Экспертиза качества импортных товаров

Таможенная экспертиза качества непродовольственных товаров

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сотрудничество таможенных органов РФ с таможенными органами других стран, значение в расширении международных связей ………..3

Таможенные режимы: транзит товаров; магазин беспошлинной торговли. Особенности помещения товаров под данный режим, начисление таможенных платежей и применение мер экономической политики…………………………………………………………………….9

Таможенная лаборатория, ее структура, функции, виды

1. Сотрудничество таможенных органов РФ с таможенными органами других стран, значение в расширении международных связей

В последние годы произошли большие перемены в экономике нашей страны. Одной из существенных перемен стала либерализа­ция внешнеэкономической деятельности. Вместо практически единственного в период существования СССР участника — Ми­нистерства внешней торговли СССР — право осуществлять сдел­ки с иностранными партнерами получили сотни и тысячи пред­принимателей — от крупных корпораций до мелких фирм и част­ных лиц, например предприятия без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Объем внешней торговли России в 2000 г. составил 136,6 млрд. долл. США, в том числе экспорт -102,8 млрд долл. США, импорт — 33,8 млрд долл. США. Рост внешнеторгового оборота по сравнению с 1999 г. составил 32,4 %, экспорта — 41,1, импорта — 11,5 %.

Основными торговыми партнерами России в 2000 г. были Гер­мания — 9,6 % всего товарооборота страны, Белоруссия — 6,8, Украина — 6,3, Италия — 6,2, США — 5,4, Китай — 4,5, Вели­кобритания — 3,9, Польша — 3,8, Нидерланды — 3,7 %.

Наряду с товаропотоками, пересекающими границы России по линии внешней торговли, весьма значительны объемы това­ров, перемещаемых через границы организациями и лицами в рамках туризма, служебных командировок, культурного обмена и других форм деятельности.

Увеличение потока товаров, перемещающихся через границы, требует постоянного контроля со стороны государства в плане как обеспечения развития экономики, так и обеспечения безопасно­сти граждан и самого государства. Так, любое государство заинте­ресовано в том, чтобы товары, которые в данной стране не вы­пускаются вообще или производятся по каким-то причинам в недостаточном количестве, поступали по импорту, а производи­мые у себя в достаточных объемах — экспортировались. Развитие импортно-экспортных связей в рациональных пропорциях и раз­мерах способствует укреплению национальной экономики, росту благосостояния населения.

Однако расширение импорта и экспорта товаров имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, увеличение им­порта продуктов питания в нашу страну, с одной стороны, спо­собствует, расширению возможностей населения удовлетворить свои насущные потребности, а с другой — создает определенные проблемы (и иногда весьма существенные) для отечественных производителей. Некоторые из них, не выдерживая конкуренции, вынуждены свертывать собственное производство. Аналогичная си­туация может складываться и по любым другим товарам. Так, волна импортной аудио- и видеотехники «смыла» с российского рынка в последние годы многих отечественных производителей.

В данной ситуации государству необходимо гибко и продуман­но регулировать внутренний рынок, а через него — все тесно свя­занные с ним экономические проблемы: в определенные перио­ды сдерживать потоки одних импортируемых товаров и стимули­ровать рост импорта других.

Здесь следует отметить, что вопросы сбалансированного регу­лирования импорта решаются не так легко, как может показаться на первый взгляд. Популярный в нашей стране призыв поддер­жать собственного производителя преломляется часто в попытки правительства или законодателей сильно ограничить поступление импортных товаров. В условиях действия таких ограничений наши производители якобы смогут быстрее встать на ноги, развернуть собственное производство и наполнить рынок отечественными недорогими товарами. Это простое решение часто бывает оши­бочным, и мы в последние годы не раз наблюдали, как попытки оградить рынок (и отечественного производителя) от засилья импортных товаров (т. е. от конкуренции) путем повышения, на­пример, ввозных пошлин на определенные товары приводило к тому, что уровень цен на данные импортные товары поднимался, а отечественные производители тотчас же поднимали цены на свою продукцию, даже не пытаясь при этом улучшить ее каче­ство, и продолжали при этом настаивать на дальнейших мерах по «защите отечественного производителя». Такое направление мо­жет привести только к повышению уровня цен на определенные товары, не давая никакой реальной экономической выгоды.

