Федеральный закон о наукоградах

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ
«О статусе наукограда Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 27 декабря 2009 г., 2 июля 2013 г., 20 апреля 2015 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 1998 года

Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года

7 апреля 1999 года

В законе под наукоградом понимается муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Статус наукограда присваивается Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до двадцати пяти лет, который в последствии может быть продлен. При этом Президент утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров, а также программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Финансирование деятельности наукограда по указанным направлениям осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ и иных источников финансирования.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 14 апреля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 апреля 1999 г., N 15, ст. 1750

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Абзац третий пункта 1 статьи 118 названного Федерального закона действует до 1 января 2006 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 апреля 1999 года №70-ФЗ

О статусе наукограда Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 18.10.2007 г. №230-ФЗ, 27.12.2009 г. №360-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 20.04.2015 г. №100-ФЗ)

Принят Государственной Думой 18 декабря 1998 года

Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

наукоград Российской Федерации (далее — наукоград) — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

инфраструктура наукограда — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда и функционирование его научно-производственного комплекса, но не входящих в этот комплекс.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20.04.2015 г. №100-ФЗ)

Статья 2. Правовое регулирование статуса наукограда

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2.1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и сохранения такого статуса

1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории этого муниципального образования.

2. В муниципальном образовании, претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, разрабатываются и утверждаются стратегия социально-экономического развития муниципального образования, которая подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должна включать в себя раздел, который содержит, в частности:

1) характеристику научного, научно-технического, инновационного потенциалов организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда;

2) способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования.

Признаки наукограда как муниципального образования

Страницы в журнале: 38-42

Д.М. ФЕДОРУК,

аспирант Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина

Рассматриваются актуальные вопросы и проблемы выделения наукограда в системе муниципальных образований Российской Федерации. Проанализированы и оценены признаки, обладая которыми муниципальное образование может наделяться статусом наукограда Российской Федерации.

Ключевые слова: наукоград, местное самоуправление, муниципальное образование.

Signs of Science City as the Municipality

The article discusses the questions and problems of the identification the science city in the municipality system of the Russian Federation. The author analyzes and assesses the symptoms which the municipality must have to the granting the status of the science city of the Russian Federation.

Keywords: science city, local government, municipality.

На сегодняшний день система местного самоуправления приобрела отчетливые очертания и определенное единообразие, к которому стремились инициаторы административной реформы начала 2000-х годов. Это подтверждается в первую очередь единообразием полномочий, прав и обязанностей муниципальных образований одного уровня. Также законодателем установлена единая для всех органов местного самоуправления структура: представительный орган (именуется по-разному: муниципальное собрание (во внутригородских муниципальных образованиях города федерального значения Москвы до 2012 года), муниципальные советы, советы депутатов, городские думы и пр.) и исполнительно-распорядительный орган (местная администрация — муниципалитеты во внутригородских муниципальных образованиях города федерального значения Москвы до 2012 года и пр.).

Помимо этого, единообразие системы местного самоуправления проявляется в ряде других аспектов. Так, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устанавливает единый порядок регистрации уставов муниципальных образований. Утративший силу Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагал единой процедуры, органы местного самоуправления регулировали процедуру регистрации собственных уставов самостоятельно.

О единообразии говорит и существование института государственных закупок, регулируемых Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный правовой институт также предъявляет к муниципальным образованиям определенные требования к форме и порядку осуществления закупок, требующие от последних соответствия единому стандарту.

В то же время муниципальная карта Российской Федерации неоднородна. Данная ситуация обусловлена рядом факторов, начиная с климатических условий на той или иной территории и историческими традициями и заканчивая устоявшимся в последние десятилетия местным «раскладом сил». Учитывая это обстоятельство, законодатель ввел в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее — Закон № 131-ФЗ) гл. 11, выделяющую шесть видов муниципальных образований, в которых установлены особые правила осуществления местного самоуправления.

Подобный шаг законодателя оправдал себя по ряду причин.

