Договор который послужил развитию европейской валютной системы

Европейская валютная система

Исторически элементы единой Европейской валютной системы (ЕВС) начали формироваться в конце 1940-х — начале 1950-х гг. в форме многосторонних соглашений о валютных компенсациях, а в 1950 г. был создан для осуществления многосторонних клиринговых расчетов Европейский платежный союз. В 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в котором предусматривалась координация валютной политики стран-участниц. Для этого был создан консультационный орган — Валютный комитет.

Европейская валютная система прошла в своем развитии три основных этапа:

  1. с начала 1950-х гг. до 1978 г. — подготовительный;
  2. с 1978 по 1999 г. — период действия кредитно-денежного механизма, основанного на денежной единице — ЭКЮ и поддержании “валютного коридора”;
  3. современный — с 1999 г., когда в большинстве стран Европейского союза стала использоваться единая валюта — евро (EUR).

Римский договор о создании ЕЭС, подписанный в 1957 г., содержал лишь общие положения относительно валютного сотрудничества. Участники Европейского валютного соглашения (17 государств, включая 6 стран ЕЭС) должны были руководствоваться интересами Сообщества в курсовой политике и принять счетную единицу, эквивалентную по золотому содержанию доллару США.

Валютная интеграция стран ЕЭС продолжалась в двух направлениях: взаимной увязки движения курсов валют стран-участниц и совершенствования единой денежной единицы с расширением проводимых с ее помощью операций.

Вместе с тем для реального осуществления единой валютной политики требовалось создание ряда предпосылок, среди которых особую роль имели сближение структур национальных валютных систем и методов валютной политики; создание таможенного союза с отменой таможенных пошлин и ограничений во взаимной торговле, движении капиталов и валют.

В 1962 г. Комиссия ЕЭС первый раз внесла предложения по созданию экономического и валютного союза, которые на тот момент многие страны не готовы были принять. В 1964 г. был основан Комитет президентов центральных банков, который наделили функциями координации кредитно-денежной политики Сообщества.

В 1969 г. рабочей группе было поручено разработать план поэтапного создания до 1980 г. валютно-экономического союза. План Вернера предусматривал превращение Общего рынка в течение 10 лет в единую экономическую и валютную зону, внутри которой передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов было бы свободным. План составлялся в период, когда в МВС существовала еще система фиксированных паритетов, что отразилось на принятых решениях.

В валютной сфере были намечены следующие задачи:

  1. реализация полной взаимной обратимости валют государств — членов ЕЭС и образование единого рынка капиталов; достижение окончательно зафиксированных соотношений курсов денежных единиц стран Сообщества с созданием затем единой валюты;
  2. объединение всех золотовалютных резервов государств-участников;
  3. учреждение коллективного Фонда валютного сотрудничества для поддержания установленных твердых курсов валют и равновесия платежных балансов стран ЕЭС и координации их национальной кредитно-денежной и валютной политики.

Главной целью первой, наиболее детально проработанной фазы (с 1971 по 1973 г.) намечалось сужение пределов взаимных колебаний курсов валют стран ЕЭС в качестве первого шага к поддержанию неизменных курсов. Было решено ввести механизм краткосрочной взаимной валютной помощи для облегчения решения первой задачи. В то время как в МВС разрешенные пределы колебаний валютных курсов составляли в этот период 2,25%, страны ЕЭС договорились поддерживать коридор, который был в два раза меньше.

До 1971 г. в рамках действовавшей системы жестких паритетов допускались максимальные отклонения курсов валют стран ЕЭС по отношению к доллару в пределах 0,75%. Соответственно максимальные курсовые отклонения валют стран ЕЭС относительно друг друга составляли 1,5%. С 1 января 1971 г. Советом министров ЕЭС было принято решение еще более сузить границы данного “коридора” — до 1,2%. Однако долларовый кризис 1971 г. затруднил реализацию этого решения, поскольку в мировой валютной системе преобладала тенденция к расширению границ разрешенных колебаний.

Некоторые европейские страны отказались от жесткой привязки своих валют к доллару и провозгласили “свободное плавание”. Однако в соответствии со Смитсоновским соглашением (декабрь 1971 г.) эти страны вернулись к привязке национальных валют к доллару, но в более широких пределах (2,25%), что расширило также границы колебаний европейских валют по отношению друг к другу до 4,5%.

В марте 1972 г. Совет министров ЕЭС принял решение о создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) и об ограничении отклонения курсов валют стран-участниц до 2,25%. При этом предусматривалась передача ЕФВС золотовалютных запасов стран — членов ЕЭС.

До марта 1973 г. совместное движение курсов валют стран ЕЭС (“валютная змея”) было ограничено фактически “внешними границами” максимально возможного отклонения от установленного курса по отношению к доллару (“валютный туннель”) и более узкими границами допустимых отклонений по отношению друг к другу. Эта система получила название “змея в туннеле”. С переходом с марта 1973 г. к свободному курсу доллара границы “туннеля” исчезли, так что стали говорить просто о “змее”.

Первоначально в рассматриваемых системах участвовали 6 валют стран — участниц ЕЭС, к которым в 1972 г. присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Однако валютный союз в 1970-х гг. носил крайне неустойчивый характер. Великобритания и Ирландия вскоре приняли решение о выходе. Затем их примеру последовали Италия и Франция. Различные точки зрения на развитие европейской валютно-экономической интеграции привели и к отказу от реализации плана Вернера уже на втором этапе.

Фактически к 1978 г. в ЕЭС образовались две группы государств, преследовавших разные цели валютной политики. С одной стороны, сохранялся блок стран, которые остались верны принципу поддержания жестких границ колебаний валютных курсов (ФРГ, Дания и страны Бенилюкса). С другой стороны, несколько стран (Франция и Италия) придерживались политики свободного курса своих валют.

На втором этапе в июле 1978 г. на совещании глав правительств и государств 9 стран — членов ЕЭС было принято так называемое Бременское коммюнике, которое учитывало современные условия и ставило в качестве основных задач совершенствование единой денежной единицы и создание системы согласованного колебания курсов, т. е. возвращались к первоначальной цели, зафиксированной еще при создании ЕЭС.

Для устранения возникших противоречий в 1979 г. была образована Европейская валютная система (ЕВС), основой которой служила сеть двухсторонних паритетов валют с максимальными разрешенными колебаниями в пределах 2,25% относительно центрального обменного курса ЭКЮ.

Основные задачи ЕВС были сформулированы следующим образом:

  • стабилизация валютных курсов валют стран — участниц союза;
  • создание стабильной валютной зоны в Европе;
  • содействие укреплению международных валютных отношений.

Наиболее существенными элементами ЕВС до 1999 г. являлись механизм валютных интервенций, который обязывает центральные банки стран-участниц к поддержанию валютных курсов в рамках установленного валютного коридора, а также система краткосрочного взаимного кредитования, основной целью которой также является поддержание стабильности валютных курсов. В рамках ЕВС было принято решение о создании единых финансовых фондов кратко- и среднесрочного характера.

