Государственная экспертиза инвестиционных проектов

Экспертиза инвестиционных проектов

Экспертиза инвестиционных проектов

все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федераци.

Государственная экспертиза инвестиционных проектов и порядок их утверждения

Разработанные проекты до их реализации в обязательном порядке подвергаются согласованию и государственной экспертизе. Проектная организация согласовывает проект с соответствующими органами в части энергоснабжения, противопожарной безопасности, защиты окружающей среды и др., а также с заказчиком – в части принятых проектных решений. После согласования проект направляется на экспертизу.

Все проекты на строительство, расширение и реконструкцию объектов (предприятий), независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности, сметной стоимости и источников финансирования, должны проходить государственную вневедомственную экспертизу.

Проведение вневедомственной экспертизы проектной документации возложено на РУП «Белгосэкспретиза» Министерства архитектуры и строительства и подведомственные ему территориальные управления.

Проекты на производственное строительство, на застройку городов и населенных пунктов, курортов, зон отдыха и некоторые другие предварительно проходят государственную экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальных органах. Основная задача этой экспертизы – определение уровня экологической опасности, которая может возникнуть в результате осуществления планируемой хозяйственной деятельности (строительства, расширения, реконструкции, модернизации производства и т.д.); исключение ее отрицательного воздействия на жизнь и здоровье населения и окружающей среды; оценка достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусмотренных в проекте.

По результатам экологической экспертизы проектной документации составляется экспертное заключение. Оно содержит оценку уровня экологической безопасности (опасности) намечаемой хозяйственной деятельности и выводы о целесообразности или нецелесообразности ее осуществления.

Реализация и финансирование инвестиционных объектов и видов хозяйственной деятельности, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, без ее положительного заключения по проектной документации запрещены.

При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан доработать проектную документацию и представить ее на повторную экспертизу либо отказаться от инвестиционного проекта.

Государственные экспертные органы призваны проводить экспертизу проектов на высоком научно-техническом уровне. Они проверяют целесообразность и экономическую эффективность намечаемого строительства, обоснованность определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований или иных государственных источников; конкурентоспособность будущей продукции; определяют, учтены ли в разработанной документации последние научно-технические достижения, соблюдены ли требования надежности, пожаро- и взрывобезопасности, а также градостроительные, социальные, экономические и санитарно-гигиенические требования; предусмотрено ли в проекте рациональное использование топливно-энергетических, материальных сырьевых и природных ресурсов и другие вопросы.

Экспертиза должна подтвердить, что спроектированное предприятие к моменту ввода его в эксплуатацию будет технически передовым и иметь высокие экономические показатели: по качеству, себестоимости продукции, производительности труда и т.д.

Эксперты несут ответственность за объективность оценки качества проектов, представленных на экспертизу.

Органы государственной вневедомственной экспертизы могут вносить предложения о применении санкций к юридическим и физическим лицам, виновным в низком качестве разработанной проектной документации, в том числе о приостановлении действия лицензии на право выполнения таких работ.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

1. Экспертиза как обязательный этап инвестиционного процесса

2. Экспертиза инвестиционных проектов

2.1 Основные вопросы, подлежащие проверке экспертизой

2.2 Классификация экспертных методов инвестиционных проектов

2.3 Последовательность проведения экспертизы инвестиционных проектов

Список используемой литературы

Инвестиционная стратегия является базой и фундаментом общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития. Каждая частная стратегия и ее проект должны пройти процедуру инвестиционного анализа и сопоставления с альтернативными проектами, должны инвестироваться.

В самом общем виде инвестиции можно определить как средства, вкладываемые с целью получения последующего дохода.

Инвестиционная деятельность – весьма рискованный вид финансового управления. Наибольшей ответственности требуют долгосрочные инвестиционные вложения, которые приносят отдачу не сразу. Чтобы определить оптимальные направления вложений капитала и выявить наиболее эффективные способы его использования в течение достаточно длительного периода со стабильной отдачей, необходима разработка стратегии инвестирования и успешная ее реализация.

Возросшее число участников инвестиционного процесса на современном этапе, многообразие потенциальных источников инвестирования, комплексный характер современных технологий и организационных решений требуют адекватного развития управления инвестиционной деятельностью.

Инвестиционный проект мероприятие, включающее комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на создание производственных фондов, их функционирование и получение дохода за счет реализации производимой с их помощью продукции (предоставляемых услуг).

При принятии решения об инвестировании денежных средств в проект, важную роль играет его экспертиза. Такой подход – экспертиза – позволяет обнаружить «пробелы» в накопленной информации, дополнить ее и тем самым не допустить принятия решения в условиях высокой степени информационной неопределенности.

