Гражданско-правовая ответственность за нарушение персональных данных

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Защита персональных данных

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права

Понятие защиты персональных данных работника

Основополагающие нормы, регулирующие отношения по поводу персональных данных, содержатся в Федеральном законе «О персональных данных». В соответствии с п. 1 ст. 3 этого Закона персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Г К РФ под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Оценочный характер данного определения отражает лишь общий подход законодателя к категории персональных данных работника. Работодатель может собирать и обрабатывать не любую информацию о лице, являющемся его работником, а лишь ту, которая непосредственно связана с его трудовым правоотношением.

Защиту персональных данных работника можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, это гарантии, закрепленные в трудовом праве, которое представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по поводу персональных данных работника. Во-вторых, это система мероприятий организационно-правового характера, направленных на реализацию законодательных положений и выражающих политику работодателя в данной сфере. В-третьих, это обеспечение субъективного права работника на защиту своих персональных данных.

Смотрите так же:  Закон 379 фз

Информационные отношения возникают как между работником и работодателем, так и между каждым из них и третьими лицами. Отношения между работником и работодателем являются основными информационными отношениями. Поэтому их регулированию в законодательстве о труде отдастся приоритет. Работник не только обязан предоставлять сведения о себе, но и имеет право получать достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 ТК РФ). Каждый работник имеет право на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 3 ст. 219 ТК РФ). Статья 210 этого Кодекса содержит термин «единая информационная система охраны труда». Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК РФ). Работодатель обязан предоставлять представи телям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением (ст. 22 ТК РФ).

Определенные нормы отечественного кодифицированного закона о труде регулируют отношения по поводу конфиденциальной информации. Согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случаях разглашения работником охраняемой законом тайны, ставшей известной ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ). На работника возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну. В соответствии с ч. 8 ст. 37 ТК РФ участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с велением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в установленном законодательством порядке. Персональные данные гражданина в соответствии с действующими нормативными актами относятся к сведениям конфиденциального характера 1 . Поэтому положения ТК РФ по поводу охраняемой законом тайны также относятся к персональным данным работника.

В рыночных условиях хозяйствования эффективность и результативность деятельности работодателя непосредственным образом связаны с ее своевременным обеспечением информационными ресурсами. Деятельность работодателя в отношении персональных данных работника регулируется императивными нормами, что обусловлено публичной составляющей отрасли трудового права в целом и института защиты персональных данных работника в частности. Право на защиту персональных данных имеет абсолютный характер. Оно предоставлено каждому работнику безотносительно к размеру его вклада в достижение организацией поставленных задач. Поэтому согласно п. 9 ст. 86 ТК РФ работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны.

Свое право на защиту персональных данных работники могут реализовать путем свободного бесплатного доступа к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника; путем определения своих представителей для защиты своих персональных данных; путем получения полной информации о персональных данных и их обработке; путем предъявления к работодателю требования об исключении или исправлении неверных либо неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением законодательных требований; путем обжалования в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке и защите персональных данных работника и др. (ст. 89 ТК РФ).

Состав персональных данных

При определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами (п. 2 ст. 86 ТК РФ). В своей деятельности работодатель использует документы двух видов. Первую группу документированной информации представляет работник при заключении трудового договора. Документы второй группы работодатель формирует самостоятельно. Трудовая книжка работника может относиться как к первой, так и ко второй группе документов. Это зависит от того, имеется она у работника до возникновения трудовых отношений с данным работодателем или заполняется впервые.

Документы первой категории в ТК РФ названы «документами, предъявляемыми при заключении трудового договора» (ст. 65). К ним относятся паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета; документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний; иные документы, необходимость предъявления которых предусмотрена законодательством. Перечисленные документы содержат фотоизображение работника, информацию об имени, фамилии, отчестве, дате и месте рождения, состоянии в браке, составе семьи, месте регистрации, отношении к воинской службе, гражданстве, времени, месте получения образования, специальности работника.