Правовой основой валютных отношений в рамках ЕВС послужили решения Европейского совета об изменении стоимости счетной единицы Сообщества, используемой ЕФВС, об основах ЕВС (1978 г.) и соглашение между центральными банками ЕЭС о механизме функционирования ЕВС (1979 г.).

Окончательный вид ЕВС должна была принять по истечении двух лет. В действительности в механизм ее функционирования вносились изменения в 1985 и 1987 гг. (так называемое Базельско-Ниборгское соглашение) и наиболее существенное — в соответствии с Маастрихтским договором (Нидерланды, 1992 г.).

Членами ЕВС стали эмиссионные банки стран — участниц ЕЭС. Тем не менее членство в ЕВС было неэквивалентно участию в механизме установления и регулирования валютных курсов. Страны, которые не являлись членами ЕЭС, но поддерживали тесные экономические и финансовые отношения с Сообществом, имели возможность заключать с ним соглашения об участии в механизме регулирования валютных курсов (ассоциированное членство). Такой возможностью пользовались Австрия и Норвегия.

В 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором на базе 12 европейских стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция) был образован Европейский союз (Евросоюз, ЕС).

Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, согласовывать основные направления внутренней экономической политики, координировать политику относительно юстиции, охраны окружающей среды, борьбы с преступностью и др.

В качестве денежной единицы ЕС использовалось ЭКЮ. Первоначальная цель введения счетной единицы состояла в создании единого масштаба стоимостных измерений в рамках ЕС, включая выражение в одних единицах доходов и расходов, требований и обязательств.

Единая счетная единица была определена через определенное количество золота, которое соответствовало золотому содержанию доллара (0,88867088 г чистого золота). Пересчет курса счетной единицы по отношению к национальным валютам осуществлялся по установленному жесткому курсу. Но для отдельных сфер экономических отношений стран ЕС (например, аграрной) в 1970-х гг. были установлены иные курсы пересчета, так что возникло фактически несколько счетных единиц.

Для возврата к единой счетной единице Европейский совет ввел в 1975 г. определенную через “корзину валют” европейскую счетную единицу EUA (European Unit of Account), или UCE (Unite de Compte Europeene). EUA стали использовать для различных целей: выражения официальной помощи, предоставляемой развивающимся странам, операций, осуществляемых в Европе Европейским инвестиционным банком, для исчисления бюджета Сообщества, публикации статистических данных и регулирования цен на сельхозпродукцию ЕС.

С вступлением в силу договора о создании ЕВС в 1979 г. европейская счетная единица была заменена на ЭКЮ. Как и у своей предшественницы, курсы пересчета ЭКЮ по отношению к национальным валютам изменялись в соответствии с изменением стоимости отдельных валют по отношению к “корзине”.

Но только с 1981 г. во всех сферах ЕС стали использовать исключительно ЭКЮ. В отдельных сферах использовались различные курсы пересчета, которые тем не менее выводились из единой “валютной корзины”. Поэтому стали говорить не об использовании разных счетных единиц, а о различных модификациях ЭКЮ. Особое положение занимала разновидность ЭКЮ, используемая в единой аграрной политике.

В момент перехода от EUA к ЭКЮ их стоимость и “валютная корзина” были идентичны, причем на тот момент по стоимости эти единицы равнялись 1 СДР (1,20635 долл. США). Первое изменение “валютной корзины” ЭКЮ произошло в 1984 г. (включение в нее греческой драхмы). В результате второго изменения в 1989 г. в “валютную корзину” были включены испанская песета и португальский эскудо. В соответствии с Маастрихтским договором, состав “валютной корзины” ЭКЮ более не изменялся.

Стоимость ЭКЮ и курсы пересчета в другие валюты вычислялись ежедневно Комиссией ЕЭС на основе курсов национальных валют по отношению к доллару, определяемых в результате биржевых торгов. Европейский совет придал ЭКЮ в рамках ЕВС четыре явные функции:

  1. базисная величина для механизма валютного регулирования;
  2. основа так называемого индикатора отклонений;
  3. расчетная величина для финансовых операций;
  4. средство платежа и резервный инструмент для центральных банков.

Механизм валютного регулирования в ЕВС включал также прямые изменения центральных курсов и косвенные воздействия через регулирование процентных ставок.

До 1992 г. этот механизм действовал в рамках ЕВС достаточно надежно. Но в 1992 г. и затем в 1993 г. потребовалось проведение интервенций в невиданных до этого масштабах.

В результате пришлось прибегнуть к ревальвации немецкой марки по отношению ко всем валютам ЕВС и девальвации эскудо и песеты, a английский фунт стерлингов и итальянская лира были исключены из механизма валютного регулирования. Расширение границ разрешенных изменений до 15% привело к стабилизации на валютных рынках, причем колебания валют вокруг центрального курса стали укладываться в прежнюю разрешенную полосу изменений (22,5%).

Изменения центральных обменных курсов, как отмечалось, также относились к мерам стабилизации валютного механизма, однако они влекли более серьезные последствия. При этом затрагивались центральные курсы всех валют ЕВС. Именно поэтому изменения центральных курсов осуществлялись только при согласии всех участников ЕВС.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. не была достигнута планировавшаяся валютная интеграция и не были решены проблемы стабилизации курсов валют. Это проявилось в ревальвации сильных валют и девальвации слабых, курс которых постоянно стремился к выходу из “валютной змеи”. Слабость таких валют, как итальянская лира, ирландский фунт, греческая драхма, португальский эскудо, во многом была обусловлена отставанием соответствующих стран от уровня экономического развития лидеров ЕС.

Другим негативным фактором, осложнявшим укрепление ЕВС, была нестабильность мировой валютной системы. Как известно из теории, при привязке двух или более относительно сильных валют друг к другу, что имело место в ЕВС (не прямо, а через ЭКЮ), колебания курсов валют других стран, имеющих тесные связи с первыми, но находящихся в режиме “свободного плавания”, приводят к нарушениям валютного курса привязанных валют. В частности, колебания курса доллара, активно используемого в расчетах стран ЕС, приводили к неравномерным повышениям или понижениям курсов европейских валют. Это вызывало необходимость корректировки валютных курсов внутри ЕВС, на которые влияли внешние факторы.

Наконец, и официальное ЭКЮ, сформированное с целью осуществления в нем большей части операций внутри ЕВС, с такой ролью не справлялось. Именно поэтому возникла необходимость разработки дальнейших планов по реформированию ЕВС. Новый этап начался с разработки программы создания валютного и экономического союза комитетом Жака Делора (1989 г.), которая нашла практическое выражение в Договоре о Европейском союзе, подписанном в Маастрихте в феврале 1992 г. и вступившем в силу с 1 ноября 1993 г.

Таким образом, речь уже шла не только о валютной, но и об экономической интеграции.