Вообще, как считают достаточно авторитетные экономисты, международный опыт свидетельствует о том, что серьезных эко­номических успехов добивались только те страны, внутренний рынок которых были максимально открыт для импорта, а отече­ственные производители вынуждены были работать в условиях жесточайшей конкуренции с зарубежными производителями. Здесь следует добавить, что проблема экономического развития страны не решается, естественно, только обеспечением открытости внут­реннего рынка. Для этого требуются комплексные меры поддерж­ки отечественного производителя, включающие рациональное налогообложение, финансово-кредитную поддержку, совершен­ствование и укрепление законодательной базы, судебную защиту прав предпринимателей и многое другое.

Во многом сходные проблемы стоят и в области регулирования экспорта товаров. Все государства так или иначе поощряют экс­порт своих товаров, что способствует накоплению валюты и име­ет ряд других положительных сторон. Общеизвестна одна из ха­рактеристик экономического благополучия страны, определяемая величиной превышения экспорта над импортом. Однако и здесь все не так просто. Так, в первые годы становления России как независимого государства, при появлении новых собственников, а также существенного спада производства в большинстве отрас­лей экспортировать стали черные и цветные металлы, оборудова­ние, транспортные средства, морские суда и др. Это привело к резкому падению цен на данные товары на мировом рынке, что вызвало негативную реакцию мирового сообщества. (Здесь можно отметить и отдельные курьезы. Так, некоторые страны, бывшие республики СССР, например Эстония, вошли в число крупней­ших мировых экспортеров цветных металлов.) В результате были приняты меры государственного регулирования, направленные на ограничение экспорта ряда товаров — установление вывозных пошлин на определенные виды продукции.

В целом государственная политика большинства государств в области регулирования экспорта сводится к поощрению вывоза продукции, в стоимости которой доля вложенного труда значи­тельно превышает долю, приходящуюся на использованное сы­рье. При этом на мировом рынке наиболее ценится наукоемкая продукция, при изготовлении которой вложена значительная доля самого дорогостоящего, умственного, интеллектуального труда. Так, один из лидеров мировой экономики — Япония — является крупнейшим экспортером, обладая при этом практически ми­нимальными собственными природными ресурсами. Приходится с сожалением констатировать, что в российском экспорте сей­час, как и 20 — 40 лет назад в экспорте СССР, преобладают сы­рьевые материалы и природные ресурсы — нефть, природный газ, лес и др.

Таким образом, государственное регулирование экспорта и импорта товаров есть объективная необходимость. От того, на­сколько грамотно и оперативно государство осуществляет это ре­гулирование, во многом зависит его экономическое развитие.

Практические задачи регулирования экспорта и импорта това­ров возложены в России, как и в большинстве других стран, на таможенную службу, через которую государство проводит в жизнь свою таможенную политику.

Экономическая политика государства включает множество на­правлений по реализации основных государственных задач, сфор­мулированных в Конституции РФ, других законодательных ак­тах, программах, международных договорах и других документах. Основные задачи России, как и многих других государств, — ус­тойчивый экономический рост, обеспечение экономической бе­зопасности и, как следствие, повышение уровня жизни населе­ния страны. Эти процессы в России проходят в условиях глубоко­го реформирования экономики и всей сферы государственного управления. Таможенная служба должна контролировать переме­щение всех товаров через границы. Перед ней поставлены следу­ющие задачи:

сбор всех установленных законодательством страны платежей за пересечение границ (пошлин, налогов, акцизов, сборов и др.); контроль количества и в необходимых случаях качества това­ров, пересекающих границы;

пресечение оборота запрещенных или ограниченных к обороту товаров, препятствие вывозу товаров и технологий, на которые наложены определенные ограничения законодательными актами или решениями правительства.

Суммы платежей, которые собирает таможенная служба, со­ставляют значительную долю доходной части бюджета России: в 2001 г. — 38 % доходной части бюджета. Экономическая политика России предусматривает развитие собственного производства. В об­ласти таможенной политики эта тенденция реализуется следую­щим образом — ввозные пошлины на сырье и полуфабрикаты устанавливаются в меньших размерах, чем на готовые изделия. Этим стимулируется ввоз сырьевых материалов, которые будут перерабатываться внутри страны, создавая предпосылки для ожив­ления работы отечественной промышленности, увеличения заня­тости населения и т. п. Некоторые виды импортного сырья, кото­рые отсутствуют в России, например хлопок, вообще освобожде­ны от уплаты ввозных пошлин.

Количество перемещаемых товаров контролируется в первую очередь для обеспечения правильности взимания платежей, так как именно от количества товара зависят суммы платежей. По­шлины (ввозные и вывозные) устанавливают за единицу изде­лия, выраженную либо в штуках, парах, комплектах и др., либо в килограммах, метрах, литрах и др.