Вторая группа документов создается работодателем. В подзаконных актах она обозначается как «первичная учетная документация по учету труда и его оплаты». К ним относятся приказы (распоряжения) о приеме, перемещении работника, расторжении трудового договора с ним, поощрении работника, а также личная карточка работника, документы по расчетам с персоналом по оплате труда. Помимо сведений, дублирующих положения первой группы документов, они содержат информацию об общем и непрерывном стаже работы, датах приема и переводов на другую работу, структурном подразделении, решении аттестационной комиссии, повышении квалификации, профессиональной переподготовке, поощрениях и наградах работника, сроках и видах отпусков, социальных льготах, на которые работник имеет право.

Ответственность за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных работника

В соответствии с действующим законодательством предусмотрено несколько видов ответственности за нарушение норм в области защиты персональных данных (гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административная и уголовная). Для отдельных составов правонарушений установлены санкции в отношении не только физических и должностных, но и юридических лиц. Таким образом, привлечение к отдельным видам ответственности возможно и для работников, и для работодателей.

Статья 150 ГК РФ к числу неотъемлемых и неотчуждаемых нематериальных прав, подлежащих правовой защите, относит личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Гражданско-правовая ответственность за посягательство на неприкосновенность частной жизни непосредственно связана с категорией морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные, заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ). Кроме того, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина (ст. 152 и 153 ГК РФ). Разъяснения вопросов, связанных с причинением морального вреда, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).

Материальная ответственность работника за разглашение сведений, относящихся к персональным данным других работников, возлагается на него в полном размере причиненного ущерба (п. 7 ст. 243 ТК РФ). Случаи полной материальной ответственности являются исключениями из общего правила, что подтверждает особое значение института защиты персональных данных работников в отечественном трудовом праве.

Дисциплинарная ответственность в виде увольнения наступает для работника, разгласившего охраняемую законом тайну (в том числе персональные данные другого работника). Однако необходимо, чтобы эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей (поди, «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ). В соответствии со ст. 192 ТК РФ привлечение работника, совершившего дисциплинарный проступок, является правом, а не обязанностью работодателя. При наложении дисциплинарного взыскания работодатель должен учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Поэтому вместо увольнения работодатель вправе наложить на виновное лицо взыскание в виде замечания или выговора. Права и обязанности работника в отношении доступа к персональным данным других работников определяются сто трудовой функцией, другими условиями трудового договора, а также содержанием локальных нормативных правовых актов, определяющих перечень его должностных обязанностей.

Административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 тыс. до 0,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 0,5 тыс. до 1 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)). Разглашение информации ограниченного доступа лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,5 тыс. до 1 тыс. руб.; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 13.14 КоАП РФ).

Смотрите так же:  Modern combat 3 лицензия

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена ст. 137 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ). Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере защиты персональных данных

Говорить о необходимости организации защиты персональных данных и обязанностях операторов ПДн можно долго. Но, как заведено, лучшим стимулом для проведения мероприятий, необходимых для соблюдения требований законодательства о защите ПДн, является знание, а что же будет, если ничего не делать, за какие нарушения и какая ответственность может быть предусмотрена за несоблюдение требований законодательства о защите персональных данных.

Соблюдение законодательства о защите персональных данных

Напомним, что функции контроля (проверок) соблюдения требований законодательства о защите персональных данных осуществляются органами государственной власти – Роскомнадзор (далее — Уполномоченный орган), ФСТЭК России и ФСБ России, при этом:

  • Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций) — в соответствии со статьёй 23 закона № 152-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 является уполномоченным органом по защите прав субъектов ПДн и осуществляет надзор за соблюдением операторами требований законодательства при обработке ПДн;
  • ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) — осуществляет контроль и надзор за методами и способами защиты информации в информационных системах персональных данных (ИСПДн) с использованием технических средств;
  • ФСБ России (Федеральная служба безопасности) — осуществляет контроль и надзор за методами и способами защиты информации в ИСПДн с использованием криптографических средств защиты информации.

В настоящее время действует правоприменительная практика в части привлечения к ответственности за нарушение требований законодательства о защите персональных данных, но пока еще остается ряд нерешенных вопросов.

В соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Федеральный закон «О персональных данных») лица, виновные в нарушении требований данного закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Чтобы определить конкретные виды штрафов, необходимо обратиться к первоисточникам — кодексу об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), уголовному и трудовому кодексам (далее — УК РФ и ТК РФ соответственно). Рассмотрим возможные меры ответственности.

В соответствии с нормами Российского законодательства к уголовной ответственности могут быть привлечены исключительно физические лица, совершившие преступление, посягающее на интересы личности, общества и государства.

Можно говорить, что именно нормы УК РФ отражают «основную цель» Федерального закона «О персональных данных» — защиту интересов субъектов. В частности, предусмотрена ответственность за следующие виды преступлений:

  • незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Отягчающим обстоятельством по данному виду нарушений признается данное правонарушение, совершенное с использованием своего служебного положения (ст. 137 УК РФ);
  • за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 272 УК РФ).

Уголовная ответственность за указанные выше виды нарушения возможна различная:

  • штраф до 300 тыс. руб.;
  • обязательные работы от 120 до 180 часов;
  • исправительные работы до 1 года;
  • лишение свободы до 4-х лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет.

Также к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, оказывающие услуги по технической защите информации и не имеющие соответствующей лицензии, либо осуществляющие деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (более 1 500 тыс. руб.). Речь идет об уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Отягчающим признаком по данной статье признается совершение преступления организованной группой лиц, либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (более 6 000 тыс. руб.). По данной статье также может быть применено наказание в виде штрафа в размере до 500 тыс. руб., лишение свободы на срок до 5 лет.

Таким образом, операторам персональных данных не стоит забывать, что оказывать консультационные услуги по подготовке организационно-распорядительной документации и услуги, в части технической защиты информации, могут только лицензиаты ФСТЭК России, т.е. организации, имеющие соответствующих специалистов.

Перечень нарушений, предусматривающих ответственность за нарушение требований законодательства в сфере персональных данных, в КоАП РФ более широк. И в соответствии с нормами законодательства субъектом правонарушения может быть юридическое лицо, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностное лицо, а также граждане.

Перечень возможных нарушений приведён в таблице.

Несмотря на значительный перечень статей, по которым операторы ПДн, а также их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, существующая статистика показывает несколько иную картину.

В 2012 году Уполномоченным органом проведено 874 плановых проверки из 991 запланированных. Проведены также 663 внеплановые проверки.

Сравнительная динамика количества проверок Уполномоченного органа за последние 3 года представлена на диаграмме 1.

Как и в предшествующие годы, в 2012 году продолжился рост количества административных правонарушений. Уполномоченным органом составлено 5359 протоколов об административных правонарушениях (2011 год — 4901, 2010 год — 2996).

Динамика количественных показателей государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных представлена на диаграмме 2.

Выявленные правонарушения были классифицированы по ст. 19.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Уполномоченный орган сведений, необходимых для реализации его функций, а также по ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение ранее выданных предписаний.

Увеличение общего количества проверок данных Операторов напрямую связано с ростом числа жалоб граждан. В 2012 году наблюдался рост гражданской активности в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов персональных данных, но, несмотря на это, также наблюдается ежегодный рост количества административных правонарушений в области персональных данных. Так, в 2010 году количество выявленных административных правонарушений по сравнению с 2009 годом выросло в 55 раз, в 2011 году — в 2 раза в сравнении с показателями 2010 года соответственно. По результатам проведённых проверок в отношении операторов выдано 193 предписания об устранении выявленных нарушений, что составляет 14 % от общего количества выданных предписаний в 2012 году, направлено на рассмотрение в суды 533 протокола об административных правонарушениях, что составило 10 % от общего числа составленных протоколов об административных правонарушениях в 2012 году.

Мировыми судьями, по результатам рассмотрения 4786 направленных материалов, были приняты постановления о привлечении операторов к административной ответственности в форме штрафа на общую сумму 8 млн. 680 тыс. 150 рублей.

Динамика роста сумм административных штрафов за три последних года, наложенных судами на основании материалов Уполномоченного органа, представлена на диаграмме 3.