Маастрихтский договор был основан на представленном комиссией Совету ЕС докладе о результатах сближения в экономической и валютной сферах и о пересмотре правовых положений и норм. В докладе было отмечено, что в 1993 г. из-за негативных последствий объединения Германии в экономической сфере, значительных колебаний валютных курсов и общего экономического спада возникли сомнения в возможности достижения необходимого уровня конвергенции для перехода к Единому валютному и экономическому союзу (ЕВЭС). Пришлось даже расширить разрешенные пределы колебаний валютного курса около центрального до 15%.

Тем не менее основные положения договора были ориентированы в перспективе на преодоление негативных тенденций колебаний валютных курсов, и одной из ключевых идей являлось создание единой валюты евро. Если ЭКЮ являлось лишь одной из денежных единиц, выполнявших функцию мировых денег в ЕС при сохранении национальных валют, то евро должно было стать единственной валютой в ЕС. Кроме того, ЭКЮ существовало только в форме счетов, а для евро предусматривался выпуск в обращение наличного эквивалента.

Преимущества евро заключаются в следующем:

  • в рамках зоны евро отпадает необходимость в затратах на поддержание курсов отдельных европейских валют, в частности, на интервенцию центральных банков;
  • исчезает неустойчивость валютной системы из-за резких отклонений курсов от центрального курса ЕСЦ, которая не преодолевается полностью и при использовании механизма интервенций;
  • выравниваются конкурентные условия для фирм разных стран, которые искажались колебаниями валютных курсов, что позволяет провести более углубленное разделение труда;
  • появляется возможность унификации финансовых систем стран ЕС.
Смотрите так же:  Требования к услугам связи

По договору, создание ЕВЭС должно было проходить в три этапа. На первом этапе, который начался 1 июля 1990 г., т. е. еще до подписания договора, предполагалось либерализовать движение капиталов в границах стран ЕС.

На втором этапе, начавшемся 1 января 1994 г., было предусмотрено устранение независимости эмиссионных банков стран-участниц и учреждение Европейского валютного института — временного Европейского центрального банка, резиденцией которого стал Франкфурт-на-Майне. Главными задачами ЕВИ были определены:

  • организационная подготовка к введению евро и его эмиссии;
  • координация денежно-кредитной политики стран — членов ЕВЭС на основе директив Совета министров ЕС;
  • санкции для нарушителей бюджетной дисциплины (ограничение кредитов, предоставляемых Европейским инвестиционным банком, штрафные санкции, беспроцетные вклады в пользу ЕС и др.).

Начало третьего этапа не было жестко зафиксировано. Предполагалось, что он может начаться в период с 1 января 1997 г. по 1 января 1999 г. При этом в рамках этапа были предусмотрены три фазы — А, В и С, в каждой из которых решались самостоятельные задачи.

В фазе А было запланировано определение окончательного круга участников ЕВЭС. В отличие от предыдущих вариантов Европейского валютного союза теперь допуск в него требовал выполнения страной некоторых важнейших критериев, о которых сказано ниже. Были установлены требования к денежной политике ЕВИ и центральных банков стран-участниц, зафиксированы обменные курсы валют стран ЕВЭС. После этого устанавливались окончательные сроки превращения евро в единственное платежное средство в ЕС (но не позднее 4 лет после начала фазы А).

Фаза В продолжительностью максимум 3 года после перехода к третьему этапу начиналась в 1999 г. с фиксирования обменных курсов. К этому моменту евро должно уже было являться самостоятельной валютой. Сначала курс евро устанавливался на уровне курса ЭКЮ.

Наконец, фаза С (начало — максимум через 4 года после начала фазы А) охватывала окончательный переход на единую валюту, который планировалось завершить не позднее начала 2002 г. Евро становилось единственным законным средством платежа. После того как все сделки переводятся в евро, изымаются действовавшие до этого банкноты и монеты.

Кандидаты на вступление в ЕВЭС должны были отвечать четырем критериям:

1. Стабильность цен. Темпы роста цен в стране за 12 месяцев до начала оценки этого показателя не должны превышать 1,5 % темпов роста в странах-членах с наиболее стабильными ценами.

2. Уровень процентных ставок. Ставки процента по долгосрочным государственным займам за 12 месяцев до начала проверки не должны превышать 2% трех стран-членов с максимальной ценовой стабильностью.

3. Задолженность. Общий государственный долг страны не должен превышать 60%, а годовой дефицит бюджета — 3% валового внутреннего продукта (в розничных ценах). Это означает, что доля государственного долга стран должна постепенно снижаться, а сальдо бюджета — изменяться в сторону положительного.

4. Курс обмена. Валюта за 2 года до начала проверки критериев должна участвовать в механизме обмена по курсу, а рыночные колебания ее курса не должны выходить за пределы установленных границ.

У планов введения единой валюты имелось и много противников. Их аргументы сводились в основном к следующему. Во-первых, отмечалась произвольность выбора условий оценки для кандидатов на вступление. Их выполнение зависело от конъюнктуры рынка, поскольку известно, что рыночная экономика развивается циклично. После вступления показатели могли измениться.

Во-вторых, в наиболее развитых странах ЕС, особенно Германии, Франции и Великобритании, опасались, что при переходе к единой валюте отпадал естественный регулятор экономических отношений между странами ЕС в виде валютного курса. Известно, что фиксация курсов двух валют ведет к эффектам так называемой импортируемой инфляции и безработицы. В частности, если инфляция в одной стране выше, чем в другой, то это вызывает смещение спроса в страну с более низким уровнем роста цен. Если курсы валют фиксированы, то такое смещение может приводить к инфляции спроса и в стране, в которой ранее она была менее выражена. “Плавающий” валютный курс играет роль амортизатора, в соответствии с теорией паритета покупательной способности, т. е. изменяется таким образом, что выигрыш покупателей от смещения спроса в страну с менее высоким темпом роста цен компенсируется повышением курса валюты этой страны. Введение единой валюты для двух стран в еще большей степени, чем при фиксированных курсах, способствует проявлению эффектов импортируемой инфляции и безработицы.

Планы создания Единого валютного и экономического союза реализовались в полном объеме, причем были выдержаны сроки. В результате проверки критериев (оценка всех показателей производилась с 1 декабря 1997 г. по 1 декабря 1998 г.) были определены первоначально 11 стран, которые вошли в основную зону единой валюты евро (ins). Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Великобритания отказались от перехода к единой валюте. С 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция.

Как и планировалось, до начала 2002 г. в зоне единой валюты использовалась безналичная валюта евро, а также банкноты и монеты всех стран, которые фактически стали наличными эквивалентами новой валюты. Курсы валют были зафиксированы друг по отношению к другу. Декларировался принцип равноправия всех валют. В начале 2002 г. валюты 12 государств зоны евро были постепенно изъяты из обращения, так что теперь все расчеты внутри зоны ведутся в новой валюте. Остальные страны ЕС составили дополнительную зону, в которой действует валютный механизм, аналогичный существовавшему прежде во всем едином европейском валютном пространстве.

Современный этап развития Европейской валютной системы связан с развитием Евросоюза.