Во-первых, очевидной видится необходимость особенного регулирования некоторых видов муниципальных образований, контроль над которыми вплоть до возрождения системы местного самоуправления осуществлялся государством централизованно. В данном случае необходимость установления особого режима местного самоуправления продиктована либо сложностью и громоздкостью системы городского хозяйствования (совершенно очевидно, что осуществление полного централизованного контроля в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, имеющих огромные по городским масштабам территории, было бы крайне неэффективно и не являлось бы местным самоуправлением в полном смысле этого слова), либо особой важностью для государственных приоритетов и интересов территорий и объектов, расположенных в границах таких муниципальных образований.

Смотрите так же:  Мрео договор купли продажи

Во-вторых, выделение указанных видов муниципальных образований избавило от перспективы возникновения необходимости урегулирования ряда вопросов, касающихся различных сфер деятельности, что только усложнило бы правоприменительную практику. В данной связи особенного внимания заслуживают ст. 81 и 82.2 Закона № 131-ФЗ, регулирующие соответственно особенности местного самоуправления в наукоградах и на территории инновационного центра «Сколково».

На сегодняшний день наукограды выделены в отдельный тип муниципальных образований, и их правовой статус оговорен специальным Федеральным законом от 7 апреля 1999 го-да № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (далее — Закон № 70-ФЗ). Необходимость выделения наукоградов в особую категорию муниципальных образований и наделения их специфическим набором полномочий отмечена рядом авторов. Так, говоря о наукоградах и выделяя их в качестве функционального типа муниципальных образований, И.В. Бабичев указал: «Для их регулирования нужно специализированное законодательство, дополняющее законодательство о местном самоуправлении, в связи с необходимостью установления специальной правоспособности для таких муниципальных образований в рамках системы местного самоуправления»[1].

Схожей позиции придерживается Ю.В. Гусев, относя в своей классификации муниципальных образований наукограды к муниципальным образованиям второго уровня, обладающим возможностью осуществлять государственные полномочия[2].

Отметим, что наукограды не сразу были приняты в «семью» муниципальных образований как отдельный тип. Определенное время законодатель относил данные муниципальные образования к категории закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО). Данный подход не оправдал себя по ряду причин. Так, статус ЗАТО подразумевал наличие особого режима безопасного функционирования (ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытых административно-территориальных образованиях» (далее — Закон № 3297-1). При этом хотя законодательство о ЗАТО и претерпевало множественные изменения, они никак не отразились на сущности их правового статуса, сохраняя «узкоспециализированную правосубъектность за пределами местного самоуправления»[3].

Применение на данном историческом этапе к наукоградам режима ЗАТО имело положительные аспекты. Так, исторически сложилось, что в наукоградах находились научные предприятия и институты, результаты деятельности которых являлись секретными и имели стратегическое значение для нужд государства. Наличие у наукоградов указанного статуса на данном историческом отрезке, проявлявшегося в применении на указанных территориях режимности и подконтрольности федеральным органам исполнительной власти напрямую (ч. 3 ст. 1 Закона № 3297-1), в определенной мере помогло уберечь наработки советского периода, в том числе считавшиеся секретными и стратегическими, от несанкционированного и недобросовестного использования.

Однако отсутствие разграничения правового статуса наукоградов и ЗАТО привнесло и негативные последствия, которые в определенном виде наблюдаются и сегодня. Так, единственным заказчиком продукции и разработок наукоградов было государство. При этом не развивались институты взаимодействия с другими территориями, поскольку обеспечение деятельности наукоградов производилось централизованно. В результате падения спроса на науку в 1990-х годах в целом (о чем свидетельствуют объемы бюджетных ассигнований на соответствующие статьи бюджетов в указанное время) и отсутствия интереса у государства к научным разработкам (в результате изменения политической и экономической ситуации) наукограды оказались в сложном положении. Против них выступали и отсутствие опыта межмуниципального сотрудничества, и отсутствие возможности взаимодействовать с другими заказчиками научной продукции и разработок (в силу как обозначенного выше статуса ЗАТО, так и сохранения режима секретности в отношении ряда предприятий и научных учреждений на территориях наукоградов).

