы он несколько раз проехал на месте происшествия, управляя тем же транспортом или другим такой же марки, с той скоростью, которая была перед и во время ДТП. При этом следователь должен сидеть в кабине и, прикрыв чем-нибудь спидометр от водителя, наблюдать и фиксировать его показания. После следует определить среднеарифметическую величину скорости движения.

Экспериментальное определение предельной (максимальной) скорости движения на длинных подъемах производится с помощью секундомера. Разделив длину подъема на время его преодоления, получим нужный результат.

Необходимость в следственном эксперименте на видимость и обзорность обычно возникает, если происшествие было совершено на перекрестках, в темное время, при искусственном освещении улиц и дорог, в условиях тумана, на пересеченной местности (при чередовании коротких подъемов и спусков), на дорогах с частыми поворотами, на узких улицах, лесных дорогах и т.д. Кроме того, он необходим, когда водитель ссылается на то, что случившееся невозможно было предотвратить из-за плохой или недостаточной видимости и обзора.

Устанавливать фактическую скорость движения пешехода необходимо на месте происшествия или рядом с ним, в сходных условиях. Если есть данные, что пешеход двигался быстро, то подбирают несколько человек одного с ним возраста и физического развития. В других случаях, при средних и малых скоростях движения, можно воспользоваться услугами самих участников и свидетелей, так как они лучше воспроизведут характер и скорость движения пешехода.

На отрезке пути, равном пройденному пешеходом, несколько раз пропускают каждого участника эксперимента, измеряя время секундомером. Разделив сумму результатов на их количество, получим среднеарифметическую величину времени, необходимого для преодоления участка пути, а затем делением длины этого пути на среднее время — искомую скорость движения пешехода.

В случаях, когда водитель способен воспроизвести свои действия после обнаружения опасности, время его реакции также можно определить путем следственного эксперимента. Допросив водителя на месте происшествия, определяют расстояние, пройденное транспортным средством после того, как он начал реагировать на опасность, и до того момента, когда нажал на педаль тормоза. Разделив указанный путь на скорость, находим время реакции.

Вопросы должны быть ясными, понятными, непосредственно относящимися к данному происшествию, их нельзя связывать с юридической оценкой обстоятельств и установлением вины участников.

Можно предложить такой примерный перечень вопросов, относящихся к исследованию технического состояния транспорта:

1. Каково техническое состояние транспортного средства, участвовавшего в происшествии? (Этот вопрос нужно ставить, когда эксперт непосредственно осматривал транспортное средство или когда соответствующее заключение инспектора ГИБДД вызывает сомнение.)

2. Возможно ли получение транспортным средством повреждений, перечисленных в протоколе осмотра, и каков механизм их образования?

3. Определить некоторые элементы механизма происшествия в момент его непосредственного совершения, исходя из обнаруженных повреждений (например, какими именно частями произошло столкновение, его угол, положение транспортного средства и пешехода на проезжей части и т.д.).

4. Возможно ли произвольное (без вмешательства водителя или другого лица) изменение режима работы рулевого механизма, рулевых приводов, ножного или ручного тормозов, других агрегатов и механизмов и могло ли это повлиять на безопасность движения?

5. Установить причину разрушения отдельных деталей (технически неправильные эксплуатация, ремонт и обслуживание, производственно-технический брак, конструктивные недостатки и нарушения технических условий при изготовлении, в процессе работы, недоброкачественность деталей, усталость металла и т.д.) и время его возникновения: в момент происшествия, до него или после?

6. Могли ли водители и другие лица, ответственные за ремонт, обслуживание и эксплуатацию транспорта, обнаружить неисправности и разрушение деталей, узлов и механизмов во время обслуживания и ремонта, перед выпуском на линию и во время работы?

7. Есть ли причинная связь между неисправностями и разрушениями, с одной стороны, и происшествием — с другой, в частности, какое из этих обстоятельств является непосредственной причиной происшествия?

8. Какой ремонт — капитальный, текущий — должен быть произведен для устранения полученных повреждений?

Вопросы, относящиеся к установлению механизма происшествия, возможности предотвращения последнего, также необходимо ставить исходя из конкретных обстоятельств. Перечень этих вопросов примерно таков.

1. Определить скорость движения транспортного средства по одному или нескольким перечисленным данным: по следам непосредственного торможения — юза; величине пути движения накатом (движение без торможения при нейтральном положении рычага переключения передач); следам бокового скольжения при заносе; величине радиуса поворота следов или дороги перед опрокидыванием или заносом; по следам бокового скольжения и углам направления их перед столкновением и после него; величине угла опрокидывания и расстояния перемещения после него; по показаниям водителя о том, на каком расстоянии он начал реагировать на опасность, на каком расстоянии до непосредственного места происшествия нажал на педаль тормоза и др.

2. Соответствует ли скорость транспортного средства, установленная расчетным или следственным путем, требованиям безопасности движения в данных условиях?

