Детская патопсихология учебное пособие

Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологиии дефектологии.

Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является образцом учебника, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нормального детского и юношеского развития и психопатологии этих возрастов.Выдающийся текст, лучшее пособие как для новичка, так и для профессионала. Настоящее научное произведение искусства!

Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка

Нейробиологические и генетические факторы детской психопатологии. Пути развития и последствия асоциального поведения. Возникновение и течение специфических фобий. Лечение тревожных расстройств. Природа депрессии и особенности ее протекания у подростков.

Подобные документы

Детство как предмет психологического исследования. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка. Психоаналитические теории детского развития. Возраст ребенка в сфере разных концепций. Неоконченные споры о развитие психики ребенка.

учебное пособие, добавлен 04.02.2011

Влияние нарушений опорно-двигательного аппарата подростков на поведенческие особенности ребенка. Закономерности формирования депрессивных невротических расстройств у подростков с особенными потребностями. Лечение психических расстройств у детей-инвалидов.

статья, добавлен 25.08.2016

Закономерности функционального и возрастного развития психики ребенка. Понимание сути и подход к проблеме развития в основных психологических направлениях. Факторы, определяющие развитие психики. Периодизация психического развития (по Л.С. Выготскому).

реферат, добавлен 16.03.2010

Этиологические факторы диссоциативных расстройств и расстройств личности. Внутриличностный конфликт при неврозах у подростков. Профилактика нарушений психики у подростков на государственном и местном уровнях. Новые взгляды на профилактику неврозов.

дипломная работа, добавлен 27.04.2011

О специфике детской психики. Детская агрессивность и ее причины. Формирование управляемых механизмов психологической защиты у детей. Развитие внутреннего контроля. Имитация родительского поведения подростками. Понятие обиды, раздражения и чувства вины.

реферат, добавлен 25.02.2014

Основные причины возникновения психических расстройств в форме акцентуаций у молодых людей. Формы протекания депрессии в подростковом возрасте. Ключевые нормативно-законодательные акты в области защиты прав ребенка и профилактики безнадзорности в РФ.

курсовая работа, добавлен 26.11.2014

Рассмотрение детской игры как психологического феномена, отличающего мир детства от мира взрослых. Основные факторы, способствующие развитию творческих способностей детей. Анализ специфических функций игры, особо значимых для личностного развития ребенка.

статья, добавлен 24.07.2018

Периодизация психического развития ребенка. Изучение онтогенеза психики человека. Возрастные особенности формирования восприятия и мышления ребенка. Теория детской сексуальности 3. Фрейда. Последовательное овладение человеком видами деятельности.

презентация, добавлен 07.12.2014

Анализ проявлений девиантного поведения подростков, занимающихся спортом и сравнение с поведением подростков из общеобразовательных классов. Разработка рекомендаций по привлечению подростков к занятиям спортом с целью снижения асоциального поведения.

дипломная работа, добавлен 21.11.2011

Анализ определения понятия депрессии и ее природа, а также свзяь с темпераментом и самоубийствами. Классификация и характеристика видов депрессии, ее лечение: психотерапия депрессивного расстройства, лечение светом, профілактика, самостоятельное лечение.

Детская патопсихология. Хрестоматия

Аннотация к книге «Детская патопсихология. Хрестоматия»

В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях. Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генетических заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.
Хрестоматия является учебным пособием по курсам «Детская патопсихология», «Дефектология», «Специальная психология», «Психология аномального ребенка». Предназначена для студентов психологических, педагогических и медицинских специальностей, будет полезна работникам детских садов, школ и специальных детских учебных заведений.
4-е издание, стереотипное.
Составитель: Н.Л. Белопольская.

Смотрите так же:  Приказ мвд 174 от 2019 года по дежурным частям

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Книга: Детская патопсихология. Хрестоматия — Коллектив Авторов

Автор книги: Коллектив Авторов

Жанр: Детская психология, Книги по психологии

В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях. Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генетических заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

Хрестоматия является учебным пособием по курсам «Детская патопсихология», «Дефектология», «Специальная психология», «Психология аномального ребенка». Предназначена для студентов психологических, педагогических и медицинских специальностей, будет полезна работникам детских садов, школ и специальных детских учебных заведений.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Детская патопсихология

Эрик Мэш, Дэвид Вольф

(Eric Mash, David Wolf «Abnormal Child Psychology», 2nd ed., 2002)

Учебное пособие по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологии и дефектологии. Текст гармонично совмещает клинико-диагностический и экспериментальный подходы.