В связи с этим лишь в 1999 году была принята первая редакция Закона № 70-ФЗ. Ст. 1 указанного закона дала правовое определение наукоградам, введя в оборот понятие «наукоград Российской Федерации». Здесь следует сделать оговорку: необходимо четко различать наукограды, имеющие официальный статус наукограда Российской Федерации, и наукограды, не имеющие официального статуса, однако называющиеся так в литературе. Вообще «термин “наукоград” был введен впервые в городе Жуковском Московской области Спартаком Петровичем Никаноровым и Натальей Константиновной Никитиной в 1991 году при создании движения “Союз развития наукоградов”»[4]. Сегодня статусом наукограда обладают тринадцать муниципальных образований [5] . При этом сегодня в России существует множество муниципальных образований, в той или иной мере подпадающих под наименование «наукоград» (например, технополис Гусев в Калининградской области).

В необходимости четкого определения признаков и критериев оценки муниципальных образований для присвоения им статуса наукограда Российской Федерации видится один из механизмов возрождения роли наукоградов в новой инновационной экономической системе. Однако сегодняшнее плачевное состояние дел в наукоградах, а также поиски новых форм организации научно-инновационной среды (Инновационный центр «Сколково») говорят о наличии проблем в определении критериев и признаков наукоградов как муниципальных образований.

На сегодняшний день наукоградом принято считать муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (ст. 1 Закона № 70-ФЗ). Как отмечает С.А. Авакьян, «закон не оставляет выбора — если территория хочет быть наукоградом, она получает статус городского округа, т. е. не может быть городским поселением как разновидностью муниципального образования»[6].

Подобное определение, данное законодателем, предполагает выделение сразу трех признаков наукограда как муниципального образования:

1) наукоград — это всегда городской округ;

2) наукоград имеет большой научно-технический потенциал;

3) на территории наукограда обязательно находится градообразующий научно-производственный комплекс.

Помимо этого, Федеральный закон выделяет ряд критериев, при наличии которых муниципальное образование вправе претендовать на статус наукограда Российской Федерации.

Необходимость наличия у наукограда статуса городского округа продиктована современной российской правовой действительностью. Так, городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ). Статус наукограда не позволяет городскому округу быть менее самостоятельным, а, как правило, сохраняет зависимость от районных властей.

Говоря о наличии научно-технического потенциала, следует разобраться с определением данного понятия. Согласно экономическому словарю научно-технический потенциал — это совокупность материальных, технических, научных, кадровых, информационных ресурсов, обеспечивающих научно-технический, технико-технологический прогресс, инновационное развитие[7].

В федеральном законодательстве легальное определение научно-технического потенциала отсутствует, однако такое определение дано в решении Совета глав правительств СНГ «О межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года»: «совокупность располагаемых, привлекаемых и мобилизируемых кадров, информационных, финансовых, материально-технических и организационно-управленческих ресурсов и возможностей общества (государства, региона, отрасли промышленности, организации, предприятий и др.) для достижения поставленных целей научно-технологического развития»[8].

Данное определение видится более обоснованным именно в отношении наукоградов, поскольку в нем как раскрыты ключевые требования к претендентам на статус наукограда Российской Федерации, так и обозначен целевой, направленный принцип деятельности таких муниципальных образований. К сожалению, федеральное законодательство не раскрывает понятие «научно-технический потенциал», что видится недоработкой действующей редакции Закона № 70-ФЗ. Отсутствие единой трактовки указанного критерия может привести как к необоснованным отказам в регистрации городского округа в качестве наукограда, так и к присвоению указанного статуса «за былые заслуги» городскому округу, не имеющему объективной возможности осуществлять функции наукограда.

Сегодня действующие наукограды в большинстве своем соответствуют заявленным критериям. Так, «в наукоградах, имеющих крупные научные центры и связанные с ними высокотехнологичные производства, доля научно-инженерных кадров достигает 40—50% (как во Фрязине, ориентированном на разработку и производство электронной техники). В наукоградах, где преобладающими являются чисто исследовательские организации, естественно, особенно велика доля ученых. Так, в Черноголовке, Пущине, где градообразующими являются академические институты, более 50% населения составляют их сотрудники»[9].