Целью данной работы является изучение экспертизы, как обязательного этапа инвестиционного процесса.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Экспертиза как обязательный этап инвестиционного процесса

В соответствии с ФЗ от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Постановления Правительства «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной предпроектной и проектной документации» все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат экспертизе.

Экспертиза – это оценка проекта в целях предотвращения строительства таких объектов, которые не отвечают требованиям государственных норм и правил или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.

Сегодня экспертиза является способом прямого участия государства в инвестиционной деятельности, обязательным этапом разработки конкретного инвестиционного проекта, предшествующим утверждению проектно-сметной документации и бизнес-плана в случаях предусмотренных законодательством. Среди них:

– государственная экспертиза проектов строительства;

– государственная экспертиза градостроительной документации;

– государственная экологическая экспертиза предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам независимо от их сметной стоимости и принадлежности;

– экспертиза условий труда в проектах на строительство и реконструкцию объектов органами государственной экспертизы условий труда;

– государственная экспертиза проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала;

– государственная экспертиза технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесообразности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве;

– экспертиза при отборе для российской выставки инвестиционных проектов.

Систематизация опыта экспертной деятельности в инвестиционной сфере позволяет представить достаточно развернутую классификацию видов экспертизы (табл. 1).

Таблица 1 — Классификация видов экспертизы

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется правительством РФ. Одним из важнейших является Градостроительный кодекс РФ, в котором определен предмет экспертизы — градостроительной документации. В основном она направлена на оценку строительной части проекта, в то время как соответствие нормам технологической части проекта определяется на основе ведомственных актов. Например, Минстрой РФ ввел единый порядок проведения экспертизы градостроительной документации и проектов строительства, суть которого сводится к следующему.

Градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений (далее — документация и проекты), независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, до их утверждения подлежат экспертизе в Главгосэкспертизе России, местных (республиканских, краевых и др.) организациях вневедомственной экспертизы, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.

Документация и проекты утверждаются только при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз, а в некоторых случаях — согласований органов государственного надзора.

Основной проектной стадией, подлежащей экспертизе, является ТЭО. Для технических и экологически сложных объектов, осуществляемых в особых природных условиях строительства, а также по требованию органов государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО выполняется дополнительная детальная разработка отдельных проектных решений.

В состав экспертных комиссий входят государственная экспертная комиссия Минэкономики России, Главэкспертиза России, организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, гг.Москвы и Санкт-Петербурга, экспертные подразделения министерств и ведомств.

Государственная экспертная комиссия Минэкономики России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение (в том числе с привлечением иностранных инвесторов), определяемых Минэкономики России совместно с Госстроем России. Государственная экспертная комиссия Минэкономики России организует рассмотрение указанных ТЭО с участием Главэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.

На федеральном уровне Главэкспертиза России осуществляет экспертизу документации:

градостроительной: схем районной планировки административно-территориальных образований, если они затрагивают интересы федерального значения; генеральных планов городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, исторических и курортных городов, городов-новостроек;

объектов, строительство которых осуществляется за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов РФ, а также государственного кредита, согласно перечню устанавливаемому Госстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами РФ;

Смотрите так же:  Нотариус большой проспект петроградской стороны

объектов, строительство которых осуществляется за границей при техническом содействии РФ;

объектов совместных с другими государствами-пользователями, с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов РФ и государственного кредита;

экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ Госстроя России;

потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно ГКЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов РФ независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

Главэкспертиза России производит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народнохозяйственное значение, градостроительное и социальное значение.

На уровне субъектов Федерации Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу документации: градостроительной, нефедерального значения; проектов строительства: объектов, строительство которых осуществляется на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий.

Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

На уровне отраслей и ведомств Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной ведомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

Экспертиза и паспорт инвестиционного проекта

Экспертиза инвестиционных проектов является необходимой процедурой в реализации государственных инвестиционных проектов в России. Результаты экспертизы далее заносятся в паспорт инвестиционного проекта. Паспорт, как документ, используется для выбора инвестиционного проекта при конкурсном отборе для бюджетного финансирования или для государственной проверки эффективности использования выделенных бюджетных средств конкретному потребителю государственных инвестиций.

Паспорт инвестиционного проекта

Форма паспорта для государственной проверки эффективности использования выделенных бюджетных средств утверждена Министерством экономического развития (МЭР) РФ в 2008 и обновлена в 2014 году. В случае конкурса инвестиционных проектов для финансирования из государственного Инвестиционного фонда после процедуры отбора инвестиционного проекта паспорт утверждается Правительством РФ.

В субъектах РФ паспорта инвестиционных проектов регионального значения разрабатываются на основе формы утвержденной МЭР, но утверждаются региональными правительствами. Включение инвестиционных проектов в региональные инвестиционные программы осуществляют специально создаваемые региональные комиссии.

