Цыганков па теория международных отношений учебное пособие

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры 8

Цыганков П.А. — отв. ред. Подробнее

Год: 2018 / Гриф УМО ВО

Предыдущие выпуски

Сегодня на наших глазах происходит формирование нового мира, во многом отличающегося от привычных реалий. Действительно ли основные внутренние пружины мирового развития станут радикально иными? Разумеется, никто не может однозначно предсказать будущее. Вместе с тем изучающим международные отношения и мировую политику полезно и необходимо иметь представление о повторяющихся в ходе веков и даже тысячелетий конфигурациях, которые принимали (и будут принимать) международные системы, об эволюции и преемственности в типах действующих лиц, о мотивах и истоках их поведения. И, конечно, о ключевых, центральных или «вечных» вопросах, которые волновали и продолжают волновать умы: возможно ли преодоление войн и достижение состояния постоянного мира между народами и реально ли рассчитывать на управляемость мировой политикой в интересах всех людей? Авторы учебника, используя мировые и отечественные исследования, показывают место и роль России в современном историческом процессе и возможные пути ее развития.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Как известно, элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Существуют различные виды наблюдений. Так, например, непосредственное наблюдение, в отличие от опосредованного (инструментального), не -предполагает использования какого-либо технического оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.). Оно бывает внешним (подобным тому, которое, например, ведут парламентские журналисты или специальные корреспонденты в иностранных государствах) и включенным (когда наблюдатель является прямым участником того или иного международного события: дипломатических переговоров, совместного проекта или вооруженного конфликта). В свою очередь, прямое наблюдение отличается от косвенного, которое проводится на основе информации, получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.п. В теории международных отношений в основном возможно косвенное и инструментальное наблюдение. Главный недостаток данного метода сбора данных — большая роль субъективных факторов, связанных с активностью субъекта, его (или первичных наблюдателей) идеологическими предпочтениями, несовершенством или деформированностью средств наблюдения и т.п. (Кукулка. 1980. С. 50—58).

Изучение документов

Применительно к международным отношениям оно имеет ту особенность, что у «неофициального» исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации (в отличие, например, от штабных аналитиков, экспертов международных ведомств или работников органов безопасности). Большую роль в этом играют представления того или иного режима о государственной тайне и безопасности. В СССР, например, предметом государственной тайны долгое время оставался объем добычи нефти, уровень промышленного производства и т.д.; существовал огромный массив документов и литературы, предназначенной только «для служебного пользования», сохранял-

Глава 2. Проблема метода в теории международных отношений

ся запрет на свободное хождение иностранных изданий, огромное множество учреждений и институтов было закрыто для «посторонних».

Существует и другая проблема, затрудняющая использование данного метода, который является одним из исходных, базовых для любого исследования в области социальных и политических наук: это проблема финансовых средств, необходимых для приобретения, обработки и хранения документов, оплаты связанных с этим трудовых затрат и пр. Понятно поэтому, что чем более развитым является государство и чем более демократическим является его политический режим, тем более благоприятные возможности существуют и для исследований в области социальных и политических наук.

Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей, уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций, декларации

и сообщения властных структур, политических партий и общественных объединений и т.д. Вместе с тем широко используются и неофициальные письменные, аудио и аудиовизуальные источники, которые так или иначе могут способствовать увеличению информации о событиях международной жизни: записи мнений частных лиц, семейные архивы, неопубликованные дневники. Важное значение могут играть воспоминания непосредственных участников тех или иных международных событий — войн, дипломатических переговоров, официальных визитов. Это касается и форм подобных воспоминаний — письменных или устных, непосредственных или восстанавливаемых и т.п. Большую роль в сборе данных играют так называемые иконографические документы: картины, фотографии, кинофильмы, выставки, лозунги. Так, в условиях господствовавшей в СССР закрытости, повышенной секретности и, следовательно, практической недоступности неофициальной информации американские советологи уделяли важное внимание изучению иконографических документов, например репортажей с праздничных демонстраций и парадов^Изучались особенности оформления колонн, содержания лозунгов и плакатов, количества

и персонального состава официальных лиц, присутствующих на трибуне, и, разумеется, видов демонстрируемой военной техники и вооружений (подробнее об этом см.: Баталов. 1991).

Это также метод, являющийся общим для многих дисциплин. По утверждению Б. Рассета и X. Старра, в науке о международных отно-

шениях он стал применяться лишь с середины 1960-х гг., когда непрекращающийся рост числа государств и других международных акторов сделал его и возможным, и совершенно необходимым (Rassett, Starr. 1981. P. 46). Главное достоинство данного метода состоит в том, что он нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. Необходимость сравнения между собой государств и их отдельных признаков (территория, население, уровень экономического развития, военный потенциал, протяженность границ и т.д.) стимулировала развитие количественных методов в науке о международных отношениях и, в частности, измерения. Так, если имеется гипотеза о том, что крупные государства более склонны к развязыванию войны, чем все остальные, то возникает потребность измерения величины государств с целью определения, какое из них является крупным, а какое малым, и по каким критериям. Кроме этого, «пространственного», аспекта измерения, появляется необходимость измерения «во времени», т.е. выяснения в исторической ретроспективе, какая величина государства усиливает его «склонность» к войне (там же. Р. 4748).

В то же время сравнительный анализ дает возможность получить научно значимые выводы и на основе несходства явлений и неповторимости ситуации. Так, сравнивая между собой иконографические документы (в частности, фото- и кинохронику), отражающие отправление французских солдат в действующую армию в 1914 и в 1939 гг., М. Ферро обнаружил впечатляющую разницу в их поведении. Улыбки, танцы, атмосфера всеобщего ликования, царившая на Восточном вокзале Парижа в 1914 г., резко контрастировала с картиной уныния, безнадежности, явного нежелания отправляться на фронт, наблюдаемой на том же вокзале в 1939 г. Поскольку указанные ситуации не могли сложиться под влиянием пацифистского движения (по свидетельству письменных источников, оно никогда не было столь сильным, как накануне 1914 г., и, напротив, почти совсем не проявляло себя перед 1939 г.), постольку была выдвинута гипотеза, согласно которой одним из объяснений описанного выше контраста должно быть то, что в 1914 г., в отличие от 1939 г., не существовало никаких сомнений относительно того, кто является врагом: враг был известен и идентифицирован. Доказательство данной гипотезы стало одной из идей весьма интересного и оригинального исследования, посвященного осмыслению Первой мировой войны (Ferro. 1990).

Теория международных отношений (2)

Главная > Лекция >Международные отношения

Предмет и основные категории ТМО.

Социально-гуманитарные науки, изучающие мировые политические процессы, в качестве объекта исследования рассматривают общсст-‘венные явления, которые последние столетия принято обозначать тер­мином «международные отношения». При более детальном определе­нии предметной области этик наук невозможно обойтись без таких категорий, как «внешняя политика», «международная политика», «мировая политика». Содержание этих категорий, их взаимосвязь и соотношение по-разному понимаются и раскрываются в отечествен­ной и зарубежной литературе. Поэтому следует специально рассмот­реть этот вопрос.

