Административная ответственность за хранение оружия

Содержание:

Статья 20.8. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему

Статья 20.8. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.8, являются общественный порядок и общественная безопасность. При этом виновный нарушает также нормы Закона об оружии и Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (утв. пост. Правительства РФ от 21.07.98 N 814, в ред. от 10.03.09).

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1 ст. 20.8, состоит в том, что виновный (должностное или юридическое лицо) нарушает правила производства (т.е. изготовления, проведения всех операций по получению готового изделия), продажи (в т.ч. и организациям), хранения или учета (выдачи, применения, возвращения, транспортировки и т.п.) оружия (огнестрельного, в т.ч. боевого, нарезного, гладкоствольного) и патронов к нему (в т.ч. и иностранного производства);

2) ч. 2 ст. 20.8, состоит в том, что виновный (а им может быть только гражданин) нарушает правила хранения (в т.ч. и у себя дома, в квартире, в своем автомобиле), ношения (например, в кобуре, кармане, сумке) или уничтожения (т.е. утилизации, полной разборки, путем передачи в плавку и т.п.) оружия и патронов к нему;

3) ч. 3 ст. 20.8, состоит в том, что виновный нарушает правила коллекционирования (в т.ч. в музее, в частной домашней коллекции) и экспонирования оружия и патронов к нему.

Оконченными все упомянутые административные правонарушения считаются с момента совершения. Они могут быть совершены как в форме действий (например, небрежное хранение пистолета дома, на столе, в доступном для других лиц месте), так и путем бездействия (например, если виновный не соблюдает правила учета оружия, не ведет этот учет).

Данные административные правонарушения следует (именно по объективной стороне) отличать от составов преступлений, предусмотренных УК:

а) в ст. 222 «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;

б) в ст. 223 «Незаконное изготовление оружия»;

в) в ст. 224 «Небрежное хранение огнестрельного оружия»;

г) в ст. 225 «Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»;

д) в ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

3. Субъектами данных правонарушений являются:

1) по ч. 1 ст. 20.8 — и должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5) и юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10);

2) по ч. 2 — только граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет);

3) по ч. 3 — юридические лица.

4. Субъективная сторона административных деяний характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.8, показывает, что виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного в:

1) ч. 1 ст. 20.8 назначается только административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5);

2) ч. 2, 3 — либо предупреждение, либо административный штраф как основной вид наказания и возмездное изъятие оружия и патронов к нему — как дополнительное административное наказание (см. коммент. к ст. 3.4, 3.6).

Предупреждение или административный штраф могут быть назначены судьей, органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3).

Возмездное изъятие оружия и патронов к нему применяется только судьей. При этом судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет необходимым передать его судье.

За нарушение правил хранения и ношения оружия предусмотрена ответственность

При ношении оружия граждане обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность (паспорт или служебное удостоверение, охотничий билет и т.п.), а также выданные органами внутренних дел лицензию либо разрешение на хранение и ношение имеющегося у них оружия. Отсутствие перечисленных документов при себе при ношении оружия образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Хранение оружия и патронов к нему должно осуществляться с использованием технических средств охраны (металлических шкафов, охранной сигнализации и т.д.). За нарушение перечисленных правил, а также за хранение патронов сверх разрешенного объема, также предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей.

Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. Перерегистрация оружия проводится за месяц до истечения срока действия лицензии либо разрешения. При перемене места жительства владелец зарегистрированного оружия обязан обратиться в орган внутренних дел с просьбой о снятии оружия с учета, указав адрес нового места жительства.

За нарушение сроков регистрации (перерегистрации) приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а также сроков постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином места жительства виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 20.11 КоАП РФ. Наказание для граждан по части 1 статьи 20.11 КоАП РФ предусмотрено в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.

Законодателем предусмотрена административная ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах (как в населенных пунктах, так и вне населенных пунктов) по статье 20.13 КоАП РФ. Данное правонарушение выражается в производстве выстрела из всех видов огнестрельного оружия, газовых пистолетов и револьверов, из пневматического, сигнального и других предназначенных для этого видов оружия. При этом любой из указанных видов оружия может явиться орудием совершения правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, независимо от способа его изготовления, а также законности нахождения у правонарушителя.

За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.

За небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по статье 224 УК РФ. За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа до 100 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года либо арестом на срок до шести месяцев.