В качестве типичных для данных категорий Операторов можно выделить следующие нарушения:

а) п. 13 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687 в части, касающейся отсутствие у оператора места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей), перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;

б) п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» – обработка персональных данных допускается Оператором, в случае если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

в) ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» – отсутствие в поручении лицу, которому оператором поручается обработка персональных данных, обязанности соблюдения конфиденциальности персональных данных и обеспечения их безопасности, а также требований к защите обрабатываемых персональных данных;

Смотрите так же:  Страховка на шкоду фабия

В 2012 году Уполномоченным органом по выявленным фактам нарушения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных в органы прокуратуры в 710 случаях направлены соответствующие материалы. По итогам рассмотрения направленных материалов органами прокуратуры в 164 случаях были приняты решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ и вынесены постановления суда о привлечении операторов к административной ответственности в форме штрафа на общую сумму 197 тысяч рублей, в 113 случаях принимались иные меры прокурорского реагирования (вносились представления, направлялись предостережения). В остальных случаях органами прокуратуры принимались решения об отказе в возбуждении административного производства в связи с истечением срока давности.

Итоги рассмотрения материалов, направленных в органы прокуратуры в 2012 году, представлены на диаграмме 4.

В тоже время из инцидентов с персональными данными только 62% можно отнести непосредственно к утечкам, произошедшим ввиду несоблюдения Операторами требований по обеспечению их конфиденциальности и безопасности, в остальных 38% — установлены факты нарушения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных в части передачи персональных данных без соответствующего согласия (передача коллекторам в целях взыскания задолженности, передача третьим лицам в рамках поручения по обработке персональных данных и т.д.).

В большинстве своём факты утечек были связаны с несанкционированным распространением персональной информации, содержащейся на бумажных носителях, допущенным различными операторами, в том числе учреждениями здравоохранения, осуществляющими обработку специальных категорий персональных данных (состояние здоровья).

Как правило, в результате проведённой проверки Уполномоченным органом оператор ПДн получает предписание на устранение выявленных нарушений. Если же после проведения повторной проверки оператор не устранил ранее выявленные нарушения, то специалистами Роскомнадзора предпринимаются следующие шаги:

  • составление протоколов об административных правонарушениях, а в дальнейшем вынесение постановления о привлечении операторов к административной ответственности;
  • направление материалов проверок в органы прокуратуры.

Также административная ответственность может быть применена в отношении лиц, оказывающих услуги по технической защите информации, в частности, за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (ст. 13.12 и 19.20 КоАП РФ).

Ответственность за нарушения трудового законодательства

Необходимо понимать, что деятельность оператора ПДн — это в первую очередь деятельность сотрудников организации по обработке персональных данных. При проведении мер по защите персональных данных важно не только разработать организационно-распорядительные документы, установить систему средств защиты, но и ознакомить, а в ряде случаев и обучить сотрудников правилам работы с персональными данными. Ведь в случае недобросовестной работы сотрудника с персональными данными пострадает сама организация.

Таким образом, необходимо, чтобы работники помнили, что в соответствии с ТК РФ разглашение персональных данных, а также нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работников, может грозить работнику организации увольнением (ст. 81, 90 ТК).

В частности пункт «в» статьи 81 ТК РФ предусматривает расторжение трудового договора в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника.

Также согласно статье 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

В 2012 году Уполномоченным органом проведено 874 плановых проверки из 991 запланированных. Проведены также 663 внеплановые проверки. По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведённых Уполномоченным органом в 2012 году, выдано 1370 предписаний об устранении выявленных нарушений, что почти на 40% меньше показателей 2011 года.

Типичными нарушениями требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятых на его основе подзаконных актов, в 2012 году являлись:

а) ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» – нарушение требований конфиденциальности при обработке персональных данных;

б) ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» – несоответствие содержания письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных требованиям Федерального закона;

в) п. 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687 в части, касающейся несоблюдения Оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ;

г) ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О персональных данных» – представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения;

За отчётный период в адрес Уполномоченного органа и его территориальных органов поступило 5677 обращений, что на 31% выше показателей 2011 года.