Центральное, системообразующее место среди всех вышеназван­ных категорий принадлежит категории «международные отношения». Анализируя данную категорию, следует иметь в виду, что сам фено­мен международных отношений не является раз и навсегда застыв­шим, а постоянно меняется, эволюционирует. Сегодня он не такой, каким был 200 и тем более 2 тыс. лет тому назад, а через 100 лет будет совсем иным, чем в наши дни. На динамику международных отноше­ний оказывает существенное влияние внешняя среда — внесоциальная и социальная. Под внесоциапьпой средой системы международных отношений принято понимать то, что существовало до появления че­ловека и человеческого общества. Это природа в ее первоначальном, не затронутом внешним воздействием виде, представляющая объект изучения геологии, географии, метеорологии, экологии и т. д. Там, где влияние внесоциалъной среды на международные отношения осо­бенно заметно, на стыке гуманитарных и естественно-научных дис­циплин возникают особые, пограничные науки, например геополи­тика.

По сравнению с темпами развития общества изменение природной среды происходит крайне медленно. Очертания материков и континентов, морей и океанов, расположение рек и горных хребтов остались такими же, как 2-3 тыс. лет назад. Но сегодня сама внесоциалъная среда испытывается воздействие технического и технологического про­гресса и, в свою очередь, меняясь, оказывает влияние на междуна­родные отношения. Очевидно, что изменение климата или исчерпа­ние того или иного природного ресурса не может не отразиться на экономике и на повседневной жизни людей, а тем самым — и на от­ношениях между странами и народами.

Воздействие социальной среды на международные отношения го­раздо глубже и динамичнее. Социальной средой называется все, что появилось вместе с человеком, и то, что определяет жизнь общества. Это экономика, политика, техника, технология, идеология^ культура, религия и т. д. Авторы известной работы о воздействии внешней среды па международные отношения супруги Герберт и Маргарет Спроуты привели множество интересных конкретных примеров подобного воз­действия. В отличие от XX в., когда многие международные проблемы было возможно решать путем переговоров с использованием техни­ческих средств без диТных контактов между политическими лидерами разных стран, Александр Македонский не мог сделать то же самое, позвонив персидскому царю Дарию по телефону, ввиду отсутствия такового. Гитлер, личные убеждения которого допускали использо­вание любых чудовищных средств уничтожения человека, так и не стал обладателем ядерного оружия. Нетрудно себе представить, ка­кими могли быть итоги Второй мировой войны, если бы «урановый проект» б Германии был доведен до конца. Особое влияние на эволю­цию международных отношений в последнее столетие оказало разви­тие транспортных и информационных технологий.

Вернемся теперь к исходному пункту нашего разговора. Он был введен с оборот англий­ским философом Дж. Бентамом на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Появление данного термина в тот период не случайно, поскольку именно рубеж ХУШ-Х1Х столетий стал важным этапом в энолюшш самого фено­мена международных отношений. К тому времени в Западной-Евро­пе окончательно сложилась система суверенных национальных госу­дарств. На смену отношениям между царствующими монархами и правящими династиями пришли отношения между государственно организованными народами-нациями. Недаром в западной традиции понятия «нация» и «государство» являются синонимами. Параллельно с формированием наций завершился процесс становлении гражданского общества, подчинившего себе и преобразовавшего в соответст­вии со своими потребностями государство.

Тогда же оформилась и га модель международных отношений, ко­торая до недавнего времени считалась эталонной и само собой разу­меющейся. В соответствии с ней гражданское общество каждой страны наделяло государство всеми полномочиями в области обеспечения национальной безопасности и внешних сношений. Правительство одного государства в соответствии с этими полномочиями вступало в официальные связи с правительством другого государства, и именно но этому каналу осуществлялось большинство связей не только меж­ду государственными структурами, по и между различными субъ­ектами гражданского общества этих стран. Конечно, частные связи, неопосредованные государством, существовали всегда, но неразви­тость транспортных и информационных коммуникаций сильно огра­ничивала их возможности. Большие расстояния требовали много вре­мени и ресурсов, а государство в отличие от частных субъектов могло себе это позволить, и в значительной ступени именно государство мои он о; I из и ро вал о сферу внесших сношений, на долгие времена оста­ваясь единственным международным актором.

Развитие социальной сферы, прогресс транспортных и информа­ционных коммуникаций отразились на экономике и политике. Число взаимосвязей, прежде всего между частными субъектами, в наиболее развитых странах стремительно увеличивалось, причем государство уже не могло и не стремилось их полностью контролировать. Значи­тельно возросли число и роль международных организаций, как прави­тельственных, так и неправительственных, получивших возможность стать в одни ряд с государствами как международными акторами. Эти процессы дали основание специалистам гопорить о переходе от международных к транснациональным отношениям и даже о «смерти национальных государств. П ре летав лается, что переход к новому типу отношений еще не произошел; такой переход скорее проявляется как тенденция в наи­более экономически и технологически развитой части современного мира. Но эта тенденция объективно детерминирована и в итоге при­ведет к «международным отношениям совсем иного типа, чем те, которые господствовали последние два с половиной столетия.

Но и привычный для нас классический тип международных отно­шений не был первым и единственным в истории. Ему предшествовали несколько более ранних типов, сложившихся в различные исторические эпохи. Очевидно, уже на ранних стадиях развития человеческого общества между первобытными племенами складывались определен­ные отношения. Древние племена соперничали между собой по по­воду территории или других ресурсов или, наоборот, сотрудничали в какой-либо форме. Эти взаимоотношения до появления первых го­сударств не имели политического характера. С возникновением же государств стали складываться новые типы отношений: между государ­ственно неорганизованными племенами и древнейшими государства­ми, а также между древнейшими государствами. Примеров отношений первого тина в истории немало, достаточно вспомнить многовеко­вую борьбу Западной Римской империи с германскими племенами или Византийской империи со славянскими.

Межгосударственные же отношения встречаются в древности го­раздо реже, поскольку государства формировались не одновременно и не во всех регионах мира. Постепенно, по мере распространения го­сударственных форм организации, межгосударственный тип отноше­ний между территориально обособленными социумами стал домини­рующим, а затем и единственным. Однако это были не классические международные отношения, которые сложились в эпоху националь­ных государств. В традиционных социумах государство и общество часто существуют параллельно, почти не пересекаясь во времени и пространстве. Патриархальный крестьянин не отдавал себе отчета в том, в каком государстве он живет, и тем более не задумывался, ка­кие отношения у этого государства с внешним миром. В традиционном государстве сфера публичной политики была ограпичена чрезвычайно узким кругом правящей элиты. А в вопросах внешней политики этот круг, за редким исключением, сужался до одного человека — монар­ха, персонифицировавшего всю государственную власть в своем ли­це. Практически все межгосударственные отношения Средневековья выглядели как межличностные отношения между монархами. Воева­ли между собой не народы, а короли, цари, князья и императоры. Вступали в соглашения, принимали на себя обязательства не госу­дарства, а те, кто себя с ними отождествляли.

Современные международные отношения имеют сложную внут­реннюю структуру, о которой речь пойдет далее. Цент­ральное системообразующее место в этой структуре принадлежит международным политическим отношениям. Они зародились вместе с появлением самой политики как общественного явления и основ­ного политического института государства. Эти отношения склады­вались в результате реализации каждым из государств собственной

внешнеполитической линии, основанной на их собственных (нацио­нальных) интересах.

Международные политические отношения можно рассматривать и как международную политику — одну из основных сфер мира по­литических процессов и отношений. Субъектами международной политики изначально выступали государства, коалиции государств, а последние сто с лишним лет также и международные межправи­тельственные организации. В центре международной политики на­ходится борьба государств за власть, т. е. способность в максималь­ной степени влиять на поведение других международных субъектов в соответствии со своими собственными интересами. Из этого выте­кает основная дилемма международных политических отношений -межгосударственный конфликт или межгосударственное сотрудни­чество. В прошлом она часто выступала в виде главной международ­ной проблемы — проблемы войны или мира.