При не государственном финансировании инвестиционных проектов (например, проектном финансировании), паспорт подготавливается российскими уполномоченными банками или международными финансовыми институтами. Данные для подготовки паспорта предоставляют инициаторы инвестиционного проекта. Межведомственная комиссия по рассмотрению инвестиционных проектов МЭР РФ для включения их в Программу поддержки инвестиционных проектов утверждает каждому инвестиционному проекту кураторов (уполномоченных банков) по подготовке паспортов проектов.

Читайте так же статью про инвестиционный паспорт.

Экспертиза инвестиционного проекта

Паспорт инвестиционного проекта является финишным документом инвестиционного проекта, его предваряет процедура экспертизы. Экспертиза проектной документации осуществляют экспертные органы РФ. Крупные инвестиционные проекты, имеющие государственное значение, в обязательном порядке проходят государственную экспертизу. Остальные проекты могут проходить и не государственную экспертизу в организациях, имеющих лицензию и право такую экспертизу осуществлять.

Проектная документация инвестиционного проекта разрабатывается специализированной проектной организацией членом проектной саморегулируемой организации (СРО). Положительное заключение на проектную документацию государственной или лицензированной частной экспертизой служит основанием для выдачи разрешения на строительство инвестиционного объекта.

В случае если проектные разработки осуществлял зарубежный инвестор, она должна быть адаптирована к российским требованиям. Эту работу также могут проводить только члены проектной саморегулируемой организации Национального объединения проектировщиков.

Государственную экспертизу проходят не только проектная документация, но и результаты инженерных изысканий. Если в инвестиционных проектах привлекаются государственные средства, проводится экспертиза достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта и бизнес-план инвестиционного проекта. Все инвестиционные проекты в обязательном порядке проходят экологическую экспертизу.

В результате проводимых экспертиз инвестиционный проект может получить положительное заключение, замечания для устранения или отклонение проекта. Положительное заключение всех экспертиз служит основанием для выдачи разрешения на строительство инвестиционного объекта. В случае обнаружения ошибок или несоответствий нормативам, проект возвращается на доработку и после доработки вновь направляется на экспертизу. Экспертиза инвестиционных проектов оплачивается из средств инвестора.

Пример паспорта инвестиционного проекта

Инвестиционный проект по строительству теплоэлектростанции в городском поселении Октябрьский Люберецкого района Московской области.

  • Сфера деятельности – Малая энергетика;
  • Наименование предприятия – Энергоцентр «Октябрьский»;
  • Организационно-правовая форма — Общество с ограниченной ответственностью;
  • Адрес: Московская обл., г.п. Октябрьский, ул. Лесная, д. 1;
  • Телефон/Факс;
  • E-mail;
  • ОКВЭД — Производство электроэнергии;
  • Основные акционеры — Физические лица;
  • Руководитель — Петров Иван Иванович;
  • Численность работников — 31 сотрудник;
  • Основные виды выпускаемой продукции – Электроэнергия, тепловая энергия;
  • Основные потребители – Компания «Русский Холод», предприятия жилищно-коммунального хозяйства, население;
  • Бизнес-идея — Производство электроэнергии и тепловой энергии;
  • Вид экономической деятельности (по ОКВЭД) — Энергетика;
  • Краткая характеристика региона, в котором предполагается реализовывать идею — Люберецкий район, городское поселение «Октябрьский», строительство; энергоцентра для обеспечения электроэнергией и теплом предприятий и населения на территории поселения;
  • Обеспечение идеи сырьем (материалами) – договор с Энергогазпоставка на объем 40 млн куб метров газа в год;
  • Планируемая продукция (вводимые мощности) – Электроэнергия — годовая производительность 24 МВт в год; тепловая энергия -106 МВт в год;
  • Описание рынка потребителей — 100 % — внутренний рынок Люберецкого района Московской области;
  • Стадия разработки идеи – Начальная;
  • Общая стоимость идеи (в млн. руб.) — 1 700:
    • приобретение и доставка оборудования, пуско-наладочные работы -850,0;
    • обучение персонала –16,0;
    • создание инфраструктуры – 184,0;
    • строительство газопровода и зданий станции– 650,0;
  • Собственные вкладываемые средства — 250,0 (прединвестиционная стадия — подготовка ИРД, проектные работы, аренда земельного участка; подготовка участка для строительства);
  • Запрашиваемые инвестиции — 850,0;
  • Нормативный срок реализации идеи — 5 лет;
  • Формы возврата инвестиций — В денежном эквиваленте.

Этапы и принципы управления инвестиционным проектом.

Инвестиционная привлекательность Российский Федерации: позитивные и негативные характеристики.

Расчет модифицированной внутренней нормы доходности.

Расчет чистой стоимости и срока окупаемости инвестиционного проекта.