С момента возложения полномочий по защите прав субъектов персональных данных в Уполномоченный орган поступило 12037 обращений, в том числе:

в 2008 году – 146;

в 2009 году – 465;

в 2010 году – 1829;

в 2011 году – 3920;

в 2012 году – 5677.

Динамика поступления обращений в Уполномоченный орган представлена на диаграмме 5.

Как видно из представленной диаграммы, за 2012 год обращений поступило примерно столько же, сколько за два предыдущих года (2010 и 2011 годы) вместе взятых и почти в 40 раз больше по сравнению с 2008 годом.

Из указанных обращений – 5368 составляют обращения и жалобы граждан — субъектов персональных данных и 309 – обращения юридических лиц.

Выводы: по итогам проверки о соблюдении положений 152-ФЗ «О персональных данных» помимо наложения штрафов, при фиксации нарушений выдаётся предписание о немедленном устранении нарушений. После чего проверка может прийти снова и наложить штрафные санкции, добавив к ним весомую ст.19.5 КоАП РФ с максимальным размером штрафа 500 тыс. рублей, если оператор не предпринял никаких действий для устранения нарушений. Хотя, конечно, в большинстве случаев самой распространенной практикой является квалификация нарушений по ст.13.11 КоАП РФ, предусматривающая штрафные санкции от 5 до 10 тыс. руб.

Однако, на сайте Минэкономразвития имеется законопроект о внесении изменений в КоАП РФ, подготовленный Минкомсвязи и предусматривающий повышение штрафов и увеличение срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных. Проект делит статью 13.11 КоАП на две части, вводя особо строгие наказания для рецидивистов. Штраф за нарушение установленного законодательством РФ порядка обработки персональных данных предполагается увеличить в 10 раз для граждан – с 300 – 500 руб. до 3 000 – 5 000 руб., и в 50 раз для должностных лиц – с 500 – 1000 руб. до 30 000 – 50 000 руб., и для юридических лиц – с 5 000 – 10 000 руб. до 200 000 – 500 000 руб. Не забыты и индивидуальные предприниматели – для них предусмотрено наказание в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Рецидивистам (тем, кто был ранее подвергнут наказанию за аналогичное правонарушение) придется еще хуже. Для должностных лиц предусмотрена дисквалификация на срок до 1 года, а для юридических лиц – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 руб.

Возможно Вас заинтересует:

  • На сколько можно сделать осаго Цена полиса ОСАГО на 1, 3 и 6 месяцев Сразу огорчу тех, кто хочет купить страховку ОСАГО на 1 месяц. Или на два. Так сделать нельзя, минимальный период использования по закону – 3 месяца. А вот купить полиса на 3 месяца или на полгода можно. Да и […]
  • Морская пенсия Каков возраст выхода на пенсию для моряков плавсостава Крайнего Севера? Читаю: Право на льготную пенсию по возрасту для моряков плавсостава возможно при достижении 55 лет. Не подскажите почему мои коллеги из Мурманского морского пароходства […]
  • Приказ мсх 453 от 06102008 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27 июля 2017 г. № 371 “О внесении изменений в правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 […]
  • Штраф на стоянку для инвалидов Штраф за парковку на месте для инвалидов в 2019 году На большинстве современных парковочных мест есть специальные маркировки, означающие место для инвалидов. Одним из распространенных нарушений правил движения является парковка на таких местах […]
  • Образец заявление на возврат обеспечения контракта Письмо на возврат обеспечения контракта Письмо на возврат обеспечения контракта представляет собой документ, которым контрагент излагает просьбу о возврате суммы, внесенной за участие в конкурсе на заключение сделки. С помощью данного заявления […]
  • Транспортный налог на 1 лС Как начнут наказывать за неуплату транспортного налога после 3 декабря В этом году самая последняя-распоследнияя дата уплаты транспортного налога выпала на 3 декабря. Так что всем, кто откладывал до последнего окончательный ежегодный расчет с […]

Author: admin