Смотрите так же:  Ндфл возврат лечение зубов

3. Есть ли причинная связь между превышением скорости движения и происшествием?

4. Какова будет безопасная скорость движения, исходя из видимости и обзорности на том или ином расстоянии?

5. При установленной скорости движения и конкретных дорожных условиях определить длину пути непосредственного торможения — юза, тормозного пути (с момента нажатия на педаль тормоза до остановки), остановочного пути (с момента начала реакции водителя на опасность до остановки).

6. На каком расстоянии от транспорта появилась опасность (пешеход, транспортное средство и пр.) и была ли возможность ее обнаружить?

7. На каком расстоянии от появившейся опасности водитель начал реагировать на нее?

8. Принял ли он необходимые меры для предотвращения происшествия?

9. Соответствуют ли с технической точки зрения механизму происшествия показания участников и свидетелей о появлении опасности?

10. Сколько метров должна составить дистанция безопасности с учетом скорости движения транспортных средств и дорожных условий?

11. Можно ли производить обгон транспортного средства в данной дорожной обстановке?

12. Находятся ли конкретный участок пути, мост или дорожное сооружение в исправном и пригодном для движения состоянии, отвечают ли они требованиям соответствующих нормативных документов?

13. Отвечают ли требованиям безопасности движения продольный или поперечный уклоны пути и радиус поворота дороги?

14. Можно ли было предотвратить данное происшествие, с учетом возможностей торможения, устойчивости, управляемости, маневренности и других эксплуатационных качеств транспортных средств, а также расстояния, позволявшего обнаружить опасность?

15. Какие пункты Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации, Правил техники безопасности и других нормативных документов не выполнены водителями, пешеходами, инженерно-техническими и другими работниками, ответственными за эксплуатацию, ремонт и обслуживание транспортных средств, и др.

Если нельзя устранить противоречия в обстоятельствах происшествия, об этом следует указать в постановлении. А затем, поставив соответствующие вопросы, требовать от эксперта отдельных выводов по ним *(172).

В практике работы инспекторов ДПС сложилось мнение, что при попутном столкновении транспортных средств виноват водитель того автомобиля, который до столкновения находился сзади. Однако это не всегда соответствует действительности. Для правильного разрешения данной дорожно-транспортной ситуации необходимо рассматривать и изучать комплекс обстоятельств, предшествующих ДТП. Это решается с помощью автотехнической экспертизы ДТП с ответом на вопрос: располагал ли водитель технической возможностью избежать столкновения?

При перекрестных столкновениях транспортных средств на регулируемых перекрестках, если имеют место противоречивые данные о переключениях сигналов светофоров, как правило, обвиняют того водителя, который преодолел меньшее расстояние в границах перекрестка. Подобный подход необходимо считать ошибочным. Истинного виновника в подобном ДТП возможно установить с помощью автотехнической экспертизы, в которой определяются положения транспортного средства в определенные моменты, а именно при переключении сигналов светофора.

В данном случае необходимо выяснить: где находился тот или иной автомобиль в моменты включения разрешающего и запрещающих сигналов светофора?

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза распространенный вид судебных и досудебных экспертиз. По статистике производства судебных экспертиз автотехника занимает первое место. Заключение эксперта-автотехника выполненное по уголовному, административному, гражданскому и арбитражному делу — решающее доказательство связанное с экспертизой автомобилей.

Доказательно значение заключения эксперта-автотехника зависит от методологии выполнения автотехнического исследования и правовых норм производства экспертизы. Нарушение норм и правил проведения автотехнических исследований может повлечь признания судом недопустимости заключения, как доказательства, независимо от степени его научной обоснованности. Поэтому экспертная организация обязана знать нормы и правила судебных автотехнических экспертиз и скрупулезно контролировать выполнение исследования экспертом на этапах производства экспертизы, включая выход в суд.

Виды автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза относится к классу инженерно-транспортных экспертиз с подразделением на виды и подвиды. Судебная автотехника базируется на научных знаниях в области математики, физики, теоретической механики, экономики. Автотехника дополняется знаниями криминалистики, положений и норм уголовного, гражданского, арбитражного и административного права.

Предмет автотехнической экспертизы рассматривает обстоятельства: установление события и механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП); технического состояния транспортных средств (ТС) и дороги; организации дорожного движения; дорожно-транспортной ситуации (ДТС) перед происшествием; действий участников ДТП в ДТС.

АНО “НИИ СЭ” производит следующие автотехнические экспертизы:

  • исследование обстоятельств ДТП;
  • исследование технического состояния транспортных средств;
  • исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
  • исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Предметы, объекты и задачи автотехнической экспертизой

Исследование обстоятельств ДТП

Предметом экспертизы обстоятельств ДТП являются фактические данные о ДТП и версии обстоятельств участников ДТП. Объектами исследований являются материалы гражданского, уголовного, административного или арбитражного дела. Важно помнить, что эксперт не дает правовую оценку действий участников ДТП и не устанавливает виновность в совершении ДТП.