Международная политика формировалась и функционировала и локальных и региональных рамках; вплоть до 2-й половины XIX в. ее глобального уровня не существовало. В Древнем мире параллельно разворачивались конфликты в Европе, Азии, Африке, но они не были взаимосвязаны из-за огромных расстояний между государствами и регионами. Появление глобального уровня международной полити­ки, охватившего все пространство земного шара, связано с заверше­нием процесса превращения мира в единое целое. Начало ему было положено эпохой великих географических открытий, а закончился он в результате революционных технологических и экономических сдвигов в середине XIX столетия. После изобретения парового дви­гателя и электрических средств связи (телеграф, телефон) появи­лась возможность преодолевать гигантские расстояния и переметать огромные объемы грузов, моментально передавать информацию. Раз­витие транспортных и информационных коммуникаций повлекло за собой экономические, социальные, а затем и политические измене­ния. Первым и главным следствием революции в области производ­ства, транспорта и связи стало формирование единого мирового хо­зяйства, в котором колебание экономической конъюнктуры в одной части земного шара сразу же отзывается в других, самых отдаленных его частях.

На базе сложившейся мировой экономики началось формирова­ние и мировой политики. Об этом свидетельствовало и то, что вслед за мировыми экономическими кризисами пришли мировые войны — вооруженные конфликты невиданных и немыслимых ранее масштабов.

Термины «мировая политика» и «международная политика» многи­ми авторами употребляются как синонимы. Представляется, что это неверно, мировая политика — это не просто международная полити­ка глобального масштаба. Появление мировой политики стало каче­ственно новым этапом развития всей политической сферы. Мировая политика отличается от международной политики предшествующих столетий и по содержанию проблем, стоящих в ее центре, и по харак­теру субъектов, действующих в ее рамках.

Традиционные для международной политики проблемы межгосу­дарственных конфликтов и межгосударственного сотрудничества до­полнились проблемами выбора путей и целей экономического, соци­ального и политического развития мира. Возникшие во 2-й половине

XIX в. на базе глобальных политических идеологий (либерализм, консерватизм, социализм и т. д.) международные политические дви­жения стали предлагать свои варианты общественного устройства, а также средств и способов их достижения. Эти движения институ-циализировались на мировой политической арене как сеть междуна­родных неправительственных организаций, тесно связанных с мно­гочисленными партиями, организациями и движениями в отдельных национальных государствах. Граница, разделявшая внутреннюю и внешнюю политику, становилась все более проницаемой, пока в конце

XX в. не стала совсем условной. К этому времени особую актуаль­ность для мировой политики приобрели проблемы, получившие опре­деление глобальных проблем современности: экологическая, демогра­фическая, энергетическая, продовольственная и др.

Появление новых проблем в мировом развитии вызвало к жизни множество общественных движений на национальном уровне и но­вые неправительственные организации на международной арене. Хотя большинство из них при создании не имели политического характера, сложившиеся обстоятельства способствовали их включению в миро­вой политический процесс, тем самым расширяя число его субъектов.

Мировая политика зародилась и выросла на фундаменте между­народных отношений и представляет с ними единый и неразрывный комплекс. Однако полного тождества между обеими частями этого комплекса нет. Мировая политика включает и международную по­литику, но не сводится к ней, она шире по своей проблематике и по числу задействованных в ней субъектов. Международные политиче­ские отношения, являясь ведущим и системообразующим элементом структуры международных отношений, не охватывают данную струк­туру в целом. Международные экономические отношения, входящие

в ту же самую структуру, складываются в рамках мировой экономики, которая выступает по отношению к мировой политике в качестве внешней среды. Таким образом, взаимосвязь мировой политики и международных отношений весьма сложна и динамична. Это следует учитывать при определении предмета исследования научных дисци­плин, изучающих международные проблемы. Для теории междуна­родных отношений как одной из важнейшей из них предмет исследо­вания может быть определен следующим образом:

изучение закономерностей международных отношений как целост­ной системы;

анализ международной политики и внешней политики отдельных государств;

анализ динамики в тенденций развития мирового политического процесса и основных направлений деятельности его ведущих субъ­ектов;

комплексное исследование отдельных вопросов мировой политики.

Такое широкое предметное поле и определяет место и роль тео­рии международных отношений в структуре современного гумани­тарного знания.

Регулирование и лидерство в современных международных отношениях Темников, Денис Михайлович

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Темников, Денис Михайлович. Регулирование и лидерство в современных международных отношениях : диссертация . кандидата политических наук : 23.00.04 / Темников Денис Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений].- Москва, 2009.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23/128

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глобальный характер происходящих в мире изменений позволяет говорить о трансформации современной системы международных отношений в иное состояние, отличное от того, которое было характерно для нее в последнее десятилетие XX века С одной стороны, новой системе международных отношений присуща большая степень рациональности, что проявляется в стремлении глобального лидера (США) регулировать международные отношения на основе собственных представлений и интересов С другой стороны, возрастает стихийность, исходящая от самой системы международных отношений. При этом стихийность или хаотичность развивается до известной степени как противовес тенденции к рационализации или упорядоченности Взаимодействие рациональности и стихийности ускоряет трансформацию «классических» межгосударственных отношений в то, что в начале XXI века получило название «мировая политика»

В этих условиях новое прочтение и анализ существующих материалов на тему регулирования и лидерства представляется актуальным с точки зрения определения последних тенденций в развитии международных отношений Исследование вопросов регулирования и лидерства в международных отношениях приобретает первостепенное значение, тк они играют структурообразующую роль и оказывают принципиальное влияние на возможности системы международных отношений по адаптации к постоянно изменяющимся условиям Анализ структуры международных отношений на предмет выявления закономерностей образования, развития и осуществления регулирования и лидерства несет важное теоретическое и методологическое значение Поэтому основное внимание в работе уделялось, прежде всего, теоретическим и методологическим аспектам регулирования и лидерства в современных международных отношениях

Ретроспективный анализ механизмов регулирования международных отношений указывает на их поступательное развитие в сторону увеличения степени институционализации Если мировые религии опирались на регулирование на основе морали, то современная международно-правовая идеология — на нормы и институты Если «концерт» европейских монархий XIX века предполагал наличие механизмов устного согласования действий на временной основе (ad hoc), то уже Устав Лиги Наций устанавливал некий формализованный в принципах и правилах механизм регулирования международных отношений, получивший законченную форму в Уставе ООН

Во второй половине XX века с целью упорядочивания международных отношений предпринимались различные попытки их морально-правового регулирования С одной стороны, регулирование международных отношений предполагалось осуществлять через формирование мирового правительства как единого органа всемирного масштаба наподобие политической организации современного государства С другой стороны, предполагалось провести реформирование международных организаций, прежде всего ООН, с целью укрепления их упорядочивающей и институционализирующей роли в международных отношениях

В целом мирового правительства или какого-либо иного института, способного на систематической основе осуществлять контроль над внешней и внутренней политикой национальных государств, не сложилось, а проблема регулирования процессов глобального характера при помощи традиционных форм межгосударственного взаимодействия осталась нерешенной Реформирование ООН не привело к конкретным и эффективным результатам Тем не менее, о необходимости укрепления и усовершенствования миросистемного регулирования свидетельствуют, в практическом плане — активная деятельность ряда государств (России, Китая, Индии) по оптимизации работы ключевых международных институтов, а в теоретическом плане -попытки выразить на концептуальном уровне изменение представлений о новых методах и путях достижения целей субъектами международных отношений