Количество перемещаемых через границы товаров учитывается также в таможенной статистике, являющейся частью общегосу­дарственной системы учета.

Качество товара также иногда контролируется таможенной службой.

Экспертиза качества товара

Выигран конкурс на поставку товаров в медучреждение. Заказчик привык работать с импортным товаром, наша компания подалась на данные торги с отечественным производителем. В соответствии с графиком поставки осуществили поставку первой партии товара. По приближении срока поставки второй партии товара от Заказчика поступила устная претензия относительно качества товара и угроза проведения экспертизы качества товара и соответственно выдвижения требования замены товара на импортный. Предлагаемый нами товар полностью соответствует техническому задания Заказчика, имеет Рег.удостоверение, Декларацию соответствия, изготавливается по ТУ, утвержденному еще в 2002 году.

Смотрите так же:  Штраф за сруб елки в 2019

Какие существуют правовые методы урегулирования данного вопроса? Действительно ли Поставщик обязан будет осуществить замену товара после составления акта экспертизы качества и возможно ли будет ее обжаловать?

Ответы юристов (7)

Уважаемый Илья! Здравствуйте! Ну, устная претензия, все-таки не письменная еще… В любом случае, исходя из положений ст.452-453 ГК РФ договор может быть расторгнут при существенном нарушении его условий какой-либо из сторон. Действительно Заказчик может привлечь стороннего эксперта для проверки качества полировочных дисков. Это вообще право любого лица. И если по результатам экспертизы (там, товароведческой или иной) устанавливается брак товара, то конфликт неизбежен. В Вашем случае надо истребовать от Заказчика письменное обоснование претензий, причем по сути. Далее претензию перенаправить изготовителю продукции. Далее уже решать: либо проводить экспертизу с согласованием эксперта и вопросов, либо (если уж явные и неоспоримые недостатки) заменять товары на надлежащего качества.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день у вас в контракте есть пункт 4.9. Для проверки поставленных Поставщиком товаров, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчикможет провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могутпривлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Если у вас все разрешительные документы в порядке есть декларация соответствия то определить несоответствие товара крайне сложно — нужна экспертиза качества товара например специалистами Торговой палаты минимальная стоимость в пределах 25-30 т.р -за проведение экспертизы сомневаюсь что у больницы есть лишние деньги на проведение экспертизы как правило проводится визуальный осмотр и проверка документов на товар. Думаю Заказчик просто вас пугает реальные шансы что товар отправят на экспертизу при небольшой цене вашего договора минимальны у нас в учреждении такого не было не разу на экспертизу реально нет статьи расходов в смете- однако если экспертизу все -же проведут то нужно будет ждать заключение если вы уверены в качестве своего товара то экспертиза подтвердит его соответствие. Если нет и акт экспертизы будет отрицателен то естественно что в этом случае вам нужно будет менять товар на соответствующий условиям договора. Кроме того заказчик за невыполнение условий договора — может применять штрафные санкции прописанные у вас договоре. К следующей поставке отнеситесь самым внимательным образом подготовьте все документы на товар.

у вас договор заключен по ФЗ -44 менять спецификацию договора /существенные условия договора/ в частности страну производителя товара после состоявшихся торгов — вы не обязаны — это требование заказчика противоречит нормам ФЗ-44 -они это прекрасно знают по этому и просят устно .

устная претензия не может выступать в качестве претензии, направленной в соответствии с условиями договора, Гражданским кодексом РФ и законом ФЗ-44. Вместе с тем, если уже существуют какие либо претензии, то вероятно, заказчик будет проводить экспертизу товара, а уже потом будет направлять Вам письменную (официальную) претензию по качеству. Поэтому Вы можете сейчас самостоятельно провести в компетентном учреждении (тут смотреть какой товар) свою экспертизу, таким учреждением может выступить ТПП субъекта или иной экспертный центр. Соответственно, получив такое заключение (о соответствии товара условиям договора и спецификации), Вы можете настаивать на полном соблюдении Вами всех условий договора. Второй вариант, не проводить самостоятельно экспертизу, а ждать результатов экспертизы, которую проведет заказчик. Но — при проведении экспертизы заказчиком, Вы можете потребовать, чтобы Ваши представители также поставили вопросы экспертам, дали свое мнение о качестве товара, или пояснения по товару. Экспертизу обжаловать нельзя, также Вы можете после получения претензии не удовлетворить ее и не проводить замену товара. Тогда заказчик должен обратиться в суд, и вот в суде уже Вы будете ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, по результатам которой и будет вынесено судебное решение.