К аждая женщина мечтает быть обладательницей густых и блестящих волос, но чтобы волосы были красивыми, они должны быть здоровы. От чего же зависит здоровье волос? Для начала давайте разберемся, что же представляет собой волос вообще? Как известно, волос состоит из трех частей: стержня, корня и луковицы.

С тержень – это видимая часть волоса, которая выступает над кожей и проникает в нее через специальный канал. Корень волоса спрятан в коже и начинается с луковицы.Деление клеток луковицы, которую иначе называют ростковой зоной, обуславливает рост волос. Луковица соединена с нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Каждый волос находится в своей определенной фазе. Одни волосы выпадают, другие растут. Волосы здоровых людей живут от двух до пяти лет.

В норме выпадение волос – это естественный процесс.В настоящее время выпадение 100 – 150 волос ежедневно, считается нормой. Но зачастую волос выпадает значительно больше, чем бы нам хотелось, особенно, при расчесывании и мытье головы. Если этот процесс происходит длительное время, то волосы редеют. Проблема выпадения волос может быть связана с состоянием самого организма, например, при стрессовых ситуациях, чтобы этого избежать, пользуйтесь продуктами DS LABORATORIES, подробнее на dslaboratories.ru/ . При гормональных нарушениях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, но также может зависеть и от плохой экологии.

Е сли волосы далеки от идеала, то можно обратиться к трихологу, который с помощью специальных диагностических средств оценит состояние волос, определит количество волос, находящихся в одной фазе.И на основе этих данных назначит лечение. Но давайте разберемся, как можно бороться с этой проблемой в домашних условиях. Существует несколько простых и достаточно известных способов, которые должны применяться нами практически ежедневно, если мы хотим добиться успеха. Для того чтобы волос был прочным, эластичным и блестящим, необходимо, чтобы он был покрыт тонким слоем жира, который выделяется сальными железами, находящимися в коже головы. Если жира выделяется недостаточно, то волосы становятся тусклыми и ломкими.

О днако часто бывает так, что у корней волосы бывают жирными, а на концах становятся сухими. С этой проблемой легко можно справиться с помощью обыкновенной расчески.Лучше всего если расческа будет деревянной с редкими ровными зубьями. Процедура расчесывания должна длиться не менее четырех- пяти минут утром и вечером. При этом кожный жир равномерно распределяется по всей длине волоса и защищает его от вредных факторов внешней среды. Чтобы придать волосам дополнительный блеск, на зубья расчески надо капнуть 2-3 капли эфирного масла иланг — иланг, который полирует поверхность волоса.

Также очень полезно применять спрей для волос, который можно приготовить самостоятельно в домашних условиях.

Необходимо смешать 30 мл. спирта и 70 мл. воды, прибавить к полученному раствору несколько капель эфирного масла иланг — иланг и несколько капель эфирного масла розмарина, который нормализует деятельность сальных желез. Перед употреблением спрей встряхивают и распыляют через мелкодисперсный распылитель. Употреблять надо перед расчесыванием или после мытья, перед использованием фена.

Также 1-2 раза в неделю перед мытьем головы необходимо делать специальные маски следующего состава: 2 столовые ложки масла зародышей пшеницы или масла жожоба, желток одного яйца и по несколько капель иланг-иланг, розмарина и лаванды. Взбить массу венчиком и затем распределить руками или расческой по волосам. Особое внимание надо уделять кончикам волос. Голову закрыть полиэтиленовым пакетом и замотать полотенцем, держать 30-40 минут. Подобная маска очень полезна для восстановления липидного состава волоса.

Смотрите так же:  Приказ минрегионразвития 624

Очень хорошо при выпадении волос делать маску из настоя плодов и листьев облепихи. Взять 1 столовую ложку листьев и 1 столовую ложку размятых ягод облепихи, залить водой комнатной температуры из расчета 1:10 и нагревать 15 минут, не доводя до кипячения. Остудить и распределить по волосам, держать также 30 минут. Что касается, непосредственно, мытья головы, то здесь желательно придерживаться следующего правила. Если у вас нет фильтра для воды, необходимо использовать для мытья волос замороженную, подкисленную или кипяченую воду.

Также никогда не употреблять шампунь и бальзам для волос, как два в одном. В таком составе ни шампунь, ни бальзам не работают. После мытья головы необходимо ополаскивать волосы отваром трав.

Берем 1 стакан крапивы, лопуха, березовых листьев, березовых почек, липового цвета, ромашки, шалфея, мяты перечной (что-то одно или два компонента) на 2 литра воды, доводим до кипения, остужаем, процеживаем и теплым раствором прополаскиваем вымытые волосы.

Кроме гигиенических мер очень хороший результат дает массаж волосистой части головы, который улучшает кровоснабжение луковицы волоса, усиливает выработку секрета сальных и потовых желез, рефлекторно воздействует на нервную систему и вызывает рост волос.