Третье условие присвоения городскому округу статуса наукограда Российской Федерации — наличие научно-производственного комплекса (далее — НПК) на территории городского округа. Определение НПК дано в ст. 1 Закона № 70-ФЗ: совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Указанный признак видится ключевым в определении муниципального образования в наукограда.

Смотрите так же:  Монографии договор подряда

НПК — это совокупность предприятий. По смыслу закона данные юридические лица объединены по двум критериям:

1) указанные организации должны быть зарегистрированы на территории муниципального образования, наделенного статусом наукограда;

2) деятельность указанных организаций соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Критерий факта регистрации юридического лица на территории наукограда видится не совсем обоснованным. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности». В то же время ст. 2.1 Закона № 70-ФЗ устанавливает такие критерии НПК, как требования к численности работников (не менее 15% от общей численности работающих на предприятиях, зарегистрированных в наукограде) и объему производимой научно-технической продукции, соответствующей приоритетным направлениям (не менее 50% от общего объема производимой в наукограде продукции). Однако требование к факту регистрации

юридического лица на территории наукограда не учитывает возможности возникновения ситуации, при которой юридическое лицо, зарегистрированное вне территорий наукограда, откроет филиал или представительство, которое в свою очередь будет соответствовать критериям, обозначенным в ст. 2.1 ФЗ Закона № 70-ФЗ. Указанный пробел может привести к тому, что деятельность таких структурных подразделений не будет учтена в качестве деятельности НПК. Видится необходимым внести изменение в действующее положение ч. 3 ст. 2.1 Закона № 70-ФЗ, предоставив право считаться частью НПК не только зарегистрированным на территории наукограда юридическим лицам, но и филиалам и представительствам не зарегистрированных на территории наукограда юридических лиц при условии соответствия их критериям, обозначенным в ст. 2.1 Закона № 70-ФЗ.

Второй критерий условного объединения юридических лиц в НПК наукограда является отражением ч. 2 ст. 3 Закона № 70-ФЗ, уполномочивающей Правительство РФ определять приоритетные направления деятельности. Такое положение наукоградов, по мнению Н.Л. Пешина, отражает двойственную сущность местного самоуправления в наукоградах: «С одной стороны, он получает финансирование из средств федерального бюджета, но, с другой стороны, его органы местного самоуправления становятся подконтрольными в своей деятельности федеральным органам государственной власти»[10].

Однако, если задуматься, наличием сформированного НПК могут похвастаться отнюдь не все города. В то же время сам факт наличия НПК (а это, как правило, наследие советской эпохи — заводы и НИИ) не делает наукоград привлекательным для инвесторов. Кроме того, не все НПК сегодня де-факто соответствуют приоритетным направлениям науки и техники, единицы являются инновационными. В этой связи государству следует четко определить для себя, будут ли наукограды местом для фундаментальной науки. В таком случае необходимость изменений практически отпадает, необходимы будут только поддержание материальной базы в должном состоянии и финансирование без оглядки на результат. Возможно, поэтому и реализуется сегодня проект инновационного центра «Сколково», создаваемый без существующего НПК, однако с заявленными венчурными инвестициями.

Кроме того, в связи с обозначенным выше видится необходимым включение в признак наукограда как муниципального образования следующего критерия— «реализующий установленную государственную программу в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

К сожалению, сегодня федеральное законодательство не содержит даже правовой дефиниции инновации. В этом отношении хорош пример Закона Республики Беларусь от 10 июля 2012 года № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», содержащий в ст. 1 целый перечень терминов и определений соответствующего направления. Так, под инновацией понимаются «введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера».

1 Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. — М., 2010. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: Гусев Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: Бабичев И.В. Указ. соч.

4 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F3%EA%EE%E3%F0%E0%E4 (дата обращения: 29.10.2012).

5 См.: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

6 Муниципальное право России: учеб. для бакалавров / под ред. С.А. Авакьяна. — М., 2012. С. 504.