Здравствуйте, Илья! Дело в том, что заказчик вправе провести экспертизу самостоятельно, не привлекая экспертных организаций.

У вас есть риск того, что заказчик соберет комиссия из своих сотрудников, составит документ с подписями этих сотрудников, который назовет экспертным заключением.

И если придет в этом так называемом заключении будет сделан вывод о несоответствии товара требованиям, то заказчик будет вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, вернее отказаться от его исполнения.

В таком случае он направит вам уведомление о расторжении, которое вступает в силу по истечение 10 дней с момента получения.

При этом закон обязывает заказчика отменить решение об отказе от исполнения контракта в случае, если поставщик в указанные 10 дней исправит нарушения.

Но если заказчик решит идти до конца, то конечно же отменять решение он не будет ни при каких условиях.

Дальше вам придется подавать иск в суд с требованием о взыскании стоимости товара, скорее всего придется проводить судебную экспертизу.

В целом, если товар соответствует требованиям, то деньги вы в любом случае получите, вопрос только в том сколько времени это займет и сколько сил придется приложить.

Это просто один из вариантов развития событий, причем наверное самый неблагоприятный из возможных.

Вполне возможно, что претензий от заказчика не будет

Уточнение клиента

Владимир, в праве ли мы требовать от Заказчика проведения независимой экспертизы в сторонней экспертной организации?

24 Июня 2015, 11:05

Давайте, чтобы понятнее было, отвечу со ссылкой на закон.

В соответствии с частью 3 стать 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

То есть выбор способа экспертизы — это прераготива заказчика.

-предложить провести независимую экспертизу- можете- требовать не получится — решение о проведении экспертизы товара согласно вашего договора и ФЗ-44 принимает заказчик — его право провести экспертизу для этого он может заключать договор с экспертной организацией и заказчик должен ее оплатить сам либо может как отметил Владимир провести экспертизу товара собственной комиссией.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

ТЕМА XVI ПРИЕМКА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗА ИХ КАЧЕСТВА

Постоянное получение товаров, различных материаль­ных ресурсов является необходимым условием осуще­ствления деятельности любой организации. В связи с этим у руководства предприятий возникает задача орга­низовать приемку получаемых материальных ценностей, проверку их количества и качественного состояния.

С учетом вида обязательства, регулирующего переда­чу имущества, необходимо различать: а) приемку товара непосредственно покупателем во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товара от органов транспорта.

Порядок получения товара от органов транспорта ре­гулируется транспортными уставами и кодексами и правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчи­ка и когда перевозчик не должен участвовать в провер­ке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то надлежит по­мнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте — проставление записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несохранности товара, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.

Приемка товара, передаваемого продавцом либо полу­чаемого от органа транспорта без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.

Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г . предусматрива­ют (п. 38, 45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденны­ми Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструк­ция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потреб­ления по количеству 1965 г . № П-6 и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-техничес­кого назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г . № П-7 (далее — Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).

Эти инструкции крайне несовершенны, архаичны, требуют радикального обновления. Взамен им в 1991 г . были подготовлены хорошие проекты новых инструк­ций. Однако с распадом бывшего СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирова­ния порядка приемки остается и требует своего реше­ния.

Названные инструкции продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Сторо­ны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитра­жа СССР как факультативно применяемым нормам. Более того, если такое условие не включено в договор, од­нако получатель провел приемку в соответствии с инст­рукциями о приемке по количеству или качеству, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практи­ка признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходи­мость учитывать и соблюдать требования этих инструк­ций, обучать работников проведению приемки и оформ­лению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.

Важно учитывать соотношение инструкций с норма­тивными документами и договором. В стандартах всех уровней (ГОСТах, ОСТах, СТП) нередко предусматри­ваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствую­щем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то приме­няются нормы стандарта.

Смотрите так же:  Мировой суд игрим

Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отно­шению к таким стандартам инструкции о приемке по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не опреде­лены самим стандартом.

Статья 474 ГК РФ требует, чтобы порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, были одинаковыми. Это предполагает не­обходимость согласования в договорах порядка прием­ки товаров по качеству. Согласно п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договора, определяющие порядок приемки, дол­жны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Контрагенты должны обеспечить, чтобы условия договоров в части порядка приемки кор­респондировали стандартам, их требованиям.

Пункт 2 ст. 513 ГК РФ, устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в по­рядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о приемке по количеству и качеству. Сторо­ны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом це­лесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегу­лированных стандартами и договором, порядок прием­ки определяется названными инструкциями.