При выполнении массажа пальцы не должны скользить по коже головы, а должны нажимать на нее с обязательным смещением скальпа. Массаж надо начинать с поглаживания лицевой части головы. Постепенно двигаясь к затылочной части. Затем следует перейти к точечному массажу в проблемных зонах, где имеется поредение волос. Подобный массаж выполняется подушечками пальцев с обязательным смещением скальпа. Движения могут быть в виде кружочков или крестиков. После чего можно проработать, таким образом, всю поверхность головы. Регулярное проведение этой процедуры вызывает очень действенный эффект.

И, напоследок, хочется еще раз отметить, что следуя, столь простым советам, результат не заставит себя долго ждать. Будьте красивы и счастливы!

Статья подготовлена специально для женского интернет журнала Womens’Aid

Государственная экспертиза и инвестиционный процесс: формула развития

Государственная экспертиза и инвестиционный процесс: формула развития

Одна из важнейших составляющих процветания России — стимулирование предпринимательской инициативы во всех секторах экономики. Строительная отрасль – не исключение, и опыт работы Главгосэкспертизы России отчетливо показывает значимость работы каждого в нашей отрасли: застройщиков, проектировщиков, экспертов, строителей. Только вдумчивый, профессиональный подход, только взаимная координация действий во всех сферах позволят успешно решать все те масштабные задачи, которые сегодня стоят перед строительной отраслью. В современных условиях ключевыми этапами, оказывающими фундаментальное влияние на эффективность решения этих задач, становятся стадии принятия решений об инвестициях, проектирования и экспертизы проекта.

В отрасли работают тысячи проектных институтов и сотни организаций государственной и негосударственной экспертизы, деятельность которых направлена на решение указанных задач. Институт государственной экспертизы – один из системообразующих элементов строительного комплекса, и цель его деятельности обусловлена самим смыслом тех задач, которые возложены на государственных экспертов. Их список может меняться, но главные зоны нашей ответственности остаются прежними: безопасность и надежность возводимых объектов, минимизация ущерба окружающей среде в процессе возведения и эксплуатации объектов, экспертизу которых мы проводим. Наконец, именно в нашей сфере ответственности находится и вопрос обеспечения эффективности инвестиций в капитальные вложения. Поэтому одним из главных направлений работы сегодня становится совершенствование механизма принятия решений о направлении инвестиций.

Несмотря на многие исторически сложившиеся проблемы, вызванные несоответствием нормативного регулирования и текущей организации работы современным реалиям, к которым можно отнести работу «в бумаге», недостаточную скорость актуализации строительных норм и правил и сметных нормативов, архаичный подход к определению сметной стоимости и ее оценке, и также многие другие проблемы, результатом совместной работы является предотвращение тысяч потенциальных аварий и экономия сотен миллиардов рублей бюджетных средств.

Даже если оценивать деятельность только Главгосэкспертизы России, то в 2016 году в ходе проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, экономия прямых затрат на строительство составила почти 300 миллиардов рублей. Если же говорить о работе всех организаций государственной экспертизы, то в этом случае речь идет о еще большей цифре – более 530 миллиардов рублей.

Оперировать экономией в сотни миллиардов нетрудно, но очевидно, что корректировка, достигающая подобных масштабов, возможна только в одном случае, – когда качество представляемой проектной документации находится на крайне низком уровне. О том же говорят и другие цифры: около 24 % представленных проектов получили в 2016 году отрицательное заключение Главгосэкспертизы России.

Эти цифры – не только и не столько итоги безупречной работы экспертов, но и сигнал, который должен заставить нас задуматься о том, как сейчас ведется работа по оценке размеров инвестиций, попытаться определить те так называемые слабые стороны, которые не позволяют добиться максимальной эффективности, и предложить способы их устранения. Такой анализ, проведенный силами специалистов Главгосэкспертизы России, позволил выделить четыре основные проблемы, решение которых должно значительно повысить эффективность нашей работы. Причем у всех четырех есть одна общая особенность – их причина кроется в том, насколько застывшими стали многие механизмы и инструменты, которые находятся в распоряжении экспертов.

Институт строительной экспертизы в течение достаточно долгого времени принципиально не менялся. Несмотря на неоднократное перераспределение полномочий между органами власти, появление негосударственной экспертизы и многие другие изменения подходы к тому, как следу- ет проводить оценку проектов и их заявленной стоимости, оставались, по существу, прежними.

В соответствии с устоявшейся традицией многие по-прежнему считают, что основная обязанность экспертов заключается только в оценке соответствия проектных решений требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.