Потенциал развития обусловлен тем, что в зону евро не входят Швейцария, Великобритания. Бельгия, Нидерланды и Люксембург сохранили существующий с 1944 г. таможенно-экономический союз (Бенилюкс).

В 2007 г. число стран — членов ЕС достигло 27.

После распада СССР Россия стала самостоятельно строить отношения с Евросоюзом. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В Коллективной стратегии Европейского союза в отношении России, одобренной Европейским советом в июне 1999 г., говорится о необходимости интеграции России в общеевропейское и социальное пространство. Эта же идея содержится во встречном документе — Среднесрочной стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000-2010 гг.). Полагается, что в итоге будут достигнуты следующие цели: а) расширение экономического пространства ЕС; б) укрепление системы безопасности и сотрудничества в Европе; в) укрепление позиций объединенной Европы в мировой экономике и политике.

Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро с 1999 г. стал Европейский центральный банк (ЕЦБ) — первый в истории наднациональный центральный банк. С переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все центральные банки стран ЕС. Центральные банки государств, входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а некоторые из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков.

Тема 2. Валютные системы

Цели и задачи.

Целью данной темы является изучение эволюции мировой и европейской валютных систем, то есть способов, инструментов и межгосударственных органов, способствующих платёжно-расчётному обороту в мировой экономике.

В развитии мировой валютной системы выделяют четыре этапа: (1) Парижская валютная система, с 1867 г.; (2) Генуэзская валютная система с 1922 г.; (3) Бреттонвудская валютная система с 1944 г.; (4) Ямайская валютная система (с 1976 г.)

Задачи данной темы – изучение характерных особенностей каждого этапа мировой системы и наиболее значимых факторах развития мировых финансов: Бреттонвудские и Ямайские соглашения причины их заключения и пересмотра; образование валютных блоков и зон; направлениях реформирования современной мировой валютной системы; особенности Европейской валютной системы.

2.1. Мировая валютная система.

Мировая валютная система (МВС) представляет собой форму организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закреплённую межгосударственными и международными договорённостями.

На ранних этапах становления мировой валютной системы (XVII–XVIII вв.) валюты обменивались в соответствии с их «металлическим содержанием», что упрощало проблему определения курса обмена. В разных странах для чеканки монет использовали разные металлы: медь, серебро, золото (а также никель, олово, свинец и железо), однако в качестве меры определения валютных курсов служили благородные металлы. Одна часть стран ориентировалась на использование золота в качестве меры стоимости своих денежных единиц, другая часть – серебра. Идея обеспечить единообразие в определении валютных курсов впервые возникла в Великобритании в конце XVIII в., что и было закреплено решением Банка Англии о переходе к золотой основе при определении курса британского фунта стерлингов.

Выбор между золотом и серебром был окончательно предрешен раз и навсегда в период открытия больших золотых месторождений в Южной Африке.

Признание золота формой мировых и национальных денег и закрепление за ним всех функций денег произошло на достаточно мало известной Парижской конференции ( 1867 г.), что означало введение системы золотого стандарта.

Если образование системы золотого стандарта в XIX в. происходило под влиянием главным образом экономических причин, то переход от одной МВС к другой происходил под воздействием не только экономических, но в том числе и внешнеполитических и военных факторов. Так было в начале XX в., когда почти рухнула система золотого стандарта, так было в конце 1930-х гг., когда она распалась, и, наконец, Бреттонвудсская система самоликвидировалась в результате кризисных явлений в мировой экономике.

Характеристика этапов представлена в таблице.

Эволюция мировой валютной системы

Парижская валютная система

Генуэзская валютная система

Бреттонвудсская валютная система

Ямайская валютная система.

Год подписания соглашений

Использование золота как мировых денег

Официальная демонетизация золота

Режим валютного курса

Плавающие курсы в пределах золотых точек

Плавающие курсы без золотых точек

Свободный выбор режима валютного курса

Высшая регулирующая структура

Международный валютный фонд

2.2. Парижская валютная система (1867 – 1922 гг.)

Парижская валютная система базировалась на следующих принципах.

1) Золотомонетный стандарт. Золото стало единственной формой мировых денег. Оно свободно обращалось, центральные банки могли продавать и покупать золото в неограниченных количествах по фиксированным ценам, любое лицо могло использовать золото без каких-либо ограничений,, импорт и экспорт золота не ограничивались.

2) Каждая валюта имела золотое содержание (Великобритания – с 1816 г., США – 1837 г., Германия – 1875 г., Франция – 1878 г., Россия — 1895 г.). К началу XX в. большинство ведущих стран, за исключением Китая, твердо связали себя с золотым стандартом. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото.

3) Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах «золотых точек». Если рыночный курс национальной валюты был выше паритета, основанного на золотом содержании валют, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не национальной валютой.

Плюсом в использовании золота в качестве мировых денег является относительная устойчивость такой «валюты» в силу того, что золото практически не изнашивается. Существенным минусом является негибкость золота как средства обращения. Именно поэтому фактически такую роль стали выполнять переводные векселя (тратты), номинированные в наиболее устойчивой и популярной валюте того периода – английском фунте стерлингов. Постепенно золото вытеснялось в функции средства платежа кредитными деньгами. Золото же в основном использовалось для оплаты государственного долга страны при пассивном сальдо ее платежного баланса. Кроме того, на неофициальной основе в качестве резервной валюты использовался фунт стерлингов.

Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой валяной системы. Золотомонетный стандарт перестал функционировать как денежная и валютная системы. Обмен валюты на золото продолжали осуществлять только США и Япония. К причинам, разрушившим систему золотого стандарта, относились: 1) значительная эмиссия бумажных денег для покрытия военных расходов; 2) введение воюющими сторонами валютных ограничений, препятствовавших единству международной валютной системы; 3) истощение ресурсов золота при финансировании военных затрат. К 1920 г. курс фунта стерлингов по отношению к доллару США упал на 30%, французского франка и итальянской лиры – на 60%, немецкой марки- на 96 %.

2.3. Генуэзская валютная система (1922 — 1944гг.)

После периода валютного хаоса, возникшего в итоге первой мировой войны, был установлен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото — английским фунтом стерлингов, французским франком и долларом США. Платежные средства в иностранной валюте стали называть девизами. Вторая мировая валютная система была оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922г.

Генуэзская валютная система базировалась на следующих принципах.

1) Золотодевизный стандарт. Валюты свободно обменивались на золото не прямо, а через предварительный обмен на одну из трех указанных валют. Золотой стандарт сохранял свою силу только в международных расчетах.

2) Сохранены золотые паритеты валют.

3) Восстановлен режим свободно-плавающих валютных курсов.

Существенное негативное воздействие на Генуэзскую систему оказал мировой экономический кризис 1929–1933 гг., который привел к мировому валютному кризису, выразившемуся: а) в резких переливах капиталов и, как следствие, в неравновесии платежных балансов и колебаниях валютных курсов; б) в стагнации международного кредита с прекращением платежей рядом стран-должников, что вызвало появление обособленных валютных зон (например, в Германии); в) в отказе многих стран от золотодевизного стандарта г) валютный демпинг.