Порядок приемки по количеству и качеству внешне сходен. Однако в их содержании имеется важное отличие, влияющее на всю процедуру приемки. Дело в том, что при выявлении дефектов товара этот товар продолжает су­ществовать (кроме скоропортящегося). Забракованное из­делие можно вновь, причем неоднократно, экспортировать и в конце концов достаточно точно определить, когда, где и по какой причине возникли дефекты.

Установление недостачи характеризуется одномоментностью и невоспроизводимостью обстоятельств, при которых обнаружена недостача. Если при вскры­тии вагона или автофургона установлено отсутствие ящика сливочного масла или пары коробок обуви, то вторично воспроизвести всю ситуацию приемки через день и даже через час уже невозможно. Отсюда необхо­димость точного и детального отражения в документах всех обстоятельств приемки, поскольку только на основе анализа документов можно судить о достоверности утверждения комиссии о существовании факта недо­стачи.

В самой приемке принято выделять несколько эта­пов.

Первый этап — процесс выгрузки товара из транс­портного средства: вагона, автомобиля, контейнера, когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. В момент выгрузки проверяется:

а) в части количества — вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то здесь же проверяется вес нетто, а так­же количество единиц товара в каждом месте — откры­том ящике, корзине, связке;

б) в отношении качества на первом этапе проверяет­ся наличие внешних повреждений, которые могли воз­никнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Здесь же должны быть зафиксированы механические по­вреждения тары — поломка, наличие признаков вскры­тия.

По смыслу инструкций о приемке по количеству и качеству на первом этапе, т.е. при выгрузке товара, при­емка производится не менее чем двумя лицами, назначае­мыми руководителем организации. Это складские работ­ники или иные лица.

Количество выгруженного товара сопоставляется со сведениями, указанными в транспортных и сопроводи­тельных документах. Сопроводительные документы — это вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши, ярлыки и т.п. При отсутствии таких документов про­веряется фактическое количество поступившего товара.

В случае обнаружения на первом этапе факта недо­стачи или повреждения товара получатель должен оп­ределить порядок дальнейшей приемки. Здесь действу­ют следующие правила.

Дальнейшая приемка по количеству проводится ко­миссией, в состав которой входят представители поку­пателя и поставщика. Когда поставщик и покупатель находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представителя поставщика, а тот должен явиться в на­значенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, лишь если это пре­дусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен извес­тить, будет ли выслан его представитель и когда он при­будет.

Выезд представителя поставщика предусматривается редко, поскольку такой представитель обычно не может установить истину. Более эффективно включение в дого­вор условия, обязывающего покупателя незамедлитель­но извещать поставщика об обнаруженной недостаче и ее размере. Такой порядок затрудняет злоупотребления и усиливает возможности контроля за правильностью приемки.

Целесообразно предусматривать вызов поставщика для участия в приемке товара, отгруженного в таре, если в одном из мест обнаружена недостача. В этом случае дальнейшая приемка должна приостанавливаться. Про­верка остальных невскрытых мест с товаром произво­дится получателем уже с участием поставщика. Такой порядок также затрудняет возможность злоупотребле­ний.

Для проверки качества товаров, если обнаружены ка­кие-либо дефекты, покупатель всегда обязан вызвать представителя одногороднего поставщика. Вызов пред­ставителя иногороднего поставщика необходим, когда это предусмотрено в договоре. Если представитель постав­щика не явился или его вызов необязателен, то для даль­нейшей проверки товара вызывается эксперт. Эксперты приглашаются из отделов товарных экспертиз при госторгинспекциях, из экспертных бюро при торгово-про­мышленных палатах либо специализированных экспер­тных организаций. Для определения качества продукции производственного назначения, т.е. не предназначенной для розничной продажи, необходимость экспертной про­верки не предусмотрена.

При неявке представителя поставщика или отказе эк­спертной организации в выделении эксперта дальней­шая приемка производится комиссией. В нее входят лица, начинавшие приемку. Кроме того, включается представи­тель, приглашенный из другой организации, либо из чис­ла лиц, уполномоченных профсоюзной организацией по­лучателя. Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.92 № 21 «О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-тех­нического назначения и товаров народного потребления ненадлежащего качества (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 № 13)* при отсутствии на фирме профсоюзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудо­вым коллективом. Представитель по своему образованию или опыту работы должен быть компетентен в опреде­лении качества товара. Не могут назначаться представи­телями материально ответственные лица, бухгалтерские работники и юристы.

* Вестник ВАС РФ. 1993. № 2; № 9.