Такая задача действительно стоит перед каждым экспертом. Да, нормоконтроль должен быть, и он должен быть строгим. Каждый проект должен соответствовать всем требованиям, установленным действующим законодательством, – этого требуют интересы общества и государства. Однако полагать, будто содержание нашей работы сводится исключительно к нормоконтролю, – значит, по сути, подменять понятия. Государственная экспертиза располагает удивительным капиталом – самым крупным в стране сообществом наиболее профессиональных экспертов, и ограничение сферы их деятельности строго контрольными функциями было бы непростительным расточительством этого интеллектуального капитала. Никто лучше экспертов не может оценить, насколько оптимальны представленные в проекте принципиальные решения, соответствуют ли они этапу развития инженерной мысли, насколько экономически оправдан выбор того или иного инструментария, технологий и материалов. Но для понимания и принятия необходимости расширения сферы деятельности экспертов, требуется фундаментальное изменение восприятия роли экспертизы как самым экспертным сообществом, так и остальными участниками инвестиционного процесса.

И в этом случае становится очевидным недостаток технологий работы экспертизы – отсутствие налаженной системы передачи опыта и накопленных знаний. Ошибки в проектной документации переходят из одного проекта в другой, становясь типичными, как если бы исполнители не проводили аналитической работы по итогам устранения замечаний экспертов. При этом знания экспертов, их опыт, их понимание доходят до проектировщиков только при помощи этого одного канала коммуникации – посредством направления замечаний по итогам рассмотрения конкретных проектов. Необходимо создать доступ к базе знаний экспертов: формировать центры компетенций и проводить просветительскую работу, в рамках которой эксперты смогут разбирать с проектировщиками и заказчиками типичные ошибки и недостатки и разъяснять сложные вопросы, тем самым содействуя решению задачи по повышению качества проектирования.

Повысить качество проектирования позволит изменение сложившейся практики, в соответствии с которой работа экспертов по оценке поступающего проекта начинается уже на финальной стадии работы с ним. Фактически сейчас мы приступаем к рассмотрению проекта, когда основные параметры будущего объекта капитального строительства уже определены, и любые серьезные ошибки и просчеты, обнаруженные экспертизой и требующие исправления, означают потерю значительного количества времени и ресурсов, а для федерального бюджета, если финансирование объекта осуществляется за государственный счет, заморозку выделенных средств. И это только часть проблемы.

При сохранении существующего алгоритма взаимодействия проектировщиков, экспертизы и строителей практически не осуществляется профессиональная экспертная оценка исходных данных, используемых проектировщиками, не получает экспертной оценки само задание на проектирование. То есть экспертиза полностью выключена из процесса именно на той стадии, когда коррекция проекта могла бы производиться с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов. Именно на той стадии, когда определяются основные параметры инвестиционного решения, эксперты остаются в стороне. В итоге потом, и такое бывает нередко, когда в представленном проекте будут выявлены нарушения, ошибки и недостатки, работа по их устранению повлечет за собой невозможность реализации проекта в соответствии с инвестиционным решением. Мы считаем такое положение дел нерациональным и противоречащим не только общим интересам всех участников строительного комплекса, но и здравому смыслу. Изменив этот алгоритм, мы сможем сделать огромный шаг в сторону более эффективной экономики строительства.

В последнее время из сферы государственного регулирования строительной отрасли выпала тема учета эксплуатационных затрат, затрат «владения» объектом. Современный подход к рассмотрению проекта пред- полагает, что его стоимость формируется с учетом того объема затрат, который необходим на стадиях проектирования и строительства. Это понятный и надежный метод, но он не учитывает те издержки, которые несет владелец объекта при его последующей эксплуатации. Между тем опыт показывает, что существуют целые категории объектов, для которых эксплуатационные расходы либо сравнимы с расходами на строительство, либо превышают их. Рациональная оценка инвестиционной привлекательности проекта должна основываться на полноценных данных, в которых учтены все факторы, а эксперты должны рассматривать проект с учетом всего жизненного цикла объекта капитального строительства.

Несоответствие нормативного регулирования современным реалиям – еще одна из существующих проблем. Сегодня одним из ключевых направлений является необходимость модернизации системы технического регулирования в строительстве. И хотя многое уже сделано, его актуализация по-прежнему остается одной из глобальных задач: пробелы в действующих сводах правил, устаревшие нормы, несовпадение требований регулирования и современных технологий строительства приводят к значительному удорожанию процесса, замедлению работы, необходимости подготовки специальных технических условий даже там, где они давно стали общей практикой, и должны быть разработаны не СТУ, но общие нормы и правила.

Смотрите так же:  Ст 116 как снять судимость

Несовершенство технического регулирования дополняется проблемами, которые создают применение базисно-индексного метода и устаревших элементных норм. Базисно-индексный метод оценки стоимости затрат на реализацию проектов используется уже несколько десятков лет, но отличается высокой погрешностью при определении предельной стоимости строительства и в реалиях современной строительной индустрии давно является откровенным анахронизмом.