Успехи детской патопсихологии

Внимание к ребенку, а не только к расстройствам

Всесторонний и комплексный подход

Пути развития и последствия расстройств в зрелости

Жестокое обращение с детьми и расстройства, обусловленные отношениями

Сочетание лечения и профилактики

Оптимальная организация материала

Удобные для читателя главы

Основные изменения и дополнения

Глава 1. Введение

История вопроса и научные достижения

Пробуждение общественного сознания

Психическое расстройство и задержка психического развития

Ранние биологические атрибуции

Ранние психологические атрибуции

Совершенствование методов лечения

Патологическое поведение детей и подростков

Определение психических расстройств

Риск и жизнеспособность

Значимость проблем психического здоровья детей

Вопросы психического здоровья детей и подростков

Специальные вопросы, касающиеся подростков

Глава 2. Теории и причины детской психопатологии

Каковы причины трудностей Джейка?

Взгляд с точки зрения психопатологии развития

Взгляд с точки зрения биологии

Нервная пластичность и значение опыта

Взгляд с точки зрения психологии

Поведенческие и когнитивные влияния

Влияния со стороны семьи и социального окружения

Эволюция и привязанность

Контекст семьи и сверстников

Глава 3. Исследования

Облегченная коммуникация: случай из практики

Примеры исследуемых проблем

Типовые предметы исследования

Методы изучения поведения

Стандартизация, надежность и валидность

Психофизиология и нейроизображение

Качественное (квалитативное) исследование

Вопросы этики и целесообразности

Информированное согласие и выражение согласия

Конфиденциальность и анонимность

Другие проблемы этики и целесообразности

Глава 4. Обследование, диагноз и терапия

Процесс принятия решений

Классификация и диагноз

Категории и измерения

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам

Модели оказания медицинских услуг

Этические и юридические соображения

Эффективность методов лечения

Глава 5. Гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ)

Описание и история изучения расстройства

История изучения расстройства

О чем молчат диагностические критерии Руководства DSM?

Дефицит когнитивных навыков

Медицинские и соматические характеристики

Ситуативные факторы и особенности задания

Сопутствующие психические расстройства и симптомы

Распространенность и особенности протекания ГРДВ

Культурные и этнические различия в оценках распространенности и методах диагностики ГРДВ

Течение заболевания и его последствия

Причины возникновения ГРДВ. Теории и гипотезы

Беременность, роды и раннее развитие

Диета, аллергии и свинец

Медикаментозное лечение: острая полемика

Тренинг родительской компетентности (ТРК)

Комментарий по поводу спорных методов лечения

Глава 6. Проблемы поведения

Среда, затраты и точки зрения на проблемы поведения

Социальные и экономические затраты

Характеристики, взаимосвязанные с проблемами поведения

Дефицит когнитивных и вербальных навыков

Межличностные трудности в общении со сверстниками

Проблемы, связанные со здоровьем

Смотрите так же:  Пособие по безработице детям сиротам ранее работавшим

Злоупотребление наркотиками и алкоголем

Сопутствующие расстройства и симптомы

Гиперкинетическое расстройство и нарушения активности и внимания (синдром дефицита внимания)

Депрессия и тревога

Распространенность проблем поведения, пол и направления развития

Пути развития асоциального поведения

Последствия антисоциального поведения в зрелости

Другие семейные проблемы

Тренинг родительской компетентности

Когнитивный тренинг навыков разрешения проблем

Глава 7. Тревожные расстройства

Отличие тревоги от страха и паники

Нормальные страхи, тревоги, беспокойство и ритуальные действия

Тревожные расстройства, согласно руководству DSM-IV-TR

Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте

Распространенность и сопутствующие расстройства

Возникновение, течение и последствия

Нежелание или отказ посещать школьные занятия

Генерализованное тревожное расстройство

Распространенность и сопутствующие расстройства

Возникновение, течение и последствия генерализованного тревожного расстройства

Распространенность и сопутствующие расстройства

Возникновение, течение и последствия специфических фобий

Социофобия (социальная тревога)

Распространенность, течение и сопутствующие расстройства

Распространенность и сопутствующие расстройства

Возникновение, течение и последствия обсессивно-компульсивного расстройства

Распространенность и сопутствующие расстройства

Возникновение, течение и последствия панического расстройства

Посттравматическое и острое стрессовые расстройства

Распространенность и сопутствующие расстройства

Возникновение, течение и последствия

Ассоциированные характеристики тревожных расстройств

Нарушения когнитивных процессов

Дефицит навыков социального взаимодействия и навыков обработки эмоциональной информации