По результатам первого этапа приемки инструкции о приемке по количеству и качеству предусматривают составление акта приемки. Однако такой акт носит про­межуточный характер. Поэтому получатели обычно не составляют акт по первому этапу приемки, а оформляют его по итогам приемки в целом, хотя это и не согласует­ся с требованиями названных инструкций.

Требования к составлению актов и их содержанию ус­тановлены инструкциями о приемке по количеству и качеству. В акте, в частности, должно указываться место проведения приемки, часы начала и окончания, фами­лии и должности членов комиссии. Представитель, в том числе от поставщика, обязан иметь удостоверение на пра­во участия в приемке. Номер и дата удостоверения от­ражаются в акте, а само удостоверение прилагается к акту.

Для подтверждения довода об отсутствии в посту­пившем контейнере или автофургоне какого-то количе­ства товара получатель обязан представить акт о недо­стаче. В акте необходимо указывать, проверялось ли количество товара при выгрузке из транспортного средст­ва либо на складе покупателя. Отражаются данные о це­лостности транспортного средства, описывается содер­жание оттиска пломб. При приемке на складе покупателя в акте указывается, как была обеспечена сохранность то­вара до момента приемки. Описывается наружная мар­кировка тары, сохранность контрольных лент, наличие или отсутствие следов вскрытия тары. Акт, составлен­ный в полном соответствии с Инструкцией о приемке по количеству, не способен достоверно свидетельствовать о том, что существовала ли в действительности недостача, когда и по чьей вине она образовалась. Дефекты инст­рукций можно преодолевать, ужесточая в договорах тре­бования к порядку приемки.

В случае, когда определение количества товара требу­ет использования измерительных приборов (весов, мер­ников и т.п.), в акте отражается то, каким измеритель­ным прибором определялось количество, а также данные о его поверке контрольным органом.

Выборочная проверка качества части товара с распрос­транением результатов проверки этой части на всю партию допускается в случаях, установленных стандартом на то­вар или договором. Если такая возможность не предус­мотрена, то проводится сплошная проверка. Отбор проб для выборочной проверки оформляется отдельным актом. Результаты исследования образца (пробы) должны содер­жать данные о том, от кого и в каком состоянии поступил образец. Результаты исследования образца отражаются в акте, к которому прилагается заключение об анализе об­разца.

В акте о ненадлежащем качестве товара указывает­ся стандарт или иной документ, на соответствие которо­му проверялось качество. Называется номер этого стан­дарта, а если качество проверялось по образцу или договору, то приводится ссылка на договор или показатели образца.

Комиссия отражает в акте точное количество забра­кованного товара, степень понижения качества — в про­центах или долях. Указывается характер дефектов, де­лается заключение о возможности исправить дефекты в месте нахождения товара, т.е. у покупателя.

В актах должно даваться заключение о месте, време­ни и причинах порчи товара. Если такие сведения от­сутствуют, то порча признается случайной и риск убыт­ков ложится на собственника, каковым в большинстве случаев является покупатель.

Акт подписывается членами комиссии и утвержда­ется руководителем организации.

Весьма важно соблюдение сроков приемки. Самое общее указание о сроках обнаружения недостатков дает­ся в ст. 477 ГК РФ. Согласно этой норме приемка товара должна быть проведена в разумные сроки. Инструкции о приемке по количеству и качеству регламентируют сроки более детально. Согласно им приемка на первом этапе, т.е. при выгрузке из транспортных средств, осуще­ствляется в сроки, установленные для выгрузки товара. Одновременно составляется акт по результатам первого этапа приемки.

Сплошная приемка всей партии по количеству со вскрытием тарных мест проводится на складе получате­ля в 10-дневный срок.

Смотрите так же:  Приказ минфин 34 от 290798

Проверка качества всего товара, кроме внешних по­вреждений, которые должны фиксироваться в момент выгрузки, проводится в 20 дней, а скоропортящихся про­дуктов — в 24 часа с момента получения.

Товары, на которые установлены гарантийные сроки либо сроки годности, могут проверяться и актироваться в пределах этих сроков. Статья 477 ГК РФ устанавлива­ет, что недостатки товара, на который отсутствуют гаран­тийные сроки, могут актироваться в пределах двух лет со дня получения товара, если договором не предусмот­рены более длительные сроки.

Существуют также сроки использования товара. Они составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором. Акты о выявленной недоброкачествен­ности в пределах срока использования товара должны составляться применительно к Инструкции о приемке по качеству.