Осознание этих проблем – уже пройденный этап, и мы совместно с Минстроем России и широким кругом специалистов приступили к активной фазе их преодоления.

Решение поставленных задач невозможно без перехода на качественно новый уровень организации работы и активного использования накапливаемой информации о проектах, ранее прошедших экспертизу, и ряда других данных. Отрасль нуждается в адекватном инструментарии, подходящем для работы в условиях изменившихся правил.

Стремление создать такой инструментарий и стало одной из главных причин активной работы по внедрению современных технологий в работу экспертов. Переход к осуществлению строительной экспертизы только в электронной форме, а он практически завершен – негосударственные экспертизы должны перейти к оказанию услуг в электронном виде с 1 января 2018 года, стало первым шагом, заложившим основу для принятия следующих мер.

Планируется ввод в промышленную эксплуатацию государственной информационной системы «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства». ЕГРЗ – уникальный проект в сфере строительства: в реестре будут собираться информация и материалы по всем заключениям организаций строительной экспертизы как государственных, так и негосударственных, а также проектная и вся необходимая для проведения экспертизы документация. Наполнение реестра предоставит – впервые за всю историю строительного комплекса в России – возможность сформировать банк данных по проектным решениям, отобрать наиболее эффективные из них, использовать их при разработке следующих похожих проектов, что в свою очередь позволит сократить финансовые и временные издержки и даст импульс развитию строительства в стране.

В сентябре 2017 года запущена государственная информационная система ценообразования в строительстве. ФГИС ЦС позволяет агрегировать данные о производителях строительных ресурсов, собирать сведения о текущих ценах, необходимые для формирования сметных цен, и решать ряд других задач. Одной из особенностей системы является то, что в ней будет проводиться ежеквартальное обновление огромного массива данных, включающих отпускную цену строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных в России либо ввезенных из других государств, среднемесячную номинальную зарплату по полному кругу организаций в разрезе регионов, цены на перевозку стройматериалов, – то есть десятки тысяч различных наименований товаров, материалов, работ, услуг. Ничего подобного ФГИС ЦС в истории отечественного строительного комплекса до сих пор не было.

Информация в цене

Запуск новых информационных сервисов, создание и пополнение уникальных банков данных, формирование единого информационного пространства отрасли – это тот фундамент, опираясь на который мы можем, наконец, справиться с самыми актуальными проблемами, стоящими сейчас перед экспертным сообществом и всей строительной индустрией России.

Так, запуск федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) позволит перейти к реформе ценообразования, для проведения которой как раз и не хватало все эти годы подобного инструмента, и переходу от базисно-индексного метода определения затрат к ресурсному. На основании собираемых ФГИС ЦС данных будет развернута система мониторинга цен на строительные ресурсы.

Начался активный процесс актуализации государственных элементных сметных норм, новый импульс получает развитие института укрупненных нормативов цены строительства (НЦС): анализ и мониторинг данных ФГИС ЦС позволят оперативно корректировать НЦС, а установление обязанности государственных заказчиков использовать их при определении предельной стоимости строительства сделает более прозрачной и предсказуемой саму процедуру про- верки достоверности определения сметной стоимости строительства.

Государственная экспертиза и институт обоснования инвестиций

Для решения проблемы низкого качества планирования бюджетных инвестиций в капитальные вложения необходимо, прежде всего, улучшить качество исходных данных.

Как это часто бывает, решение данной проблемы мы можем найти, адаптируя к реалиям сегодняшнего дня тот положительный опыт, который уже был накоплен ранее, в том числе в советский период. В эпоху, когда государство было единственным участником строительного процесса, эта проблема решалась просто – с помощью применения типовых проектных решений, когда расчет инвестиций превращался в относительно простую математическую задачу.