На фоне недооценки ООН стала зарождаться тенденция к односторонним действиям некоторых субъектов на международной арене Завершенную форму данная тенденция приобрела в действиях сначала НАТО в Югославии в 1998-1999 годах, затем США и Великобритании в Ираке в 2003 году. Приход к власти в США в 2000 году республиканской администрации ДжБуша-младшего повлек серьезные изменения во внешнеполитической стратегии этой страны Американская администрация стала отходить от политики международного партнерства Появились основания утверждать, что концепция «жесткой гегемонии» стала преобладать в политическом мышлении США На авансцену мировой политики вышел унилатерализм — утверждение глобального лидерства США и формирование международного порядка, в рамках которого США стремились стать единственным государством, обладающим правом и возможностью регулирования международных отношений «Реванш силы» не столько трансформировал межгосударственные отношения, сколько их

«перемалывал» , выстраивая заново Получили развитие концепция «смены режимов» и идея «американской демократической империи».

События 2003-2008 годов внесли дополнительную дисгармонию в видение проблематики регулирования Начался новый цикл обсуждений, связанный с кризисом неолиберализма и обозначившейся частичной «деинституционализацией» международных отношений Исследование проблематики регулирования стало смещаться в область анализа идей «американской империи», с одной стороны, и возрождения многополярности, с другой стороны, сопровождаясь ростом интереса к известным наработкам в сфере достижения стабильности мировой системы посредством либо гегемонии, либо механизмов международного взаимодействия.

В настоящее время выделяют несколько подходов к пониманию того, как осуществляется регулирование современных международных отношений Получила развитие концепция однополярного мира. Основным положением этой концепции является тезис о комплексном превосходстве Соединенных Штатов над своими потенциальными противниками по всем показателям компонентов мощи — экономическим, военным, технологическим, причем как в количественном, так и в качественном отношении 2 .

Критики концепции однополярного мира, в свою очередь, показывают, что для сегодняшнего мироустройства характерно скорее сочетание элементов однополярности (отрыв США) и элементов многополярности (Соединенные Штаты вынуждены сотрудничать с другими сильными державами ввиду растущего недовольства их поведением на мировой арене) 3 Такую ситуацию определяют как «одно-многополярность» (uni-multipolarity) 4 Потребность определить действительные контуры мира подвигла российского ученого АДБогатурова выдвинуть схему мироустройства, получившую название «плюралистической однополярности» Эта структура, по словам автора, складывается преимущественно в рамках вектора однополярного развития, но преломляясь сквозь призму окружения США, меняет свою направленность, приобретая элементы многополярности 5

Богатуров А Д «Стратегия перемалывания» во внешней политике США // Богатуров А Д, Косолапое Н А, Хрусталев М А Очерки теории и методологического политического анализа международных отношений М. НОФМО.2002 С 364

‘WohlforthW The Stability of a Unipolar World //International Security 1999 Vol 24 №1 Summer P 5-41, Bell С American Ascendancy — And the Pretense of Concert II The National Interest 1999 Fall P 55-63, Бжезинский 3 Великах шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы М Международные отношения, 1999

5 Nye J The Paradox of American Power Why the World’s Only Superpower Can’t Go it Alone Oxford Oxford University Press, 2002

‘HunhngtonS The Lonely Superpower II Foreign Affairs 1999 March-April P35-45

5 Богатуров А Д Плюралистическая однополярность II Богатуров А Д, Косолапое Н А, Хрусталев М А Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений М НОФМО, 2002 С 291

В нынешних условиях говорят и о «бесполярности» или «бесполюсности» (nonpolarity) — концепции, выдвинутой еще в 2001 г российским ученым Э Я Баталовым Он подчеркивает, что « грядущий мир не будет — по крайней мере в обозримой перспективе — ни однополярным, каким он видится многим на Западе, ни многополярным, каким его желали бы видеть некоторые российские государственные деятели и оппоненты США в других странах» 6 Среди западных ученых только в 2008 году появилась схожая концепция Она связывается в основном с работами Р Хаасса 7 Он признает, что «период стабильной однополярности закончился, и мир вступил в эпоху бесполюсного порядка, характеризующегося диффузией силы и влияния, а также ростом числа активных игроков, включая негосударственных» 8

Однако не все исследователи согласны с тем, что в мире отсутствуют полюса Сторонники концепции полицентричности мира полагают, что международные отношения тяготеют к плюрализации, сопровождающейся появлением и последующим укреплением позиций новых акторов на мировой арене 9 . Данный процесс оказывает влияние на становление новых центров Происходит размывание «господства Америки»

В научном мире, таким образом, не сложилось единого понимания дальнейшего развития системы международных отношений Конкурирующие между собой концепции не дают однозначного ответа и по поводу исследуемой проблематики Целесообразно дополнить существующие представления о современном мироустройстве, сосредоточившись на выявлении условий функционирования мирового порядка и определении его основ

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена новыми реалиями мировой политики, связанными с трансформацией системы международных отношений к отличному от периода биполярности состоянию Незавершенность этого процесса предопределяет и дальнейшую модификацию глобального регулирования и лидерства в международных отношениях Это происходит, в том числе, посредством механизмов самоорганизации -процессов, потенциально не зависящих от воли государств или негосударственных субъектов, но оказывающих принципиальное воздействие на элементы системы С позиции теории самоорганизации (синергетики)

6 Баталов Э Я Новая эпоха — новый мир «Завтра» началось «вчера» // Баталов Э Я Человек, мир, политика М

НОФМО, 2008 С 308 (Впервые работа была опубликована в Свободная мысль — XXI 2001 №1 С 4-13),

Баталов Э Я «Новый мировой порядок» к методологии анализа // Баталов Э Я Человек, мир, политика М

‘ Haass R The Age of Nonpolanty What Will Follow U S Dominance II Foreign Affairs 2008 May-June

(hrtp Vwww foreimiaffdirs coin/articles/63397/nchard-n-haass/lhe-agi.-of-nonpolantYl

9 См Мировая полигика теория, методология, прикладной анализ / Отв ред А А Кокошии, А Д Богатуров
М КомКнига, 2005 Глава 7 (http //www obraforum ru/Mirovaia politika/chapter7 html

10 Waltz К Globalization and American Power II The National Interest 2000 Spring P55

процесс регулирования такого рода может быть назван «нерациональным», в том смысле, что он практически не поддается сознательному воздействию государств Правомерно будет рассматривать регулирование в таком случае, с одной стороны, как саморегулирование («нерациональное регулирование») -естественное свойство социальных систем, направленное на структурирование взаимодействия всех элементов и связей между ними с помощью присущих системе механизмов упорядочивания И, с другой стороны, как рациональное регулирование — свойство международных отношений, характеризующее способность элементов направлять упорядочивание структуры их взаимодействий на уровне сознательной деятельности

Предметом настоящего исследования являются регулирование и лидерство в первом десятилетии XXI века Хотя существование регулирования в международных отношениях признают большинство теоретиков, в науке нет его единого определения Необходимо выделить ряд элементов, благодаря которым становится возможным квалифицировать тот или иной процесс как регулирование В частности, оно