Есть несколько типичных ситуаций, возникающих при проверке товара. Так, если товар получен на складе поставщика по акту сдачи-приемки, это не лишает поку­пателя права провести внутриместную приемку по коли­честву после доставки товара на свой склад. Может быть проверено также качество товара. Однако продавец бу­дет отвечать лишь за такие недостатки, которые не могли возникнуть из-за ненадлежащей погрузки или транс­портировки. В данной части качество принятого от про­давца товара составляет риск получателя.

Инструкция о приемке по качеству допускает пере­проверку поставщиком возвращенных ему забракован­ных товаров в случаях, предусмотренных договором с покупателем.

Имеются особенности приемки для отдельных кате­горий покупателей. Так, оптовые и иные посреднические организации, переотправляющие товар в закрытой таре предприятия-изготовителя, при получении товара про­веряют лишь число мест товара. Содержимое мест учи­тывается по сопроводительным документам и наружной маркировке тары.

Сплошная приемка со вскрытием тары и проверкой количества и качества товара в каждом тарном месте проводится посредником в случаях поступления товара в открытой таре, поврежденной таре, таре без наружной маркировки, а также при наличии признаков несохран­ности товара (наружные потеки, шорох от боя при пе­ремещении и т.п.).

Внутриместная приемка со вскрытием тары приводит­ся также в случаях, предусмотренных договором с ко­нечным покупателем. Такой порядок устанавливается, когда товар подлежит переотправке отдаленным потре­бителям, для которых затруднены проверка и возврат товара при обнаружении дефектов.

При отгрузке товара, подвергавшегося перепроверке, посредник наряду с документами изготовителя выписы­вает и прилагает собственные сопроводительные доку­менты, удостоверяющие количество и качество товара. Изготовитель уже не несет ответственности за те недо­статки, которые могли образоваться по вине посредника.

В остальных случаях посреднические организации пе­реотправляют товар по количеству мест и весу брутто без проверки содержимого мест и фактического качества то­вара.

Определенными особенностями характеризуется приемка импортных товаров. Если требования к при­емке не установлены контрактом, то следует руководст­воваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров, составления и направления рекла­мационных актов. Инструкция утверждена бывшим Го­сарбитражем СССР 15 октября 1990 г . и действует в качестве документированного обычая делового оборота.

Акты приемки по количеству и качеству должны со­ставляться раздельно по каждой партии товара, отгру­жаемой по одной международной транспортной наклад­ной. Не допускается составление одного общего акта на товары, поступившие по разным контрактам или от раз­ных поставщиков. Акты должны быть отпечатаны на машинке. Подчистки и исправления в актах приемки и экспертизы не допускаются.

Если при проверке обнаружены изделия с дефекта­ми от механического воздействия (проколы, поломки, по­тертости и т.п.), то эксперт должен дать описание де­фекта, отразить состояние упаковки, указать количество изделий с такими недостатками.

Акт приемки или экспертизы и основанная на них претензия направляются в кратчайший (прежде действо­вал 7-дневный) срок организации, по счету которой по­лучен и оплачен товар. Эта организация переотправляет документы импортеру для заявления требования к ино­странному поставщику.

Грузополучатель должен сохранять забракованные импортные товары до получения указания импортера. Товары должны сохраняться в упаковке иностранного поставщика, а когда это невозможно, то упаковка должна сохраняться отдельно.

В торговых отношениях покупатель обязан вызвать эксперта для проверки качества товара в следующих случаях: а) если одногородний продавец по вызову по­купателя не направил своего представителя, б) если вы­зов представителя иногороднего продавца не предусмот­рен договором либо на посланный покупателем вызов продавец в суточный срок не сообщил о направлении представителя. Экспертиза может назначаться также по соглашению сторон либо по инициативе покупателя.

В зависимости от назначения различают несколько видов экспертизы. Существует экологическая эксперти­за — для определения воздействия товара на человека и окружающую среду. Может проводиться экономическая экспертиза — для проверки правильности расчета цены на товар в зависимости от величины производственных, транспортных и иных затрат. Технологическая экспер­тиза позволяет установить соответствие изделия техно­логическим режимам и производственным нормативам.

Для коммерческой деятельности наиболее актуальна товарная экспертиза, состоящая в определении соответ­ствия товара стандартам и условиям договора, факти­ческой сортности, причин брака или снижения качества. Очень часто товары теряют свое качество из-за наруше­ния правил упаковки, неправильного хранения или транспортировки. Экспертиза позволяет установить та­кие причины и предложить способы предупреждения потерь.

Товарная экспертиза проводится бюро товарных экс­пертиз при госторгинспекциях, экспертными отделами при торгово-промышленных палатах, специализирован­ными экспертными организациями, например компани­ей «Мосэкспертиза».