Первыми из неё вышли аграрные и колониальные страны (1929–1930 гг.), затем — в 1931 г. – Германия, Австрия и Великобритания, в апреле 1933 г. – США (запретив при этом частным лицам хранение и обращение золотых монет, слитков и сертификатов, а вскоре и вывоз золота за границу, но взяв на себя обязательство обменивать доллары на золото по цене 35 долл. за тройскую унцию для иностранных центральных банков в целях укрепления международных позиций доллара), в 1936 г. – Франция. Многие страны ввели валютные ограничения и валютный контроль. С этого времени американский доллар последовательно вытесняет английский фунт стерлингов с позиции ведущей мировой валюты, чему в немалой степени способствовало лидерство США в мировой торговле. На основе национальных валютных систем ведущих стран начинают складываться валютные блоки и зоны.

Смотрите так же:  Образец заявление на возврат обеспечения контракта

Валютный блок – это объединение стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношении от возглавляющей блок державы. Характерными чертами валютных блоков являются: прикрепление курса валют стран-членов к курсу валюты страны-лидера, их международные расчеты выполняются в валюте лидера блока, в этой же валюте хранятся резервы стран-участниц, а обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов возглавляющей блок страны.

В 1930-е гг. образовалось три блока:

(1) в 1931 г. – стерлинговый. В него вошли члены Британского содружества наций (кроме Канады и Ньюфаундленда), Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Позднее к нему присоединились Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония, Греция и Иран

(2) в 1933 г. – долларовый. Долларовый блок возглавили США. В него входили многие страны Центральной и Южной Америки (где господствовал американский капитал) и Канада.

(3) В июне 1933 г. на Лондонской международной экономической конференции страны, стремившиеся сохранить золотой стандарт, образовали золотой блок. В него вошли: Франция, как лидер блока, Бельгия, Нидерланды, Швейцария; впоследствии присоединились Италия, Чехословакия, Польша. Участники блока искусственно сохраняли неизменным золотое содержание своих валют и потому терпели убытки от валютного демпинга со стороны стран, которые не придерживались золотого стандарта, что и послужило причиной распада блока в 1935 г. В октябре 1936 г. во Франции был отменен золотой стандарт.

Валютный демпинг, являясь разновидностью валютной войны, разрушал генуэзские соглашения «изнутри». Валютный демпинг – искусственное снижение курса национальной валюты с целью поощрения экспорта. Средством его осуществления были валютные стабилизационные фонды, которые в 1932 и 1934 гг. создали Великобритания и США, в 1935 г. – Бельгия и Канада, в сентябре – октябре 1936 г. Нидерланды, Швейцария и, наконец, Франция. Из этого следует, что к концу 1930-х гг. система золотого стандарта не удовлетворяла даже наиболее верных её сторонников. Во время Второй мировой войны все валютные блоки, а с ними и система золотого стандарта, перестали существовать.

В период Второй мировой войны единый валютный рынок был разрушен, и принципы мировой валютной системы не соблюдались.

Большинство воюющих и многие нейтральные страны ввели валютные ограничения.

Произошло новое повышение роли золота как мировых денег, поскольку в военных условиях стратегические и дефицитные товары можно было приобрести только за золото, что привело к исчерпанию золотых резервов стран, которые вели активные закупки вооружения и продовольствия, и их накопление у стран-экспортеров, прежде всего у США. Германия же, напротив, на подготовку к войне истратила почти весь свой золотой запас, который составлял в сентябре 1938 г. 26 т при 12000 т в США и 3600 т в Великобритании. Правда, в ходе военных действий фашисты захватили 1300 т золота в центральных банках оккупированных стран.

США, учтя уроки международных расчетов по итогам Первой мировой войны, предпочли военные поставки осуществлять не в кредит, а по ленд-лизу, т.е. в аренду, на общую сумму в 50 млрд долл., в том числе на 30 млрд долл. в Великобританию и страны Британского содружества наций, на 10 млрд долл. – в СССР.

В военный период официальные валютные курсы, несмотря на инфляцию, были зафиксированы, и поэтому утратили регулирующую роль в экономических отношениях. Наконец, еще одной особенностью времени было использование странами-оккупантами, помимо прямых методов грабежа, валютно-финансовых махинаций (эмиссия необеспеченных денег для формальной оплаты поставок сырья и продовольствия из оккупированных стран, завышение курса собственной валюты).

2.4. Бреттонвудсская валютная система (1944–1976 гг.)

Мировой валютный кризис, вызванный Второй мировой войной и предшествующими ей событиями, вынудил англо-американских экспертов к разработке проекта новой мировой валютной системы, принципы которой были закреплены на валютно-финансовой конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в Бреттонвудсе (США) 1 . В принятых статьях Соглашения (первая редакция Устава МВФ) были определены основные принципы новой валютной системы:

1. Золотодевизный стандарт, основанный на двух валютах – американском долларе и британском фунте стерлингов (Однако впоследствии в связи с ослаблением фунта и укреплением доллара стандарт в действительности превратился в золотодолларовый). С целью придания доллару статуса главной резервной валюты Казначейство США продолжало размен долларов на золото иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям по официальной цене 1934 г. – 35 долл. за тройскую унцию.

2. Золотые паритеты валют сохранялись и фиксировались в МВФ.

3. Золото продолжало использоваться как международное резервное и платежное средство.

4. Курс валют мог отклоняться от установленного паритета в узких пределах ( ± 1 %), причем в обязанность центральных банков вменялось поддержание этого интервала на основе валютных интервенций. Девальвация валют свыше 10% допускалась только с разрешения МВФ, что означало введение валютного коридора для валют стран, вошедших в Бреттонвудские соглашения. Центральные банки этих стран должны были накапливать для проведения валютных интервенций резервы USD. Если курс национальной валюты падал, то центральные банки выбрасывали на рынок долларовые запасы. В противном случае они скупали USD.

Таким образом, валютные интервенции рассматривались как механизм самоадаптации Бреттонвудской системы к изменяющимся внешним условиям, аналогично перемещению золотых запасов для регулирования платежных балансов при «золотом стандарте».

Изменения валютных курсов в пределах твердых паритетов назывались «ревальвацией» в случае повышения и «девальвацией» при снижении курса национальной валюты по отношению к золоту или к иностранным валютам.

Впервые в истории для межгосударственного регулирования валютных отношений были созданы международные валютно-кредитные организации – Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 2 .

Окончательные расчеты между странами осуществлялись фактически путем обмена золота на валюту и наоборот, либо централизованным путем (Центральными банками и другими официальными учреждениями), либо на Лондонском рынке золота.

Предпосылки кризиса Бреттонвудской системы .