Тревога и депрессия

Гендерные, культурные и этнические различия

Теории и причины

Генетические и семейные факторы риска

Лечение тревожных расстройств

Медикаментозное лечение тревожных расстройств

Глава 8. Расстройства настроения

История изучения депрессивных расстройств у детей и подростков

Депрессия у детей и подростков

Депрессия и процесс индивидуального развития

Большое депрессивное расстройство

Возникновение, течение и последствия

Гендерные и этнические различия

Дистимическое расстройство (DD)

Распространенность и сопутствующие расстройства

Возникновение, течение и последствия

Ассоциированные характеристики депрессивных расстройств

Интеллектуальная деятельность и учеба

Социальное взаимодействие и проблемы взаимоотношений со сверстниками

Теоретические исследования депрессии

Бихевиористская теория депрессии

Другие теории депрессии

Генетические и семейные факторы риска

Когда родители страдают депрессией

Биполярное расстройство (ВР)

Распространенность биполярного расстройства

Возникновение, течение и последствия биполярного расстройства

Лечение биполярного расстройства

Глава 9. Умственная отсталость

Интеллект и умственная отсталость

Определение и измерение интеллекта и адаптивности детей

Споры о коэффициенте интеллекта

Черты умственной отсталости

Уровни требуемой поддержки

Возрастное развитие и результат в зрелом возрасте

Изменения в развитии

Речь и социальное поведение

Эмоциональные и поведенческие проблемы

Наследственность и влияние окружающей среды

Генетические и конституциональные факторы

Социальная и психологическая сферы

Предупреждение, обучение и терапия

Обучение родителей и пренатальный скрининг

Глава 10. Аутизм и детская шизофрения

Описание аутизма и история его изучения

Диагностические признаки аутизма, согласно диагностическому и статистическому руководству по психиатрическим расстройствам (DSMIVTR)

Спектр проявлений аутизма

Главные характеристики аутизма

Нарушения социального взаимодействия

Нарушение процессов коммуникации

Ассоциированные характеристики аутизма

Распространенность и особенности протекания аутизма

Время наступления болезни

Проблемы раннего развития

Структурные нарушения и функциональные расстройства мозга

Разные дети — разные методы лечения

Программы раннего вмешательства

Другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития

Детское дезинтегративное расстройство

Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR)

Сопутствующие симптомы и патологические процессы

доктор медицинских наук, профессор Л.П. Чуприков, доктор психологических наук, профессор Н. В. Чепелева

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л.

М17 Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное посо­бие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 576 с. — (Учебники «Феникса»).

В пособии представлены основные виды нарушений психи­ческих процессов и личностного развития детей. Даны методы дифференциальной диагностики отклонений в психическом развитии детей с учетом МКБ-10. Рассмотрены принципы и даны конкретные методы индивидуальной и групповой пси-хокоррекционной работы с несовершеннолетними.

Рассчитано на студентов вузов, обучающихся по специаль­ностям «Психология», «Практическая психология», их препо­давателей, а также на психологов, социальных работников. Бу­дет полезно студентам и преподавателям медицинских вузов, а также врачам-психиатрам, психотерапевтам, врачам подро­стковых кабинетов и педиатрам.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., 2000 Обложка, «Феникс», 2000

Список основных сокращений 10

1. Основные понятия и терминология 11

Предмет и задачи детской патопсихологии 11

Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук 16

Принципы построения патопсихологического обследования детей 19

Смотрите так же:  Образец заявление на проживание в общежитии

Подбор экспериментальных методик 22

Примерная схема патопсихологического обследования нарушений психической деятельности ребенка младшего и среднего школьного возраста . 24