Экспертиза обстоятельств ДТП решает следующие задачи:

  • Определение скорости движения ТС перед, в момент и после ДТП или наезда на пешехода.
  • Определение места расположения ТС перед, в момент и после ДТП или в момент наезда на пешехода.
  • Определение тормозного и остановочного пути, расстояния преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени.
  • Определение траектории движения пешехода с момента возникновения опасности до наезда на него.
  • Установление момента возникновения опасности для движения.
  • Экспертная оценка, с технической точки зрения, действий участников ДТП на соответствие требование ПДД.
  • Определение должных действий участников ДТП в ДТС с точки зрения требований ПДД.
  • Определения наличия (отсутствия) технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости, в момент возникновения опасности для движения.
  • Определение причинно-следственной связи между установленным судом или следствием фактическими действиями водителя ТС и наступившим ДТП.
  • Установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и ДТП.
  • Установление обстоятельств и причин образования повреждений ТС.

Исследование технического состояния транспортных средств

Предметом экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС. Объектами исследований являются транспортные средства, их системы и агрегаты, узлы и детали. Объектами исследований также могут быть и материалы гражданского, уголовного, административного или арбитражного дела.

Экспертиза технического состояния ТС решает следующие задачи:

  • Определение технического состояния ТС, систем, узлов, агрегатов и деталей.
  • Установление причинно-следственной связи неисправности ТС с ДТП.
  • Определение степени влияния неисправности на ДТП.
  • Определение дефектов, качества сборки, ремонта и рекламациям ТС.

Исследование следов на транспортных средствах

Предметом экспертизы следов на ТС и месте ДТП являются следы, возникающие на ТС и месте ДТП. Объектами исследований являются транспортные средства, их системы и агрегаты, узлы и детали. Объектами исследований также могут быть и материалы гражданского, уголовного, административного или арбитражного дела.

Экспертиза следов на ТС и месте ДТП решает следующие задачи:

  • Определение места столкновения ТС.
  • Определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда).
  • Определения взаимного расположения ТС в момент столкновения.
  • Определение направления сил и моментов действующих на ТС при столкновении.
  • Установление факта подвижного или неподвижного одного из ТС в момент столкновения.
  • Установление механизма повреждения шин, причины и времени их образования.
  • Установление механизма повреждений резьбовых соединений, причина и время их образование.
  • Установление взаимосвязанности повреждений на ТС потерпевшего и на ТС страхователя.
  • Определение места наезда ТС на пешехода.
  • Определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда.
  • Определение скорости движения ТС по отбросу пешехода в результате наезда на него.
  • Определение направления движения пешехода относительно ТС.

Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости

Предметом данной экспертизы являются повреждения возникающие на ТС в следствии ДТП. Объектами исследований являются транспортные средства, их системы и агрегаты, узлы и детали. Объектами исследований также могут быть и материалы гражданского, уголовного, административного или арбитражного дела.

Экспертиза определения причин дтп

Исследуемые объекты и документы

Протокол осмотра ТС

Протокол осмотра места ДТП

Схема места ДТП

Акт осмотра ТС и его фотографии

Фототаблица места ДТП

Объяснения участников ДТП и свидетелей

Дислокация дорожных знаков и разметки

Справка о режиме работы светофорного объекта

Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции

Полезные статьи по данной тематике

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

Смотрите так же:  Вернуть деньги за купленный товар

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Возможно Вас заинтересует:

  • Приказ мю 2 Приказ Минюста России от 02.11.2018 N 229 "О внесении изменений в Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденную приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72" […]
  • Психолог в начальной школе учебно-практическое пособие Работа психолога в начальной школе РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ПРИЕМА И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА 2. ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ 2.1. Содержание […]
  • Институциональная экономика учебное пособие олейник Институциональная экономика. Олейник А.Н. В учебном пособии излагаются основы институциональной теории, раскрываются такие понятия, как норма, институт, трансакционные издержки и др. Рассматриваются теория игр и моделирование взаимодействий, […]
  • Приказ от 12032019 103 Приказ Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду” В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание […]
  • Приказ фсин мсч Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 августа 2016 г. № 642 “О внесении изменений в типовое штатное расписание медико-санитарной части, утвержденное приказом ФСИН России от 22 декабря 2014 г. № 743 «Об утверждении типовой структуры и […]
  • Красноярск мировой суд железнодорожного района Мировой судебный участок №46 Железнодорожного района г. Красноярска понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00 пятница: с 9-00 до 18-00 общественная приёмная: Понедельник - четверг с 9-00 до 17-00, пятница с 9-00 до 16-00 канцелярия, архив: понедельник с […]

Author: admin