Валютная система, основанная на ключевой роли одной валюты (USD), могла сохранять устойчивость только при основной роли США в мировой экономике и пока золотой запас США мог обеспечить конверсию зарубежных долларов в золото. В конце 1940-х гг. на США приходилось около 75% мировых запасов золота, более 50% – промышленного производства и 30% экспорта,. Однако к 1970-м гг. золотые запасы перераспределились в пользу Европы, составив 47 млрд долл. против 11,1 млрд долл. у США. Тогда же появились и проблемы с международной ликвидностью, поскольку добыча золота с 1948 г. по 1969 г. возросла на 50%, а мировой экспорт – более чем в 2,5 раза, и золота перестало хватать для поддержания золотого паритета доллара.

Второй предпосылкой кризиса явился огромный дефицит платежного баланса США из-за оттока долларов из страны, что привело к формированию евродолларового рынка и снижения доверия к американскому доллару как резервной валюте.

В-третьих, образовались новые финансовые центры — Западная Европа и Япония, – с появлением которых США утратили своё абсолютное доминирование в мировых финансах.

Описанные события являют собой яркий пример дилеммы (парадокса) Р.Триффина. Согласно этой дилемме, золотодолларовый стандарт должен совмещать два взаимоисключающих требования: 1) эмиссия ключевой валюты должна соотноситься с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать её обратимость в золото и со временем способна вызвать кризис доверия к ней; 2) ключевая валюта должна эмитироваться в количествах, достаточных для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.

Кризис второй валютной системы продолжался около 10 лет и выражался в следующих формах:

  • «валютная лихорадка» – перемещение «горячих» денег, массовая продажа валют в ожидании их девальвации скупка валют в предположении их ревальвации;
  • «золотая лихорадка» – массовая скупка золота и, как следствие, рост его рыночной цены;
  • обострение проблемы международной ликвидности (общая нехватка международных платежных средств и их неравномерное распределение между отдельными странами);
  • ревальвации и массовые девальвации валют из-за невозможности удержания их курсов в установленных границах (девальвация фунта стерлингов 18.11.1967 г. на 14,3% и 25 валют, с ним связанных; девальвация французского франка 8.08.1969 г. на 11,1% и 13 валют, с ним связанных; ревальвация марки ФРГ 24.10.1969 г. на 9.3%);
  • активная интервенция центральных банков, в том числе и коллективная;
  • массовое использование заимствований в МВФ для смягчения дефицита платежных балансов;
  • активизация национального и межгосударственного валютного регулирования;
  • паника на фондовых биржах с резкими колебаниями курсов ценных бумаг в ожидании изменения валютных курсов.

К попыткам сохранения основных принципов системы фиксированных паритетов, а в действительности к ключевым этапам кризиса Бреттонвудской системы относятся:

1. Установление двойного рынка золота 17 марта 1968 г.: цена золота на частных рынках устанавливалась в соответствии со спросом и предложением, а в официальных сделках центральных банков сохранялся официальный курс 35 долл. за тройскую унцию.

2. Временное запрещение конвертируемости доллара в золото для центральных банков с 15 августа 1971 г.

3. В мае 1971 г. были ревальвированы швейцарский франк и австрийский шиллинг, что было равносильно скрытой девальвации доллара, но не так сильно било по престижу страны

4. Подписание 18 декабря 1971 г. в Вашингтоне в Смитсоновском институте 10 странами соглашения: а) о девальвации доллара на 7,89% и повышении официальной цены золота на 8,57% (с 35 долл. до 38 долл. за тройскую унцию (что вызвало цепную реакцию: на конец 1971 г. 96 из 118 стран-членов МВФ установили новый курс своих валют к доллару, причем 50 было ревальвировано. С учетом разной степени повышения курса валют других стран и их доли во внешней торговли США средневзвешенная величина девальвации доллара составила 10–12%); б) о расширении пределов колебаний валютных курсов с ± 1% до ± 2,25% от их паритетов и установление центральных курсов вместо их паритетов; в) об отмене 10% таможенной пошлины в США. Но США не приняли на себя обязательство о восстановлении конвертируемости доллара в золото и об участии в валютных интервенциях, сохранив привилегированный статус доллара;

5. Девальвация доллара 13.02.1973 г. на 10% и повышение официальной цены золота на 11,1% – с 38 до 42,22 долл. за тройскую унцию;

16 марта 1973 г. Международной конференцией в Париже курсы валют подчинены законам рынка. С этого момента курсы валют не фиксированы и изменяются под воздействием спроса и предложения вопреки Уставу МВФ. Таким образом, Бреттонвудсская валютная система фактически прекратила своё существование.

Одновременно распались пять из шести образованных в 1930-е – 1940-е гг. валютных зон: британского фунта стерлингов, доллара США, португальского эскудо, испанской песеты и голландского гульдена. Зона франка существует в модифицированном виде до настоящего времени.

C охраняя основные черты валютных блоков, валютные зоны отражали новые явления, связанные с усилением государственного влияния на валютно-финансовые и торговые отношения: 1) возрастание роли межгосударственных соглашений, что придавало валютной зоне официальный характер; 2) консолидированность в области валютно-финансового режима, валютных ограничений, золотовалютных резервов, которые хранились в стране-лидере, льготного режима валютных расчетов внутри группировки, единством валютного контроля во всех странах-членах.

Основные признаки, характеризующие валютную зону: поддержание всеми её участниками твёрдого курса своих валют по отношению к валюте страны-гегемона; изменение курсов своих национальных валют по отношению к другим валютам только с её согласия; хранение в банках этой страны большей части национальных валютных резервов, свободный обмен валют входивших в зону стран, свободное движение средств в пределах зоны и наличие ограничений по отношению к третьим странам, сосредоточение внешних расчётов стран-участниц в банках страны-гегемона. Их монополии имели свободный доступ на рынки сбыта и к источникам сырья стран-участниц, а внешняя торговля последних была подчинена интересам страны-гегемона, что приводило к неэквивалентному обмену в их торговых отношениях. Особенно это касалось развивающихся стран и колоний, входивших в данную валютную зону. Механизмы валютных зон облегчали экспорт капиталов из страны, возглавлявшей зону в её другие страны, а их золотые и валютные резервы, сосредоточенные в банках ведущей державы, также использовались в её интересах. Таким образом, устройство валютных зон позволяло стране-гегемону удерживать свои конкурентные позиции как в странах-участницах зоны, так и в мировой экономике в целом.

Стерлинговая зона окончательно сложилась в начале второй мировой войны с введением валютного контроля Великобританией и другими странами-участницами. За время существования её состав неоднократно менялся. За послевоенный период из зоны вышли Египет, Судан, Израиль, Ирак, Бирма (современная Мьянма), Ливия. В начале 1970-х гг. стерлинговая зона включала все страны – члены Британского Содружества наций, кроме Канады и Южной Родезии (нынешняя Зимбабве), всего 48 государств, в том числе по 5 – в Европе и Америке, 15 – в Азии, 16 – в Африке, 7 – в Австралии. 3 Она являлась крупнейшей из валютных группировок по территории и численности населения входивших в неё стран. Её площадь составляла около 1/6 территории земного шара с населением около 1 млрд чел. На долю стран стерлинговой зоны приходилось 1/6 мирового товарооборота, в том числе на долю самой Великобритании — около 6%. Объединению различных по уровню экономического развития стран в единую валютную группировку способствовали тесные экономические связи с Великобританией, сложившиеся в период её колониального владычества, а также традиционные методы осуществления международных расчетов стран- участниц через лондонский финансовый центр.