предполагает, что динамика изменений в мире связана как с сознательной деятельностью субъектов, так и спонтанно возникающими импульсами развития международной системы «изнутри ее самой»,

проявляет себя в глобальном измерении и на всех уровнях, имея, как правило, источниками точки пересечения каналов взаимодействия субъектов,

представляет собой не просто реагирование на вызов, но и воздействие, подкрепленное желанием изменить поведение других субъектов или траекторию движения элементов системы международных отношений в целом

Лидерство в работе определяется как субъективно-объективная способность субъектов мировой политики воздействовать на общемировые процессы с целью их упорядочивания и регулирования В целях анализа этого феномена необходимо выделить элементы, на основании которых уместно говорить о наличии или отсутствии признаков лидерства Лидерство —

уместно рассматривать как тип активного поведения, нацеленный на поиск оптимального пути обеспечения «своих и чужих» выгод от участия в международном общении,

определяется не только наличием материальных и идеологических ресурсов, но и организационных ресурсов,

подвержено влиянию спонтанных импульсов развития самой системы международных отношений, которые могут существенно

трансформировать проявления «рационального» лидерства, ослабляя или усиливая лидерские возможности государств и негосударственных субъектов

Объектом исследования в работе является институциональная основа регулирования современных международных отношений Отсутствие мирового правительства проявляется в различном наборе институциональных решений, при помощи которых осуществляется регулирование международных отношений

Организационная форма современного мирорегулирования

характеризуется расширением плюралистичное и, как представляется, проявляется в сочетании элементов однополярности и многополярности (отчасти бесполюсности), смешении рационального и «нерационального» типов регулирования и лидерства и, в том числе, как следствие, в укреплении роли ряда международных институтов

Методологические и теоретические основы исследования. Исследование вопросов регулирования и лидерства в современном мире предполагает несколько уровней анализа Многие исследователи при анализе современных международных отношений ограничиваются реконструированием динамики развития исследуемого объекта на основе известных фактов Однако факты как таковые не могут добавить чего-либо к объяснению международных отношений Споры ведутся о том, как следует толковать те или иные факты и как создать наиболее адекватную интерпретацию того или иного события Следовательно, такой подход можно применять только в ретроспективном анализе Основанные только на таком подходе выводы не будут содержать обобщений, которые можно будет спроецировать на развитие событий в настоящем и будущем С другой стороны, анализ международных отношений только на концептуальном уровне сужает рамки исследования теоретическими обобщениями и не позволяет сделать подкрепленного фактическим материалом прогноза динамики развития исследуемого объекта

Стремясь выйти за рамки данных ограничений, автор строил анализ на
основе комплекса подходов В работе проблема регулирования и лидерства
рассматривается на системном уровне, в том числе с помощью методологии
теории самоорганизации Основным преимуществом системного подхода
является то, что он дает возможность представить предмет и объект изучения в
целостности, способствуя нахождению корреляций между

взаимодействующими элементами 11

Многие исследователи для обогащения методологического аппарата теории международных отношений воспользовались разработками других научных направлений В большинстве случаев заимствование методов и

«Цыганков ПА Теория международных отношений Учебное пособие М «Гардарики», 2002 С 167

принципов из других наук привело исследователей к пониманию того, что существуют единые законы, по которым развиваются существующие социальные системы, в том числе международные отношения Одним из таких научных направлений стала теория самоорганизации Она возникла в рамках естественнонаучных дисциплин и поначалу не претендовала на какую-либо общность с гуманитарными науками Многие исследователи этого направления, такие как В В Василькова, Е Н Князева, С П Курдюмов, И Пригожий, И Стенгерс, Г Хакен 12 , закрепили за теорией название «постнеклассической науки», подчеркнув ее нетрадиционный характер Нетрадиционность этого направления заключается в том, что в его рамках исследуются процессы самоорганизации, устойчивости и распада систем различной природы (биологических, физических, социальных)

В исследовании международных отношений с помощью методов теории самоорганизации возникает несколько проблем Основная проблема заключается в том, что существуют значительные сложности при переносе знания из одной области или науки в другую Метод аналогий, применяемый при такого рода переносе, еще недостаточно разработан Отсутствует единый теоретический язык различных научных направлений В этой связи многие исследователи подчеркивают важность нахождения общенаучных или сходных с синергетическими принципов Введение в теорию международных отношений синергетических принципов, как представляется, обогащает аналитические возможности, однако не может заменить потенциал логико-интуитивного структурного анализа

Тем не менее, методологический аппарат теории самоорганизации позволяет обратить внимание на наличие в системе международных отношений процессов стохастичности, которые упорядочиваются посредством самоорганизации системы, и на наличие процессов рационализации, которые нередко входят в противоречие со стихийным началом в международных отношениях Взаимодействие стихийности и рациональности позволяет с большей объективностью рассмотреть проблему регулирования и лидерства в международных отношениях

К настоящему моменту частично сложились предпосылки для создания новых механизмов регулирования международных отношений Во-первых,

Василькова В В Порядок и хаос в развитии социальных систем (синергетика и теория социальной самоорганизации) СПб Изд-во «Лань», 1999, Князева Е Н, Курдюмов С П Синергетика как новое мировндение диалог с И Пригожиным // Вопросы философии 1992 №12 С 3-20, Князева Е Н, Курдюмов С П Антропныи принцип в синергетике // Вопросы философии 1997 №3 С 62-79, Пригожий И Философия нестабильности // Вопросы философии 1991 №6 С 46-57, Пригожий И, Стенгерс И Порядок из хаоса новый диалог человека с природой / Общ ред В И Аршинова, Ю ДКлимонтовича и Ю В Сачкова. М Прогресс, 1986, Пригожий И, Стенгерс И Время, хаос, квант К решению парадокса времени М Прогресс, 1996, Хакен Г Синергетика М Мир, 1980

большинство стран мира стало осознанно стремиться к расширению своего участия в формировании нового мирового порядка Во-вторых, всем участникам международного общения стали очевидны ограничения, накладываемые самой системой международных отношений на действия каждого из них в отдельности Нынешний тип регулирования международных отношений, как представляется, опирается не только на лидерство одного государства (США), но и на институциональную основу миропорядка, в качестве которой выступает сеть международных организаций (ООН, «Группа восьми», НАТО)

Основная цель работы состоит в определении и анализе современной формы регулирования и лидерства Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие задачи

уточнить общетеоретические основания регулирования и лидерства, дать определения и классифицировать эти явления,

проследить формирование философской и теоретической мысли в данной области с целью обоснования возможности и необходимости регулирования и лидерства в международных отношениях,

выделить модели мироустройства, способные помочь в описании различных аспектов регулирования международных отношений,

— дать критический разбор «лидерских» аспектов регулирования,
обрисовать роль и место США в институциональной модели регулирования
современных международных отношений,

— проанализировать развитие «нелидерских» аспектов
мирорегулирования, применить новые методы и принципы, разработанные
теорией самоорганизации, в исследовании международных отношений,
определить правомерность и практическую ценность заимствования методов и
принципов из других наук,

— выявить черты институциональной модели регулирования
международных отношений, проанализировать категории эффективности
международного сотрудничества с целью нахождения оптимальной модели
взаимодействия субъектов на мировой арене

Степень разработанности темы и источннковая база Исследование проблематики регулирования и лидерства в международных отношениях создает для исследователя существенные трудности Одной из них является необходимость поиска оптимального соотношения между огромным количеством зарубежных материалов по данной тематике и все еще малочисленными российскими работами Многолетняя полуосведомленность о западных работах сменяется стремлением сосредоточиться на ознакомлении российского читателя с мнениями западных авторов Вторая проблема состоит