7 URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 11.10.2012).

8 Решение Совета глав правительств СНГ «О межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года» (принято в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9 См.: Кадры наукоградов: состояние и перспективы развития. URL: http://istina.inion.ru/HTML/Kadr_nkg.html (дата обращения: 11.10.2012).

10 Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. — М., 2007.

Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ О статусе наукограда Российской Федерации (в редакции от 20.04.2015)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.04.99 N 70-ФЗ «О СТАТУСЕ НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», 12.04.99, N 15, ст. 1750,
  • «Российская газета», N 71, 14.04.99

Статья 3. Порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения

1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до двадцати пяти лет.

2. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент Российской Федерации утверждает определенные Правительством Российской Федерации приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также представленную Правительством Российской Федерации программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.

3. Статус наукограда по истечении срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьей 6 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СТАТУСЕ НАУКОГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
18 декабря 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
27 января 1999 года

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

наукоград Российской Федерации (далее — наукоград) — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

инфраструктура наукограда — совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Статья 2. Правовое регулирование статуса наукограда

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 2.1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда

(введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Смотрите так же:  Ленинский районный суд госпошлина квитанция

1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.

2. Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;

2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

3. В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

2) организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

Статья 3. Порядок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.

2. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

3. Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Сохранение форм собственности и организационно-правовых форм организаций научно-производственного комплекса наукограда

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Статья 5. Основания и порядок досрочного прекращения статуса наукограда

1. Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса.

2. Статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Правительство Российской Федерации вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.

(п. 4 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 6. Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 8. Государственная поддержка наукограда

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов Российской Федерации, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Граница наукограда

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций

Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 11. Реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда

По истечении срока, на который муниципальному образованию присвоен статус наукограда, либо в случае досрочного прекращения такого статуса реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 12. Обеспечение социальной защиты работников организаций научно-производственного комплекса наукограда

Социальная защита высвобождаемых работников организаций научно-производственного комплекса наукограда в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизации или ликвидации организаций научно-производственного комплекса наукограда по истечении срока действия статуса наукограда либо при досрочном прекращении такого статуса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся гарантий и компенсаций работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации, см. статьи 178 — 180 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Статья 12.1. Обеспечение медицинской помощью населения наукограда

(введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Медицинская помощь населению наукограда, включенного в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан в медицинских учреждениях, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.

Статья 13. Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда

Международное научное и научно-техническое сотрудничество организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
7 апреля 1999 года
N 70-ФЗ

Возможно Вас заинтересует:

  • Приказ 568 Приказ Генпрокуратуры России от 18.08.2017 N 568 "О порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим органов военной прокуратуры" (вместе с "Порядком и условиями выплаты военнослужащим органов военной […]
  • Приказ 262 от 01012019г Кемеровская региональнаяобщественная организацияПрофессиональная ассоциация медицинских сестер Кузбасса (КРОО ПАМСК) приказ № 5959-РХ от 6 августа 2007 года Методические рекомендации. Учет, хранение и использование препаратов для лечения больных […]
  • Порядок установления опеки и попечения Глава 20. Опека и попечительство над детьми (ст.ст. 145 - 150) Глава 20. Опека и попечительство над детьми Об опеке и попечительстве см. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в […]
  • Минздравсоцразвития приказ 328 Действующая редакция ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 (ред. от 24.05.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН" ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "ОБ […]
  • Маастрихтский договор pdf ЕВРОПЕ́ЙСКИЙ СОЮ́З В книжной версии Том 9. Москва, 2007, стр. 561-563 Скопировать библиографическую ссылку: ЕВРОПЕ́ЙСКИЙ СО Ю́З (ЕС), круп­ней­шее ин­те­гра­ци­он­ное объ­е­ди­не­ние ев­роп. го­су­дарств. В ЕС вхо­дят 27 […]
  • Приказ фтс 2264 Приказ Федеральной таможенной службы от 20 ноября 2014 г. N 2264 "Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения […]

Author: admin