Валютному механизму стерлинговой зоны вплоть до 1970-х гг. было присуще: 1) прикрепление валют стран-участниц к английской валюте путем поддержания определённого их курсового соотношения; 2) льготный режим обмена между валютами зоны по сравнению с другими валютами; 3) наличие внутри зоны валютного контроля, распространявшегося прежде всего на валютный оборот с остальным миром; 4) участие ряда стран зоны в «долларовом пуле» (валютном фонде) путем перечисления всей или части их выручки в дефицитных валютах, также золота в централизованные резервы в Лондоне по фиксированному курсу; 5) хранение значительной части валютных резервов членов зоны в виде стерлинговых авуаров в английских банках. Юридически стерлинговая зона не имела централизованного руководящего органа и её деятельность осуществлялась валютными органами стран – участниц на основании «традиционной коммерческой практики» и «джентльменских соглашений». Однако рекомендации английского казначейства и его агента – Банка Англии играли значительную роль в разработке, направлении и осуществлении валютной политики зоны в целом. Для координации валютной политики в зоне периодически созывались конференции стран-членов Британского Содружества и конференции министров финансов соответствующих стран.

С 23 июня 1972 г. одновременно с введением плавающего курса фунта стерлингов, Великобритания в одностороннем порядке отменила льготный режим валютных расчетов практически со всеми странами зоны. С этого времени к списочным территориям, на которые по английскому законодательству не распространялся валютный контроль, и куда прежде входили все страны стерлинговой зоны, включаются только Великобритания, Ирландия и Гибралтар. К остальным странам зоны применяются те же нормы валютного контроля, что и к странам, не входившим в эту валютную группировку. Вступление Великобритании в 1973 г. в ЕЭС еще более снизило роль стерлинговой зоны, а также возможности использования фунта стерлингов в качестве центральной валюты зоны. Хотя в валютном законодательстве Великобритании понятие стерлинговой зоны еще сохранялось некоторое время, однако практически валютная группировка перестала существовать в тот же временной интервал, что и Бреттонвудсская валютная система.

Смотрите так же:  Истории спор на девушки

Долларовая зона – валютная группировка стран, главным образом, Центральной и Южной Америки, чьи денежные системы и внешние расчеты ориентировались на доллар США, занимая по отношению к нему подчиненное положение – всего 19 стран, включая до 1959 г. Кубу. Она возникла на базе долларового блока после отхода США от золотого стандарта. После девальвации доллара в 1934 г. эти страны прикрепили свои валюты к доллару через фиксированные паритеты. С началом второй мировой войны долларовый блок стал именоваться долларовой зоной. 4 Она не имела официальной юридической основы, поскольку не существовало межгосударственных соглашений о её создании.

Для валютного механизма долларовой зоны было характерно: 1) поддержание относительно стабильного курса национальной валюты по отношению к американскому доллару; 2) мягкий валютный контроль (либо его полное отсутствие) при международных расчетах; 3) сохранение основной части валютных резервов в виде долларовых депозитов в американских банках, через посредство которых осуществлялись международные расчеты. Большинство стран-участниц зоны в течение длительного периода сохраняли твёрдые паритеты своих валют с американским долларом: Гаити с 1919 г., Гватемала – с 1925 г., Гондурас – с 1926 г., Доминиканская Республика – с 1947 г., Панама и Сальвадор – с 1934 г. Денежные единицы Гватемалы, Либерии и Панамы неизменно приравнивались к доллару США, при этом американские банкноты и монеты использовались во внутреннем обращении в Либерии и Панаме в качестве законного платежного средства. Из стран зоны относительно самостоятельную валютную политику проводила Канада. Девальвация доллара в 1971 и 1973 гг. и его непрерывное инфляционное обесценивание отрицательно сказывалось на валютных системах остальных стран зоны. В результате Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Филиппины и Эквадор ослабили связь своих валют с американским долларом, стали использовать валютные ограничения и множественные курсы. Хотя в ряде стран зоны до сих пор сохраняется господство американского капитала, а также привязка курсов национальных валют к доллару США, долларовая зона как валютная группировка в начале 1970-х гг. перестала существовать. Данное понятие не применяется больше в валютном законодательстве стран мира.

Зона франка – возглавляемая Францией валютная группировка, возникшая в 1939 г. на базе её колониальных владений, что до распада колониальной системы означало полное подчинение их денежно – кредитных систем метрополии. Окончательно зона сложилась после второй мировой войны, когда в 1950 г. было достигнуто соглашение об её сохранении как «добровольного объединения» стран – участниц и о создании Валютного комитета зоны для координации их валютной и кредитной политики. После завоевания африканскими странами независимости зона франка утратила свою колониальную базу, а её состав претерпевал частые изменения, то теряя, то приобретая стран — участниц. Характерен пример Мали, которая, обретя независимость, не оценив должным образом экономические и финансовые последствия, в 1962 г. вышла из зоны франка и Западноафриканского валютного союза, но уже в 1967 г. вновь вошла в неё. В период своего расцвета зона франка охватывала 24 страны с общей территорией около 7 млн. км 2 и населением около 120 млн. чел. 5 Сейчас в зону франка помимо Франции входят 14 африканских стран: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Камерун, Коморские о-ва, Конго, Кот д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Центральноафриканская республика, Чад, Экваториальная Гвинея.

Со второй половины 1960 г. денежной единицей этих стран является франк КФА (CFA 6 ), именуемый также африканским франком. Денежной единицей тихоокеанских владений Франции является тихоокеанский франк – КФП 7 , введенный одновременно с КФА 26 декабря 1945 г. С 1999 г. курсы КФА и КФП привязаны к евро.

Для 14 стран-членов зоны франка полное членство в зоне означает: 1) установление твердого соотношения их валют с французским франком и оно не может изменяться без согласования с Францией; 2) свободный обмен франков КФА на французские франки; 3) контроль Франции над кредитной политикой эмиссионных банков стран-членов; 4) хранение всех их валютных резервов во французских франках, а с 1999 г. – в евро; 5) отсутствие валютных ограничений между указанными странами; 6) сдачу выручки в иностранной валюте в централизованный пул при французском казначействе (65% — д ля стран Западной Африки и 80% — для Центрально Африки); 6) осуществление всех расчетов через валютный рынок в Париже. Валютная политика стран-членов координируется валютным комитетом зоны франка.