в том, что сохраняется разрыв между теоретическими исследованиями и работами прикладного характера и в западной, и в отечественной литературе Многие западные исследователи, обобщая те или иные теоретические посылки, уклоняются от выдвижения свежих идей и точного определения тех или иных процессов Третья проблема заключается в том, что принципы теории самоорганизации не применялись к исследованиям международных отношений, а если и применялись, то эта литература не доступна широкому кругу читателей

В работе предпринята попытка анализа исследуемого объекта на базе как западной, так и российской литературы Основой для исследования стали теоретические труды российских и западных ученых, опирающихся на системный подход в изучении международных отношений В середине 1970-х годов была опубликована важная работа в области международных отношений под редакторством В И Гантмана 13 В 1990-е годы данная работа была существенно дополнена исследованиями Н А Косолапова, П А Цыганкова 14 Важной работой, натолкнувшей автора на размышления о природе лидерства, стала книга А Д Богатурова «Современные теории стабильности и международные отношения России в Восточной Азии в 1970-90-е годы» 15 В 2002-2003 годах вышли в свет, переработанные в соответствии с реалиями нового времени, две важные работы по международным отношениям российских авторов П А Цыганкова и М М Лебедевой 16

Среди зарубежных работ философского и общетеоретического характера в работе цитируются труды Т Гоббса, Г Гроция, И Канта, Р Арона, X Булла, Г Моргентау, Д Митрани, К Уолтца, К Дойтча и Д Сингера, на русском языке* МАЧешкова, НН Моисеева К работам общеполитического характера относятся и труды известных российских авторов Отдельные аспекты

13 Современные буржуазные теории международных отношений Критический анализ / Огв ред В И Гантман М Наука, 1976

н Косолапое НА Тема 1 Теоретические исследования международных отношений (историко-интеллектуальный фон и этапы становления науки) // Мировая экономика и международные отношения 1998 №1 С 81-93, Косолапое Н А Тема 2 Теоретические исследования международных отношений (современное состояние науки) // Мировая экономика и международные отношения 1998 №2 С 67-79, Косолапов Н А Тема 3 Международные отношения эпистемология и методы исследования (введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения 1998 №3 С 63-73, Косолапов H А Тема 4 Явление международных отношений историческая эволюция объекта анализа (введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения 1998 №4 С 59-70, Косолапов Н А Тема 5 Явление международных отношений современное состояние объекта исследования (введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения 1998 №5 С 98-108, Косолапов Н А Тема 6 Теория международных отношений предмет анализа и предмет теории (введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения 1998 №11 С 47-58, Цыганков ПА Международные отношения Учебное пособие М «Новая школа», 1996, Международные отношения социологические подходы / Под ред ПА Цыганкова М «Гардарики», 1998 13 Богатуров А Д Современные теории стабильности и международные отношения России в Восточной Азии в 1970-90-е годы М МОНФ, 1996

16 Цыганков П А Теория международных отношений Учебное пособие М «Гардарики», 2002, Лебедева М М Мировая политика. Учебник для вузов М Аспект Пресс, 2003

интересовавших вопросов проанализированы в монографиях и статьях

3 Я Баталова, А Д Богатурова, Н А Косолапова, А И Неклессы, А И Уткина,
М А Хрусталева, М А Чешкова 17

По проблематике регулирования международных отношений концептуально оформляющую взгляды автора роль сыграли работы следующих ученых Дж Айкенберри, П Варнера, Л Горденкера и Т Вайса, А Грума и М Лайта, Р Кохэйна, Р Липшутца, С Макинды, М Массикоттэ, Дж Мэтиасона, Дж Розенау, Дж Фридрихса, Ф Фукуямы и К Вагнера, К Шпэта, О Янга Вопросы глобального регулирования поднимают в своих исследованиях также коллективы авторов под руководством Дж Розенау и Е -О Чемпиля, под редакцией Ф Диля, Т Синклера и М Хьюсона 18 В России на данную тему писали С А Афонцев, О Н Барабанов, Э Я Баталов, А Д Богатуров, Ф Г Войтоловский, М В Ильин, В Л Иноземцев, Д Б Казаринова, В М Кулагин, В Г Соколенко, М В Стрежнева

По теоретическим аспектам лидерства и гегемонии вызвали большой интерес и принесли практическую пользу работы Ф Беллоу, И Валлерстайна, А.Вендта, Р Гилпина, Дж Голдштейна, С Карстена, Ч Киндлебергера, И Кларка,

4 Купчана, П Майера и В Риттбергера, В Мина и М Вэлдрона, Дж Ная,
А Хасенклевера, а также А Д Богатурова и А Д Воскресенского

В изучении теоретических наработок по проблематике стихийности международных процессов важную роль сыграли труды А -М Слотер 19 Идеология институционального подхода в работе оформлена с помощью

17 Баталов ЭЯ Америка страсти по империи // Свободная мысль — XXI 2003 К12 С 9-28, Баталов ЭЯ Глобальный кризис демократии»//Свободная мысль — XXI 2005 №2 С 13-24, Баталов Э Я Идея демократии в Америке XX века // США-Канада ЭПК 2006 №2 С 3-26, Баталов ЭЯ Новая эпоха — новый мир «Завтра» началось «вчера» // Свободная мысль — XXI 2001 №1 С4-13, Баталов ЭЯ «Новый мировой порядок» к методологии анализа // Полис 2003 №5 С 25-37, Богатуров А Д, Виноградов А В Модель равноположенного развития варианты «сберегающего» обновления // Полис 1999 №4 С 60-69, Богатуров А Д Великие державы на Тихом океане История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995) М Конверт — МОНФ, 1997, Богатуров АД Кризис миросистемного регулирования // Международная жизнь 1993 №7 С30-40, Богатуров АД Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль 1996 №2 С 24-36, Косолапое Н А Политико-психологический анализ социально-территориальных систем М Аспект Пресс, 1994, Косолапое Н А Глобализация от миропорядка к международно-политической организации мира // Богатуров А Д, Косолапов Н А , Хрусталев М А Очерки теории и политического анализа международных отношений М НОФМО, 2002, Нсклесса А И Реквием XX веку // Мировая экономика и международные отношения 2000 №1 С 3-14, Уткин А И Американская стратегия для XXI века. М Логос, 2000, Уткин А И Геоструктура грядущего века // Свободная мысль 2000 №1 С 6-25, Уткин А И Мир в XXI веке//США-Канада ЭПК 2000 №4 С 3-23, Уткин А И США-НАТО-ЕС Вашингтон проводит реформу НАТО // США-Канада ЭПК 1999 №10 С 13-29, Хрусталев М А Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза очерки теории и методологии М НОФМО, 2008, ЧешковМА Глобализация Сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et Contra. 1999 С 114-127 » Governance without Government Order and Change in World Politics I Czempiel E-O, Rosenau J (Eds) Cambridge Cambridge University Press, 1993, The Politics of Global Governance I Diehl P (Ed) London Lynne Rienner Publishers, 1997, Approaches to Global Governance Theory / Hewson M, Sinclair T (Eds) Albany, N Y State University of New York Press, 1999

» Slaughter A-M A New World Order Princeton and Oxford Princeton University Press, 2004, Slaughter A-M America’s Edge Power in the Networked Century II Foreign Affairs 2009 January-February (http //www foreiunaffdirs cum/artn,le^63722/dnne-mane-slaughter/amencas-edee1