По организационным признакам экспертизы делятся на первичные, т. е. назначаемые для проверки качества опреде­ленного товара впервые, и повторные. Различаются также основная экспертиза и дополнительные, проводимые из-за неполноты или нечеткости основной экспертизы.

Повторная экспертиза чаще всего проводится по по­становлению следственных и судебных органов. Возмож­но оспаривание актов экспертизы заявлением на имя руководителя экспертного учреждения. Такой руководи­тель вправе при наличии оснований назначить повтор­ную экспертизу.

В связи с возбужденным делом экспертиза может на­значаться постановлением арбитражного суда или след­ственного органа. Такая экспертиза поручается Феде­ральному центру судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ или иной экспертной организации.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением, подписываемым экспертом и заверяемым печатью экспертного учреждения.

Следует учитывать и использовать возможности до­говора для повышения достоверности приемных доку­ментов и пресечения злоупотреблений со стороны недо­бросовестных контрагентов. Возможности договора в деле совершенствования приемки товаров (как и мно­гих других вопросов) чрезвычайно велики.

Повышению достоверности результатов приемки слу­жит, например, установление в договорах обязанностей получателей:

1) сохранять пломбу от вагона или контейнера в со­стоянии, позволяющем проверить экспертным путем ее принадлежность отправителю и отсутствие фальсифи­каций;

2) проверять вес каждого тарного места товара в слу­чае указания продавцом на ящиках или коробках веса таких мест. При выявлении несоответствия веса отдель­ных ящиков данным маркировки вызывать представи­теля продавца и проводить внутриместную приемку только с его участием. Подобный порядок может предус­матриваться в отношении любых товаров, отгружаемых в закрытой таре, — обуви, часов, электро- и радиоаппа­ратуры и т.п.;

3) при обнаружении недостачи хотя бы в одном тар­ном месте приостанавливать дальнейшую приемку и вы­зывать представителя продавца для совместного вскры­тия и проверки содержимого остальных мест;

4) в случае обнаружения боя товаров, в том числе то­варов в стеклянной таре, требовать сохранять бой для предъявления поставщику.

Следует регулярно анализировать акты приемки, со­ставляемые вашими покупателями на недостачу и пор­чу товаров, полученных от определенных поставщиков. Их анализ позволяет выявить места систематического возникновения потерь, хищений и даже установить кон­кретных лиц, у которых они происходят, для принятия соответствующих мер.

Так, если при отгрузках каким-либо из складских ра­ботников чаще поступают претензии от получателей по поводу недостач, то скорее всего надо заменять этого ра­ботника. Если при постоянных связях один из получа­телей чаще других шлет продавцу претензии, то следует посмотреть по актам, кто персонально составляет акты у этого получателя. Таким путем можно проконтролиро­вать правильность приемок, предложив покупателю от­странить данного работника от приемки либо просто прекратить договорные отношения с таким покупателем.

Возможно Вас заинтересует:

  • Лбг как получить паспорт рф Как получить статус ЛБГ в УФМС, без справки о непринадлежности к другой стране? я серикова татьяна михалойвна с сыном приехали с узбекистана в россию в 1999 году , ему тогда было 3 года , он не был прописан и имеет только свидетельство о […]
  • Минздравсоцразвития приказ 328 Действующая редакция ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 (ред. от 24.05.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН" ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "ОБ […]
  • Пособие по беременности и родам в казахстане изменения Пособие на детей: сколько получают казахстанки в декрете В целях улучшения рождаемости и содействия воспитанию детей в семье государство оказывает социальную поддержку семьям, имеющим детей, в виде социальных выплат и пособий. О том, сколько […]
  • Развод в 43 года Для мужчин развод – трагедия, для женщин – необходимость Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru изучил отношение россиян к разводу и выяснил, что для большинства наших сограждан (64%) разрыв брачного союза – грустный, но порой […]
  • Бланк заявление на выдачу денег в подотчет Как в 2019 году выдавать деньги из кассы под отчет Выдача денег в подотчет из кассы в 2019 году В августе 2019 года Центробанк внес изменения в правила выдачи денежных средств из кассы. В чем суть этих нововведений и как теперь работать с […]
  • Приказ о выпускном в школе Приказ о проведении выпускного вечера ПРИКАЗ 05.02.2016 п.Нижнегорский №48 о проведении выпускного вечера В соответствии со ст.32 «Компетенция и ответственность ОУ «Закона РФ «Об образовании», и в связи с окончанием школы […]

Author: admin