1.4. Роль данных о нарушениях в развитии ребенка

в оптимизации учебно-воспитательного процесса 28

Изменение социальной ситуации развития 30

Коррекция обнаруженных нарушений психической деятельности ребенка 31

Психотренинговые (развивающие) коррекционные методы 31

Психотерапевтические коррекционные методы 32

2. Методы исследования нарушений психических процессов

и состояний у детей 34

2.1. Особенности исследования психических процессов

и состояний у детей 34

Патопсихологическое обследование детей дошкольного возраста 42

Исследование психических процессов у детей школьного возраста 50

Нейропсихологическое обследование детей 60

3. Методы исследования отклонений в личностном

3.1. Методы интегральной оценки личности ребенка

в контексте его социальной ситуации развития 72

3.2. Методы исследования структурных компонентов личности 85

4. Влияние отклонений в психическом развитии

на формирование личности 95

Причины возникновения отклонений в личностном развитии 95

Первичные и вторичные дефекты 106

Частные и общие нарушения развития 109

Нарушения межфункционального взаимодействия. 117

4.1. 5. Нарушения темпа психического развития 124

Задержка психического развития 124

Недоразвитие психических процессов 133

6. Органические нарушения психики 149

Минимальная мозговая дисфункция 149

Нарушения межполушарного взаимодействия 151

Расстройства речи 153

Эпилепсия и эписиндром 157

Ранний детский аутизм 161

7. Дисгармоническое развитие личности 174

Нарушения эмоциональной регуляции как основа дисгармонического развития 174

Психологическая структура психопатий 176

Невроз как проявление внутриличностного конфликта 193

8. Специфика нарушений в психическом развитии

Акцентуации и психопатии 207

Неврозы у подростков 213

Начальные проявления психических заболеваний 218

Нарушения влечений 225

Психологическая помощь в кризисных состояниях. 233

9. Причины, сущность и формы проявления социальной дезадаптации несовершеннолетних 243

9.1. Нарушение взаимоотношений ребенка и взрослого

как первоисточник социальной дезадаптации 245

Новообразования в структуре личности ребенка, препятствующие процессу социализации 254

Типология социально дезадаптированного поведения 264

Делинквентное и криминальное поведение как

крайние формы социальной дезадаптации 276

9.4.1. Асоциальные группировки 279

Ю.Аддиктивное поведение несовершеннолетних 291

10.1. Специфика употребления алкоголя и наркотиков

в подростковом возрасте 292

10.1.1. Факторы аддиктивного поведения

в подростковом возрасте 294

J0.2. Роль неправильного семейного воспитания

в возникновении аддиктивного поведения

у подростков 297

]Q.l 3. Неконгруэнтность в общении;

альтернирующее воспитание 302

10.3. Влияние отклонений в развитии психики ребенка

на возникновение аддиктивного поведения 306

10.4. Личностная предрасположенность

к аддиктивному поведению 310

Мотивационная сфера 314

Самосознание, образ «Я» 317

Противоречивость самооценки и уровня притязаний 320

10.5. Динамика злоупотребления психотропными веществами в подростковом возрасте 323

Возможно Вас заинтересует:

  • Развод родителей для ребенка 8 лет Развод родителей глазами ребенка Что чувствует ребенок, когда его папа и мама расстаются? Какими он видит своих близких людей, болезненно переживающих разрыв отношений? Трогательная шестиминутная история о мальчике, чьи родители после развода […]
  • Федеральный закон о ветеранах боевых действий в афганистане Какие льготы положены ветеранам боевых действий в 2019 году? С 1 февраля 2019 года увеличилась денежная выплата ветеранам боевых действий – это категория федеральных льготников, пользующихся особой поддержкой государства. Кроме того, в […]
  • Адвокат свиридова Адвокат Свиридова Екатерина Николаевна Полезная информация? Поделиться: Отзывы об адвокате Вы можете оставить отзыв об адвокате — указывайте больше фактов (время, имена, номера дел в судах). Короткие отзывы вида "Хороший адвокат" не информативны и […]
  • Судебные приставы города артема Отдел судебных приставов г.Артема Приморского края Адрес: 40 лет Октября ул., 40,г. Артем, 692760 Время работы: Вт с 10.00 до 15.00, Ср-Чт с 16.00 до 20.00 Телефон для справок: +7(42337)4-93-37 Начальство ОСП г.Артема Лапшина Елизавета […]
  • Договор оказания услуг транспортных средств Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Образец договора на оказание автотранспортных услуг Договор на оказание автотранспортных услуг № __ г.______________ «__» _______ […]
  • Проверка бланков осаго на подлинность Проверка полиса ОСАГО Обезопасить себя от покупки поддельного полиса ОСАГО можно воспользовавшись специальным сервисом Банки.ру, осуществляющим проверку полиса по базе РСА. Сервис проверки полиса ОСАГО Случаи, когда страховой полис оказывается […]

Author: admin