рассуждений Дж Айкенберри, С Краснера, Ф Краточвила, Д Клаеса, Р Кохэйна, М Леви, Дж Миршаймера, Дж Рагги, С Стрендж, С Хаггарда и Б Симмонс, О Янга Вопросы полярности международных отношений исследованы с помощью идей, высказанных К Беллом, А Бэттлером, К Дойтчем и Д Сингером, М Капланом, Ч Купчаном, К Уолтцем, В Уолфортом, Р Харкави, а также Э Я Баталовым, А Д Богатуровым, А И Уткиным, П А Цыганковым

В анализе лидерских и регулирующих функций США важную роль сыграли работы Д Бринкли, Р Кэйгана, Э Лейка, К Пауэлла, Ф Фукуямы, Р Хаасса, А Д Богатурова, Т А Шаклеиной Для пояснения концепций «гуманитарной интервенции», «смены режимов» и идеи «американской империи» привлекались труды Б Барбера, А Бацевича, Р Гейтса, Ч Джонсона, Д Дрезнера, Ф Закарии, Ч Купчана, Р Кэйгана, М Макфаула, М Манна, К Мейера, Дж Ная, Д Саймса, С Смита, Е Тодда, П Трубовица, Н Фергюсона, Б В Межуева, В А Кременюка

Публикаций по теории самоорганизации явно недостаточно Практически отсутствуют работы, исследующие применение синергетических принципов в гуманитарных науках Наиболее серьезным вкладом в развитие этой темы является исследование В В Васильковой В монографии автора достаточно хорошо описан механизм упорядочивания, даны пояснения некоторым принципам теории самоорганизации и определены основные термины 20 Существенно дополнили анализ монографии и статьи В И Аршинова, Л И Бородкина, В П Бранского, С П Капицы, Е Н Князевой, С П Курдюмова, К Майнцера, И Пригожина, И Стенгерс, Г Хакина 21

Для оценки эффективности ведущих международных организаций, претендующих на глобальное регулирование, привлекались работы К Брэдфорда и Дж Линн, А Бэйкера, И Даадлера и Дж Голдгира, П Кеннеди, Дж Киртона, П Хайнала, В Б Лукова, В В Пановой, Р Пентгиля, С А Караганова, В Н Федорова.

Василькова В В Порядок и хаос в развитии социальных систем (синергетика и і сорт социальной самоорганизации) СПб Изд-во «Лань», 1999

21 Аршинов В И Синергетика как феномен постнеклассической науки М ИФ РАН, 1999, Бранский В П Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии 2000 №4 С 112-129, Бородкин Л И Методология анализа неустойчивых состояний в политико-исторических процессах // Международные процессы 2005 №1 Январь-апрель fhtrp //www intertrends ru/seventh/001 htm). Капица С П, Курдюмов С П, Малинецкий Г Г Синергетика и прогнозы будущего М Наука, 1997, Князева Е Н , Курдюмов С П Антропний принцип в синергетике // Вопросы философии 1997 №3 С 62-79, Князева Б H , Курдюмов С П Синергетика как новое мировидение диалог с И Пригожиным // Вопросы Философии 1992 №12 С 3-20, Майнцер К Сложность и самоорганизация Возникновение новой науки и культуры на рубеже веков в синергетике //Вопросы философии 1997 №3 С 48-61, Пригожий И Философия нестабильности // Вопросы философии 1991 №6 С 46-57, Пригожий И, Стенгерс И Порядок из хаоса новый диалог человека с природой / Общ ред В И Аршинова, Ю Л Климентовича и Ю В Сачкова. М Прогресс, 1986, Пригожий И , Стенгерс И Время, хаос, квант К решению парадокса времени М Прогресс, 1996, Хакен Г Синергетика М Мир, 1980

Научная новизна В рамках диссертационного сочинения впервые в отечественной науке предпринята попытка с позиций современных достижений теории международных отношений и теории самоорганизации провести анализ природы современного мирополитического регулирования и лидерства, выявить их особенности и основные характеристики, обусловленные состоянием международных отношений периода окончания 2000-х годов

Положения и выводы работы могут быть полезны в академическом смысле для углубления представлений о механизмах изменений в мировой политике, а в прикладном — для работы практических организаций с целью повышения объективности оценок важнейших тенденций международной действительности

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Система международных отношений переживает процесс
трансформации от классического межгосударственного взаимодействия к
состоянию, характеризующемуся в политологии как «мировая политика»
Процессы глобализации, возрастающая роль нетрадиционных акторов в
мировой политике, относительное падение роли традиционных субъектов в
международных отношениях сопровождаются нарастанием процессов
хаотичности (стихийности) Стихийность в мировых процессах выражается в
постепенном смещении мирорегулирования в сторону большей
«нерациональности» Процессы мирорегулирования приобретают новый
нетрадиционный для периода биполярности характер Регулирование исходит
не только от субъектов международных отношений Источником этого
процесса становится сама миросистема посредством задействования
механизмов ее трансформации к новому состоянию Регулирование в таком
случае рассматривается как саморегулирование — естественное свойство
социальных систем, направленное на структурирование взаимодействия всех
элементов и связей между ними с помощью присущих системе механизмов
упорядочивания

2 Происходит укрепление «рационального» регулирования, импульсы
которого исходят от США как страны-лидера, отчасти с целью
противодействия нарастанию хаотичности в международных отношениях При
этом в рамках российской научной традиции растет число работ, в которых
процесс мирорегулирования рассматривается политически и идеологически
нейтрально, прежде всего, как объективно необходимая тенденция развития
международных отношений без позитивной или негативной оценки
способности какого-либо одного государства воздействовать на него Такое
толкование названного тренда в российских публикациях лучше сопрягается с
англ термином «regulation», в то время как регулирование, обсуждаемое в

западной науке, лучше описывается термином «governance», трактуемым преимущественно позитивно, как управление общемировыми процессами в целях их упорядочивания на основе постулируемых «западных демократических» ценностей

3 Феномен лидерства приобретает первостепенное значение в изучении
процессов регулирования От количества лидеров, структуры их
взаимоотношений между собой и с другими субъектами мировой политики
зависят стабильность или нестабильность мирового порядка Лидерство
определяется как субъективно-объективная способность субъектов мировой
политики воздействовать на общемировые процессы с целью их
упорядочивания Хотя в мировой науке наряду с лидерством нередко
употребляется термин «гегемония», лидерство представляет собой более общее
понятие по отношении к гегемонии Ассоциация гегемонии с доминированием
и четкая привязка гегемонии к мощи государств делает этот термин менее
значимым в описании текущих процессов Кроме того, разделение данных
понятий делает более обоснованным тезис о наличии в системе международных
отношений наряду с «нерациональным» регулированием «контрлидерских»
свойств миросистемы, ограничивающих или отрицающих традиционное
лидерство

4 Процессы «нерационального» регулирования могут быть
проанализированы с привлечением принципов теории самоорганизации Она
дает дополнительный необходимый инструмент для анализа «нелидерских»
аспектов развития мировой системы, что стало особенно важно в условиях
усложнения траекторий развития мира в 2000-х годах Высокая доля
непредсказуемого в событиях 11 сентября 2001 года в США и глобальный
финансовый кризис 2008-2009 годов оттеняют познавательную полезность
анализа подобных явлений через призму синергетики, с позиций которой они
предстают как «точки бифуркации» В работе термины «порядок» и «хаос»
рассматриваются безоценочно, как взаимодополняющие феномены,
неспособные существовать в отдельности по причине корреляции процессов их
жизненных циклов друг с другом