В странах зоны в основном действуют единые нормы валютного контроля. Валютные расчеты со странами, не входящими в зону франка, контролируются. Вывоз банкнот во франках КФА из стран Западноафриканского валютного союза разрешен до 25 тыс. (из Сенегала – до 20 тыс.) франков КФА на одно лицо; в странах Валютного союза Центральной Африки вывоз разрешен из Чада до 30 тыс. фр. КФА на одно лицо, из Габона – 25 тыс., из Камеруна – 20 тыс., из Конго и ЦАР — до 10 тыс. фр. КФА. Ввоз иностранной валюты и франков КФА не ограничивается. 8

Механизм валютных расчетов страны, входящей в зону франка, предусматривает свободный обмен франков КФА на евро через открытый на имя центрального банка операционный счет в казначействе Франции. На этот счет центральный банк соответствующей страны депонирует свои средства в евро и с него получает необходимые ему ресурсы. Обмен франков КФА на евро не ограничивается имеющейся на счете суммой. Счет может быть и дебетовым – Франция автоматически его пополняет. С суммы образовавшегося дебетового сальдо банк страны-должника уплачивает казначейству Франции процент, который прогрессивно возрастает по мере увеличения дебетового сальдо. При кредитовом сальдо процент уплачивает французское казначейство.

Таким образом, структура мировых финансов в первой половине 1970-х гг., когда рушилось их послевоенное устройство, была весьма сложна. Поэтому прошло несколько лет, прежде чем испробовав различные модели валютной системы, ведущие страны мировой экономики пришли к системе гибкого выбора режима валютных курсов, т.е. к тому принципу, на котором фактически и основана современная мировая валютная система.

2.5. Ямайская валютная система ( 1976 г.).

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. Было предложено множество проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. «Комитет двадцати» МВФ подготовил в 1972–1974 гг. проект реформы мировой валютной системы. Наконец, устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в г. Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г., почему она и получила название ямайской.

Соглашение об изменении Устава МВФ было ратифицировано требуемым большинством стран – членов МВФ в апреле 1978 г. Согласно этому документу основами новой системы является свободный выбор режима валютного курса (по преимуществу плавающего, а также фиксированного или смешанного и много валютный стандарт, т.е. возможность выбора разных форм международной ликвидности.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей: (1) выравнивание темпов инфляции в различных странах; (2) равновесие платежных балансов; (3) расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Важнейшие характеристики ямайской валютной системы:

1. Полицентричность. Валютная система основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах: долларе США, английском фунте стерлингов, японской йене, немецкой марке и французском франке;

2. Отмена монетного паритета золота.

3. Основные формы международной ликвидности – свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

4. Отсутствие пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения на валютных рынках.

5. Центральные банки стран не обязаны поддерживать фиксированные паритеты своей валюты. Однако они могут осуществлять валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

6. Запрет выражать свободно выбираемый режим валютного курса через золото.

7. МВФ патронирует политику стран в области валютных курсов. Страны-члены МВФ не должны манипулировать валютными курсами для получения односторонних преимуществ перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс – курс национальной валюты «привязан» к курсу другой валюты. Имеется целый ряд разновидностей фиксированного валютного курса: 1) курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте и автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс; 2) курс национальной валюты фиксируется к СДР; 3) «корзинный» валютный курс, когда курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран — торговых партнеров данной страны; 4) курс, рассчитанный на основе скользящего паритета, когда связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

Плавающий валютный курс – курс национальной валюты определяется спросом и предложением. В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии, ряда других стран и стран Европы. Однако центральные банки этих стран часто поддерживают валюты при резких колебаниях их курсов. Именно поэтому существует «управляемое», или «грязное», плавание валютных курсов. Так, центральные банки США, Канады и Европейский центральный банк для выравнивания краткосрочных колебаний курсов проводят валютные интервенции, а другие изменяют структуру своих золотовалютных резервов.

Смешанный валютный курс – курс национальной валюты привязан с одной стороны фиксированный (к одной валюте), но плавающий по отношении к другим валютам. Такой режим имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание, которое было характерно для стран, входивших в Европейскую валютную систему (ЕВС). В этой валютной системе были установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций между членами Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Курсы валют ЕВС совместно «плавали» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. К такой же категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали» курсы своих валют к цене на нефть. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.

2.6. Перспективы современной мировой валютной системы.

Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично.

Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода. Так, например, количество стран, привязавших свои валюты к доллару за период 1982—2001 гг., уменьшилось с 38 до 20, а к СДР – с 11 до 5, а потом до 4. Следует отметить, если в 1982 г. 8 стран осуществляли независимое плавание, то в 1994 г. – 52. Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживали валютный курс с помощью интервенций, т.е. вместо чистого плавания фактически осуществлялось управляемое плавание.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств: а) со времен Бреттонвудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире; б) альтернативные к доллару, признанные всеми валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Европейский союз (евро), Швейцария (франк), Япония (йена)), имеют стабильные активные сальдо; в) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Третья причина — сильное колебание валютного курса доллара США, что объясняется достаточно независимой монетарной (денежно-кредитной) денежной политикой США.

Как следствие – ширятся требования о создании новой, более сбалансированной мировой валютной системы, Так, в октябре 2000 г. более Сенат Италии выступил с инициативой о воссоздании обновленных Бреттонвудсских соглашений. 9

Лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г. Р.Мандель, ссылаясь на пример экономического и валютного союза ЕС, в создании которого весомую роль сыграла разработанная им теория оптимальной валютной зоны, предложил образовать новую «валютную зону фиксированного валютного курса» на основе трёх валют – евро, доллара и иены. 10

Некоторые российские исследователи, предлагая реформу Международной валютной системы, имеют в виду создание универсального платежного средства – платежного эквивалента доллара – чека ЭДС (cheque EDU). 11

Все это говорит о возможном развитии кризиса современной МВС.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

2.7. Европейская валютная система

Характеристика этапов развития Европейской валяной системы представлена в таблице.

Эволюция Европейской валютной системы

Возможно Вас заинтересует:

  • Малоимущие граждане их льготы Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям в 2019 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в […]
  • Денежное пособие инвалиду 3 группы Ежемесячная денежная выплата инвалидам в 2019 году Ежемесячная денежная выплата инвалидам назначается на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в дальнейшем по тексту - […]
  • Визу можно оформить по прилету в китай в аэропорт Раздел не найден. Мечтаете о встрече с древней историей и иной, так называемой деревенской Поднебесной? Тогда непременно посетите легендарный буддийск. Подробнее Если вы путешествуете с детьми или сами активно интересуетесь живой природой, вам не […]
  • Мировой суд октябрьского района г барнаула официальный сайт Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края Судебная власть в Октябрьском районе г. Барнаула начала свою деятельность в 1937 году. В то время действовала участковая система народных судов. Так, в 1950 году в районе было 6 участковых судов, […]
  • Минздравсоцразвития приказ 328 Действующая редакция ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 (ред. от 24.05.2010) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН" ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "ОБ […]
  • Приказ 568 Приказ Генпрокуратуры России от 18.08.2017 N 568 "О порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим органов военной прокуратуры" (вместе с "Порядком и условиями выплаты военнослужащим органов военной […]

Author: admin