В современных условиях полный возврат к типовому проектированию невозможен, но мы можем и обязаны использовать уже реализованные экономически эффективные проекты, что позволяет с высокой точностью определить предполагаемую (предельную) стоимость строительства, а также снизить сроки и стоимость проектирования нового объекта. Данные о таких проектах, об испытанных на практике проектных решениях, о стоимости строительства и последующей эксплуатации позволят с высокой точностью определить предполагаемую стоимость строительства, а также снизить сроки и стоимость проектирования нового – похожего по своим характеристикам – объекта. Одновременно это позволит и добиться снижения количества ошибок в проектировании, в том числе аварийно-опасных, которые во множестве выявляют эксперты в рамках рассмотрения проектной документации. И эта перспектива более не выглядит отдаленной. За последние несколько лет были приняты десятки нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере деятельности государственной экспертизы: от федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации до ведомственных актов. Так что все необходимые решения, в том числе устанавливающие обязательность использования экономически эффективной проектной документации государственными заказчиками, приняты. Теперь на первое место выходят вопросы обеспечения качества отбираемых проектов и их агрегации в рамках одного ресурса. В этом случае ключевую роль также должны сыграть новые информационные ресурсы – в частности, ЕГРЗ, в который будет интегрирован банк данных реализованных проектов, признанных Минстроем России экономически эффективными. Одновременно с этим мы даем новую жизнь так называемому технико-экономическому обоснованию, то есть, по существу, восстанавливаем и адаптируем к современным условиям предпроектную стадию. Именно в рамках института обоснования инвестиций будет осуществляться проработка основных (принципиальных) проектных решений, определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства (с использованием для этих целей НЦС и стоимости проектов-аналогов) и подготовка проекта задания на проектирование. Аудит такого обоснования будет осуществляться экспертными организациями. Введение этого института должно обеспечить значительное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования.

Вторая ступень: жизненный цикл объекта капстроительства

В то же время еще только предстоит решить задачу по оценке не только затрат на проектирование и строительство объекта, но и стоимости владения таким объектом на протяжении его жизненного цикла. Эта работа – следующий этап развития института обоснования инвестиций. Первые попытки поиска ответа уже есть в некоторых отраслях, где доля эксплуатационных расходов зачастую значительно превышает стоимость строительства объекта, например, в дорожной отрасли. Но полученные результаты только подтвердили, что требуется комплексное решение, которое предусматривает:

  • создание нормативной основы для развития института проектирования, проведения аудита и экспертизы;
  • разработку новых методик, нормативов, классификаторов (с учетом специфики работ на этапе эксплуатации объекта);
  • совершенствование существующих форматов используемых электронных документов (переход к машиночитаемому виду);
  • создание новых сущностей, в том числе таких, как информационная модель объекта, которая должна полностью отражать все необходимые для принятия решений о капитальных вложениях материалы и информацию об объекте. При этом ее актуализация должна происходить на всех этапах жизненного цикла;
  • развитие информационных систем (аналитических под- систем) и формирование единой информационной среды.

В соответствии с планом мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком в августе 2016 года, полноценный переход к оценке экономической эффективности капитальных вложений на всех этапах жизненного цикла с применением технологий информационного моделирования должен быть реализован до 2020 года.

Ближайшие несколько лет должны сыграть определяющую роль в развитии как института экспертизы, так и всего строительного комплекса России. Решение всех поставленных задач позволит нам добиться качественно нового уровня проектирования, точности бюджетного планирования и эффективного расходования средств, необходимых для создания и эксплуатации объектов капитального строительства.

Это – непростой путь, который потребует от всех участников немалых усилий. Но только такая работа над радикальным изменением механизма принятия инвестиционных решений в строительстве и оценки их эффективности дает нам право рассчитывать на другой, лучший результат.

Опубликовано в журнале «Вестник государственной экспертизы» № 4 2017 (5) 20 ноября 2016 года

Возможно Вас заинтересует:

  • Развод родителей для ребенка 8 лет Развод родителей глазами ребенка Что чувствует ребенок, когда его папа и мама расстаются? Какими он видит своих близких людей, болезненно переживающих разрыв отношений? Трогательная шестиминутная история о мальчике, чьи родители после развода […]
  • Федеральный закон о ветеранах боевых действий в афганистане Какие льготы положены ветеранам боевых действий в 2019 году? С 1 февраля 2019 года увеличилась денежная выплата ветеранам боевых действий – это категория федеральных льготников, пользующихся особой поддержкой государства. Кроме того, в […]
  • Адвокат свиридова Адвокат Свиридова Екатерина Николаевна Полезная информация? Поделиться: Отзывы об адвокате Вы можете оставить отзыв об адвокате — указывайте больше фактов (время, имена, номера дел в судах). Короткие отзывы вида "Хороший адвокат" не информативны и […]
  • Судебные приставы города артема Отдел судебных приставов г.Артема Приморского края Адрес: 40 лет Октября ул., 40,г. Артем, 692760 Время работы: Вт с 10.00 до 15.00, Ср-Чт с 16.00 до 20.00 Телефон для справок: +7(42337)4-93-37 Начальство ОСП г.Артема Лапшина Елизавета […]
  • Договор оказания услуг транспортных средств Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Договор на оказание автотранспортных услуг № __ г.______________ «__» _______ […]
  • Проверка бланков осаго на подлинность Проверка полиса ОСАГО Обезопасить себя от покупки поддельного полиса ОСАГО можно воспользовавшись специальным сервисом Банки.ру, осуществляющим проверку полиса по базе РСА. Сервис проверки полиса ОСАГО Случаи, когда страховой полис оказывается […]

Author: admin