5 Взаимное наложение порядка и хаоса, процессов стихийности и
рациональности в международных отношениях позволяет говорить не только
об их сосуществовании, но и взаимовлиянии Усредненная траектория
взаимодействия этих процессов дает представление о реальности как о
развитии институциональных форм международного взаимодействия Они
выражаются в сочетании «лидерских» и «нелидерских» аспектов
международных отношений и описываются в работе с помощью модели
«институциональной гегемонии» Исследование вопросов эффективности

международного сотрудничества с привлечением концепций политэкономического характера («ограниченной рациональности», «дилеммы заключенного», гипотезы «о количестве акторов») говорит о большей привлекательности кооперационных моделей по сравнению с соперничеством и односторонними действиями

Процесс институционализации международных отношений не привел к становлению мирового правительства, в качестве прообраза которого рассматривалась ООН В нынешних условиях принято говорить о том, что ООН переживает «кризис легитимности», связанный с ее полным или частичным игнорированием со стороны ряда субъектов и неэффективностью ее деятельности Предпринимаемые попытки усовершенствования работы ООН не привели к видимым результатам Пока «буксовала» реформа ООН, НАТО и США в отдельности добились закрепления в мировой политике практики односторонних действий Эта тенденция проявила себя в ходе войн сначала НАТО в Югославии в 1998-1999 годах, а затем в 2003 году — в кампании Великобритании и США в Ираке

Накопленные факты и произошедшие события пока не дают оснований говорить о том, что после смены администрации в 2009 году Соединенные Штаты отказались от доказанного при республиканцах стремления регулировать мир на основе своих собственных предпочтений Тенденция к «интервенционизму» наметилась в американской внешней политике еще при правлении демократической администрации Б Клинтона (концепция «гуманитарной интервенции») С приходом в 2000 году к власти администрации Дж Буша-младшего этот тренд быстро трансформировался в политику «односторонних действий», доктринальными обоснованиями которой стали концепции «смены режима», «избирательной легитимности», «ограниченного суверенитета» и «государство-строительства» Они стали определять идейно-политическое содержание американских представлений о глобальном лидерстве По сути, внешнеполитическая линия Дж Буша-младшего была подчинена идее удержать миросистему на «моменте однополярности» Хотя с приходом в Белый дом Б Обамы в американской политике стали заметны признаки перемен, с учетом фактора преемственности «бушевская» логика может сохранять свое фактическое значение для внешнеполитических шагов США в кратко- и, возможно, среднесрочной перспективе

8 Сформировалась мировая «оппозиция» бесконтрольному применению
силы на мировой арене в составе России, КНР, Индии и ряда других
государств, явно или скрыто выступающих против политики США в
международных отношениях, и вносящих определенную долю хаотичности в

современную «картину мира» При содействии России происходит формализация ряда новых групповых институтов (например, БРИК) и продолжается деятельность над усовершенствованием работы международных институтов коллективного регулирования, в частности ООН

9 Кризис 2008-2009 годов и координация усилий в целях его преодоления придали мощный стимул росту значения относительно нового инструмента группового регулирования в лице «Группы двадцати» Это обстоятельство оттеняет увеличение готовности стран приспосабливаться к более сложным условиям международного взаимодействия в мирополитической и мироэкономической среде конца 2000-х годов Четче проступают контуры новой схемы мирорегулирования, в которой «Группа восьми», «Группа двадцати» и НАТО будут теснее взаимодействовать между собой при сохранении отношений каждого из названных институтов с системой ООН

За ООН могут остаться функции гаранта глобальной стабильности, безопасности и мира между великим державами, а также функции по борьбе с бедностью, голодом и пандемиями «Восьмерка» может претендовать на исполнение функций политического и, возможно, экономического сопровождения решений в области мирорегулирования «Восьмерка» и «двадцатка» в этом случае должны найти взаимоприемлемый вариант «разделения труда» в интересах укрепления международной стабильности

На долю НАТО, можно полагать, в возрастающей степени будут приходиться функции регулирования мировых военно-политических вопросов, что оттеняет практическую необходимость для Российской Федерации поиска адекватных условий и форм взаимодействия с этой структурой

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы способствуют развитию концепции глобального регулирования и лидерства, дают представление о современном состоянии и формах этих процессов, помогают прояснить роль ряда государств и международных институтов в формирующейся системе мирорегулирования

Результаты диссертационного исследования могли бы быть использованы для уточнения оценок ряда международных явлений, в том числе и в рамках реализации внешнеполитических задач России, выявлению перспективных направлений вклада нашей страны в глобальное регулирование

Диссертация представляет новый материал для подготовки и преподавания учебных курсов по мировой политике и современным международным отношениям, а также специализированных курсов по тематике мирорегулирования.

Апробация работы. Основные положения работы были представлены на научной конференции «Лидерство и конкуренция в международной системе» в МГИМО (У) МИД России (сентябрь 2008 г) и Зимней школе Научно-образовательного форума по международным отношениям (г Озеры, январь-февраль 2009 г). Диссертация обсуждена на заседании Кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО (У) МИД России 23 сентября 2009 года

Выводы и положения автора представлены в 4 публикациях в научной печати

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования Работа состоит из введения, трех глав (включающих в общей сложности 9 разделов), заключения и библиографии Работа представлена на 192 страницах, список использованных источников и литературы содержит более 380 названий В тексте диссертации имеются три таблицы

Возможно Вас заинтересует:

  • Банкротство учебник 2019 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА). Учебник для бакалавриата и магистратуры Пирогова Е.С., Курбатов А.Я. Подробнее Год: 2018 / Гриф УМО ВО Предыдущие выпуски В учебнике рассматривается история развития института […]
  • Нормы расхода спирта этилового приказ 245 Приказ 245 по спирту Приказ 245 нормы расхода этилового спирта Приказ 245 нормы расхода этилового спирта Скачать файл — Приказ 245 нормы расхода этилового спирта Правовой навигатор на www. Главная Новости Новые документы Законодательство по дате […]
  • Получить доверенность от осужденного Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного Заявление на получение ДОВЕРЕННОСТИ или СОГЛАСИЯ от осужденного. Теперь, достаточно на нашем сайте зайти на страницу учреждения в котором содержится осужденный , далее КЛИКНУТЬ по […]
  • Какое заключение утверждает что отчетность не является достоверной Автоматизированный бухучет и основы аудита для специальности 061000Адуева Т.В.(Кафедра АОИ)Томск-2004 № 1 Конфигурация в системе “1С”: • настроена с учетом действующего законодательства. № 2 Функциональная платформа в системе “1С”: • не зависит от […]
  • Штрафы по налогам уменьшают налог на прибыль Можно ли учесть уплаченную неустойку в расходах при расчете налога на прибыль? На основании какого документа признали нейстойку?Документы есть?Если да,то прочтите из К+: Цитата: Вопрос: В связи с нарушением договорных обязательств организация […]
  • Прокариоты образование спор Отличия прокариот и эукариот Все живые организмы на Земле делятся на две группы: прокариот и эукариот. Эукариоты – это растения, животные и грибы. Прокариоты – это бактерии (в том числе цианобактерии, они же "сине-зеленые […]
Смотрите так же:  Как оформить фотографии из отпуска

Author: admin