Статья 20.8 КоАП РФ. Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему

Новая редакция Ст. 20.8 КоАП РФ

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

Смотрите так же:  Как написать заявление в пенсионный фонд о переводе пенсии на другой счет

Комментарий к Статье 20.8 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

Другой комментарий к Ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (с изм. от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа 2001 г., 27 ноября 2001 г.) устанавливает запреты на оборот и ношение некоторых видов гражданского и служебного оружия по определенным свойствам и характеристикам, а также боеприпасов и патронов к нему.

Под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации (ст.1 Закона).

Все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на ее территорию и вывозимые из нее модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.

Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (ст.7 Закона).

Согласно ст.9 Закона производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями.

Лицензии на торговлю оружием, его приобретение, коллекционирование или экспонирование выдаются органами внутренних дел, а лицензия на производство оружия — органами, уполномоченными Правительством РФ, на основании заявления гражданина РФ. Срок действия лицензий на производство оружия, торговлю им, его коллекционирование или экспонирование составляет три года со дня выдачи лицензии, а лицензий на приобретение оружия — шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность (ст.16 Закона).

Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из нее гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям Министерства внутренних дел РФ, а конструктивно сходных с оружием изделий — по согласованию с Министерством внутренних дел РФ после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.

При этом ввоз оружия на территорию Российской Федерации может осуществляться юридическими лицами — поставщиками, а его вывоз из Российской Федерации — юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия.

Ввоз и вывоз оружия иными лицами осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ст.17 Закона).

Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (ст.18 Закона).

Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему (на основании ст.22 Закона) разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Им запрещаются хранение и использование найденного или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами РФ выдается органами внутренних дел по месту жительства. Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями, а также запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (ст.20 Закона).

На основании ст.24 Закона граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил (см. п.1 комментария к данной статье) по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.

3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, может выражаться виной как в форме умысла, так и неосторожности.

6. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, является противоправное действие (бездействие) по нарушению правил (см. п.1 комментария к данной статье) хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему (если только совершение указанных действий не повлекло уголовной ответственности).

7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, являются граждане РФ, достигшие шестнадцатилетнего возраста (возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, составляет 18 лет, он может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов РФ — ст.13 Закона «Об оружии».

Иностранные граждане несут ответственность в соответствии с нормами международных договоров и соглашений, а также со ст.14 упомянутого Закона.

8. Правонарушение, предусмотренное ч.2 рассматриваемой статьи, может быть совершено умышленно или по неосторожности.

9. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 этой же статьи, может выражаться в действии (бездействии), нарушающем правила коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.

Коллекционированием или экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел.

Правила коллекционирования или экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, торговли ими, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством РФ.

10. Субъектами правонарушения ч.3 комментируемой статьи являются граждане и юридические лица.

11. Правонарушение, предусмотренное ч.3 статьи, может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Ответственность за нарушение хранения и ношения оружия гражданами

В силу части 1 статьи 22 Закона «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 814.

Справочно. Для покупки и ношения оружия гражданами на территории РФ необходимо получить разрешение. О порядке получения разрешения на приобретение оружия можно прочитать в статье по ссылке.

Соотношение административной и уголовной ответственности

Нарушения правил оборота оружия и боеприпасов могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления.

При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения для их использования с огнестрельным оружием, запрещенным к обороту (например, с обрезом), уголовной ответственности не влечет.

Понятия, применяемые при определении ответственности за незаконный оборот оружия

  • Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.
  • Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.
  • Под незаконной перевозкой этих же предметов следует понимать их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.
  • Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение оружием в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.
  • Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
  • Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию следует понимать изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.).
  • Под незаконной передачей оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицами, у которых они находятся, посторонним лицам для временного использования или хранения.
  • Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.
Смотрите так же:  Лицензия на нир

Административная ответственность за нарушения при обращении с оружием

Административная ответственность за нарушения гражданами правил хранения и ношения оружия установлена статьями 20.8, 20.9. 20.10, 20.11 КоАП РФ.

КоАП РФ содержит, в частности, следующие составы административных правонарушений за нарушение запретов и ограничений в сфере оборота оружия:

Статья 20.8 КоАП РФ. Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (действующая редакция)

1. Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до одного года; административное приостановление деятельности юридических лиц — на срок от десяти до шестидесяти суток.

3. Нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4. Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами, за исключением случая, предусмотренного частью 4.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

4.2. Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения —

влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

5. Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление их деятельности на срок до десяти суток.

6. Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 20.8 КоАП РФ

1. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, являются должностные лица, юридические лица. По смыслу указанной части под оружием подразумевается служебное, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Согласно ст. 4, 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Предприятия и организации, на которые законодательством РФ возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение Минобороны России, МВД России, Минюстом России, ФСБ, СВР, ФСО, Службой специальных объектов при Президенте РФ, ГТК России, прокуратурой РФ, ФСЖВ, войсками гражданской обороны, Государственной фельдъегерской службой РФ (далее — государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством РФ.

Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ.

2. Согласно Правилам оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 838), государственные военизированные организации могут осуществлять исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей. Государственные военизированные организации обязаны обеспечивать безопасность производства оружия, контроль за его производством, надлежащее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.

Каждая единица (партия) ремонтируемого оружия подлежит испытанию и (или) контролю в соответствии с требованиями технической документации и имеет индивидуальную цифровую и (или) буквенную маркировку.

Государственные военизированные организации имеют право:

— продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами;

— продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему.

Руководители государственных военизированных организаций вправе передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие с комплектом патронов к нему в количестве, равном емкости двух магазинов (барабанов), отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, а также военнослужащим и сотрудникам государственных военизированных организаций, уволенным с военной службы (со службы) в запас или ушедшим в отставку.

Порядок учета, хранения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями определен п. 15 — 22 вышеуказанных Правил.

3. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об оружии» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями.

Лицензирование деятельности по приобретению оружия и патронов к нему осуществляется применительно к порядку, установленному Федеральным законом «Об оружии»; действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на указанный вид деятельности. Применительно к видам деятельности, лицензирование по которым осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135. Согласно данному Перечню к ведению МВД России отнесено лицензирование следующих видов деятельности по обороту оружия:

— торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия;

— торговли патронами к оружию;

— экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

— коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.

Согласно указанному Перечню РАВ осуществляет лицензирование деятельности по производству оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также совместно с Росбоеприпасами — деятельности по производству патронов к оружию и составных частей патронов.

Смотрите так же:  Магазин залог в хабаровске

Согласно Положению о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 455, лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия осуществляет РАВ.

Лицензионными требованиями и условиями при производстве оружия и основных частей огнестрельного оружия являются:

— выполнение мероприятий по защите государственной тайны в сфере противодействия иностранным техническим разведкам, установленных государственными стандартами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Гостехкомиссии России;

— соответствие работников лицензиата требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Минтрудом России;

— наличие структурных подразделений, обеспечивающих осуществление лицензируемой деятельности;

— соблюдение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

— обеспечение помещениями, оборудованием, стендами и контрольно-измерительной аппаратурой, необходимыми для осуществления лицензируемой деятельности;

— проведение своевременной проверки испытательного и технологического оборудования, а также контрольно-измерительных средств;

— обеспечение учета и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, экспериментальных и опытных образцов оружия;

— наличие представительства заказчика;

— наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, наличие плана действий персонала на случай пожара;

— соблюдение требований по обеспечению охраны помещений для производства и хранения оружия и основных частей огнестрельного оружия.

Согласно Положению лицензиатом по данному виду деятельности может быть юридическое лицо.

В соответствии с Положением о лицензировании производства патронов к оружию и составных частей патронов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г., лицензирование производства патронов к оружию и составных частей патронов осуществляется Российским агентством по обычным вооружениям и Российским агентством по боеприпасам:

РАВ — в отношении патронов к боевому, гражданскому и служебному оружию с нарезными стволами по следующим группам однородной продукции:

— патроны к боевому, гражданскому и служебному оружию, включая испытательные и образцовые;

— составные части патронов (гильзы, пули, дробь и картечь, кроме капсюлей и пороха).

Росбоеприпасами — в отношении патронов к гражданскому и служебному гладкоствольному оружию по следующим группам однородной продукции:

— патроны к гражданскому и служебному гладкоствольному оружию, включая испытательные и образцовые;

— составные части патронов (гильзы, пули, дробь, картечь, капсюли и порох);

— патроны к газовому оружию самообороны.

Лицензионными требованиями и условиями при производстве патронов к оружию и составных частей патронов являются:

— наличие структурных подразделений, обеспечивающих осуществление лицензируемой деятельности;

— наличие помещений, оборудования, испытательных стендов и контрольно-измерительной аппаратуры, необходимых для выполнения лицензируемой деятельности;

— соблюдение требований нормативно-технической документации по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

— соответствие работников лицензиата требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Минтрудом России;

— соблюдение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

— соблюдение требований по обеспечению охраны помещений для производства и хранения патронов к оружию и составных частей патронов;

— наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, наличие плана действий персонала на случай пожара.

4. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является гражданин, нарушивший указанные правила. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об оружии» охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие имеют право приобретать граждане РФ, которые получили охотничьи билеты или членские охотничьи билеты. Приобретенное оружие подлежит регистрации в органах внутренних дел. При регистрации указанного оружия ОВД выдает разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лег на основании документа, подтверждающего законность его приобретения.

Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство РФ, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 9 Федерального закона «Об оружии».

5. В соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 июня 2000 г. N 438), граждане РФ имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие:

а) юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю оружием, его коллекционирование или экспонирование, либо государственным военизированным организациям — с предварительным уведомлением органов внутренних дел, выдавших им разрешения на хранение или хранение и ношение оружия;

б) гражданам, имеющим лицензии на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, — после перерегистрации оружия в органах внутренних дел по месту его учета.

На территории Российской Федерации запрещается продажа:

а) оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически не пригодных для эксплуатации;

б) оружия без номера и клейма, а также патронов без маркировки и знака соответствия государственным стандартам на первичной упаковке;

в) огнестрельного оружия с нарезным стволом, не прошедшего контрольный отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном МВД России;

г) оружия и патронов, полученных во временное пользование;

д) оружия и патронов, находящихся под таможенным контролем;

е) патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, снаряженных гражданами для личного использования;

ж) оружия и патронов иностранными гражданами.

Согласно п. 15 указанных Правил граждане РФ могут передавать оружие и патроны в организации, ведущие охотничье хозяйство, для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записей в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся указанными организациями.

Применительно к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему порядок их учета определен п. 49 — 53 указанных Правил.

6. В соответствии с вышеуказанными Правилами хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение оружия в порядке, установленном МВД России, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными МВД России, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.

Принадлежащие гражданам РФ оружие и патроны должны храниться по месту проживания граждан с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

Хранение оружия и патронов гражданами РФ в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

7. Согласно п. 13, 14 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях коллекционирование и экспонирование оружия имеют право осуществлять музеи, экспертные и специально созданные для этих целей учреждения государственных военизированных организаций.

Государственные военизированные организации имеют право передавать (продавать) для коллекционирования и экспонирования оружие, информация о котором не относится к сведениям, составляющим государственную тайну.

В музеи, экспертные и специально созданные для этих целей учреждения других государственных военизированных организаций оружие может передаваться без охолощения или приведения в учебный вид, а юридическим лицам и гражданам, имеющим лицензию на коллекционирование и экспонирование, как правило, передается охолощенное или приведенное в учебный вид оружие.

8. Административное наказание в виде возмездного изъятия охотничьего оружия и патронов к нему не может быть применено к лицам, для которых охота является основным законным источником средств существования (см. комментарий к ст. 3.6).

9. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия (за исключением гладкоствольного), его основных частей, боеприпасов квалифицируются как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 222 УК.

10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

— начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 комментируемой статьи, на рассмотрение мировым судьям (ср. ч. 2 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Возможно Вас заинтересует:

  • Штраф за ношение ножа Ответственность за ношение ножа Ранее существовала уголовная ответственность за ношение холодного оружия, но сегодня данная статья исключена из Уголовного кодекса РФ. Осталась только ответственность за нарушение правил ношения холодного оружия, […]
  • Ономастика учебное пособие Книги по ономастике В России исследования по ономастике публикуются во всероссийском журнале "Вопросы ономастики", издаваемом Институтом русского языка им. В. В. Виноградова и Уральским государственным университетом им. А. М. Горького, где создана […]
  • Кто имеет право вести реестр Ведение реестра акционеров в свете последних изменений в гражданском законодательстве Законодатель уделяет самое пристальное внимание деятельности акционерных обществ, что подтверждается принятием огромного количества нормативно-правовых актов, […]
  • База приставы курск Узнай о своих долгах! С таким названием во всех регионах страны проходит акция, цель которой исполнение судебных решений по взысканию долгов. На 1 февраля в Управлении федеральной службы судебных приставов по Курской области находится более 208 […]
  • Органы опеки и попечительства муниципального образования Опека и попечительство ПРИЁМ ГРАЖДАН СОТРУДНИКАМИ ОТДЕЛА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПУШКИН Внимание! В связи с подготовкой и сдачей годового отчета по форме 103-РИК последний прием граждан в 2018 […]
  • Подоходный налог с купли продажи Как платится подоходный налог (НДФЛ) с продажи квартиры? Каждый человек, продавая свое имущество, обязан по законодательству уплатить налог в казну государства. Как правильно оформить подоходный налог с продажи квартиры, и какие на сегодняшний день […]

Author: admin